Этапы управления затратами на качество

1. определение категории затрат

2. сбор данных по категориям затрат (усилия бухгалтерии и функциональных служб)

3. оценка затрат (доля затрат - сравнение затрат на качество с обобщающими показателями – объем выпуска, прибыль, общие затраты)

4. составление отчета по затратам на качество

Эффект от повышения качества у производителя:

· внутренний (в цехах): снижение брака, повышение эффективности, снижение затрат по отдельным показателям – СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

· внешний (на рынке, у покупателей): имидж, репутация, цены, количество клиентов – УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫРУЧКИ

Таким образом, снижение себестоимости + увеличение выручки = РОСТ ПРИБЫЛИ
ISO 10014 управление экономикой качества

Брак - продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Брак:

· абсолютный брак включает себестоимость брака + затраты на его устранение

· Брак относительный = Абсолютный / Стоимостной показатель (себестоимость, прибыль)

потери от брака:

· абсолютные потери = Брак относительный – Уцененная продукция – Штрафы

· относительные потери = (Абсолютные потери / Стоимостной показатель) *100%

· Коэффициент дефектности

Ai – коэффициент значимости; Дi – стоимостное выражение дефекта; n - выборка

(∑Дi*Ai) / n

· Коэффициент годности

· 1 - Коэффициент дефектности

Система менеджмента качества

1. Сущность и структура СМК

2. Эволюция СМК

3. Создание СМК

Сущность и структура СМК

ОУ
Р

СУ

Объект управления – то, на что направлено воздействие

Р – результат (желаемая цель)

Функция управления – постоянно повторяющиеся процессы, который имеют некую особенность

1- планирование

2- организация

3- контроль

4- коммуникации

5- метод управления

Управляя качеством, мы должны изменять характеристики объекта. Характеристики – результат процессов. То есть, управляя качеством, мы должны управлять процессами. Процесс - совокупность взаимосвязанных видов деятельности преобразующих входы в выходы, ресурсы в продукцию.

процессы (жизненный цикл продукта):

1. формирования качества ФК (маркетинговые исследования, проектирование продукции. Результат - некий проект)

2. обеспечение качества ОК (материально-техническое обеспечение, производство, контроль качества. Результат - продукт)

3. поддержания качества ПК (хранение, упаковка, транспортировка, сбыт, сервис, использование, утилизация)

Управляя качеством продукта, мы управляем процессами жизненного цикла продукта(все процессы должны быть качественными).

Управляя качеством продукта, мы управляем работой каждого сотрудника.В управление качеством вовлечен весь персонал. Хочешь улучшить качество – улучшай систему.

В Японии 98% качества определяется совестью работника, 2% - знаниями и умениями. Заинтересованность в конечном результате каждого работника.

объект управления качества –процессы и работники, осуществляющие эти процессы.

субъект управления качества –весь персонал.

Система менеджмента качества – совокупность организационных структур, методик (административные, социально-психологические, экономические. инструментальные), процессов (ИСО) и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

1 – руководство

2 – менеджмент ресурсов

3 – производство

4 -мониторинг, анализ

совершенствование
2 4
продукция
   
  Этапы управления затратами на качество - student2.ru Этапы управления затратами на качество - student2.ru

ISO 9001 включает сл.разделы:

1. Введение (система менеджмента качества, ее разработка относится к стратегическим рениям организации; стандарту устанавливает минимальные требования к системе). В стандарте используется процессный подход к разработке СМК

2. Назначение (указано, что стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества, эти требования используются при демонстрации способности СМК удовлетворить потребности; эти требования используются при совершенствовании СМК). Требования применимы к любой организации.

3. Нормативная ссылка. Содержит термины и определения; документы, обязательные при использовании стандарта.

4. Система менеджмента качества. Указано, что организация должна разработать, документально оформить и внедрить СМК, а также поддерживать и улучшать СМК:

4.1. необходимо определить процессы, определить последовательность и взаимодействие процессов, определить критерии выполнения процессов, обеспечить необходимыми ресурсами, проводить мониторинг и улучшения процессов. Если организация использует аутсорсинг, она должна гарантировать, что эти процессы контролируются и обеспечивают требуемое качество.

4.2.Требования к документации. Документация СМК включает: политику и цели в области качества (официальный документ, подписанный руководителем); руководство по качеству (описание СМК); процедуры (порядок выполнения процесса) и записи (выполненная работа и полученные результаты) о качестве; прочая документация, определенная организацией.

4.2.2. Руководство по качеству. Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству. Указана область применения СМК, раскрыты процедуры взаимодействия между системами и процессами, подсистемами качества

4.2.3. Документы СМК должны управляться.

5. Ответственность руководства. Руководство должно установить цели в области качества и донести их до всех работников организации. Планирование деятельности должно осуществляться в соответствии с этими целями. Руководство должно определить полномочия персонала и довести их до персонала.

5.5.2. Руководство должно назначить представителя руководства по качеству (форма назначения не определена – приказ, устно, по телефону…).

Этот представитель гарантирует, что система менеджмента качества функционирует, информирует руководство о ее функционировании и направлениях улучшения, а также он гарантирует, что ведется работа по наиболее полному удовлетворению потребителей. В должностных инструкциях эти функции прописывать необязательно.

5.5.3. Внутренние коммуникации. Руководство должно обеспечить коммуникационные процессы в организации и особенно результатов функционирования СМК.

5.6 Анализ со стороны руководства. Высшее руководство должно анализировать СМК.

6. Менеджмент ресурсов. Организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые для функционирования СМК и удовлетворения потребителей.

6.2. Людские ресурсы. Персонал должен быть компетентен на основе соответствующего образования, подготовки и опыта (не указана конкретика – требования к образованию, опыт работы и т.д., их устанавливает сама организация)

6.2.2. Организация определяет требования к компетентности, принимает меры по достижению требуемой компетентности, гарантирует что персонал знает о важности его деятельности и о вкладе в результаты деятельности организации.

6.3. Организация должна обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру (здания, сооружения, технологическое оборудование, ПО).

6.4. Рабочая среда. Организация должна определить и управлять средой. Среда – условия выполнения работы (освещение, отопление, влажность, ум и т.д).

7. Выпуск продукта.

7.1. организация должна планировать процессы выпуска продукции.

7.2. процессы, связанные с потребителями. Организация должна определить требования потребителя, анализировать эти требования и гарантировать, что они выполняются. Организация должна поддерживать связи с потребителями.

7.3. Проектирование и разработка. Организация должна управлять проектированием и разработкой продукта, анализировать эти процессы, проверять.

7.5.4. Собственность потребителя. Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, находящейся под управлением организации (персональные данные)

7.5.4. Сохранение продукта. Организация должна сохранять продукт в ходу внутренних процессов и поставок.

7.6. Управление контрольным и измерительным оборудованием. Организация должна виды мониторинга и соответствующее оборудование.

8. Измерения, анализ и улучшение. Организация должна планировать и осуществлять деятельность по мониторингу, измерению, анализу и улучшению.

8.2.Мониторинг и измерение:

8.2.1. Удовлетворенность потребителей. Методы определяются организацией.

8.2.2. Внутренние аудиты с привлечением компетентных специалистов (как внутренние, так и внешние).

8.2.3. Мониторинг и измерение продуктов (их характеристик). Продукция, не соответствующая установленным требованиям, не должна поставляться на рынок.

8.3. Управление несоответствующим продуктом (браком). Организация гарантирует, что брак не попадет к потребителю (но наличие брака допускается).

8.5. Улучшение

8.5.1. Организация должна непрерывно улучшать СМК (цикл непрерывного улучшения PDCA (планируй – делай – контролируй - улучшай).

8.5.2. Корректирующие действия. Организация должна предпринимать действия по устранению причин несоответствий

8.5.3. Предупреждающие действия. Организация должна устранять причины потенциальных несоответствий.

Эволюция СМК

Выделяют 4 периода (каждый продолжительностью около 200 лет)

1. период индивидуального управления качеством XIV-XV век

ремесленное производство (единоличный мастер + подмастерья)

тщательный отбор поставщиков, организация производства товаров/услуг

«Плюсы»:

· ремесленник боролся за качество, так как это основа конкурентного преимущества и привлечения потребителей (скрипка Страдивари);

· тесное сотрудничество с потребителями и поставщиками;

· отсутствие бюрократии, простое управление;

· уменьшение затрат, оптимизация расходов

· системная работа с потребителем (работа на постоянного клиента)

«Минусы»:

· ручной труд - низкая производительность;

· небольшие объемы производства;

· ненасыщенный рынок

2. период цехового управления качеством XVI-XVII век

мануфактура, объединение ремесленников в цеха.

специализация, разделение труда; сохранение ручного труда, но совершенствование орудий труда.

разделение управления качеством: выделяется начальник цеха, появилась знаковая фигура – мастер, который отвечал за качество готовой продукции, а также работник – отвечал за качество своей операции

«Плюсы»:

увеличение производительности труда, увеличение объемов, рынок более наполнен товарами.

«Минусы»:

снижение качества (за всеми работниками не уследить)

система управления должна быть не менее сложной, чем объект управления

3. период индустриального управления качеством XVIII век

(фабрично-заводское управление)

появление паровой машины, отказ от ручного труда, сокращение численности работников.

совершенствование оборудования, инструментов, усложнение сиситемы управления, появление ДИРЕКЦИИ, а также ИНСПЕКТОР ПО КАЧЕСТВУ (координатор усилий цехов)

сохранение недостатков цехового производства, низкое качество продукции

4. период системного управления качеством XX век

первый этап:

система Тейлора «школа научного менеджмента» 1900-1920 гг.

изучал систему производства Форда, револьвера

уникально производство, по образцу. Каждый автомобиль уникален, зап.части не подходили, очень затратно.

потребность наладить производство стандартных частей – переход к конвейерному (массовому) производству.

введение норм, стандартов; контроль за выполнением этих норм; штрафы за невыполнение норм (позднее появились премии – формирование системы мотивации)

Наши рекомендации