I 10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых и технологических процессов
| Современная торговля во всем мире уже давно рассматривает самооб-I служивание как основную форму торгового обслуживания населения. ^ Именно эта форма, при ее правильном использовании, дает наиболь-▼ ший экономический эффект торговым предприятиям, являясь при этом наиболее привлекательной и удобной для покупателей. В нашей стране это тоже в принципе понимали, однако в силу ряда народнохозяйственных причин решали эту проблему (как, впрочем, и остальные) не экономическими, а административными методами. Верхние уровни управления доводили до нижестоящих органов соответствующие задания по уровню самообслуживания на очередную пятилетку с разбивкой по годам, и в дальнейшем, чаще всего «из под палки», торговые организации «внедряли» самообслуживание в подведомственные торговые предприятия. Сами же работники магазинов по целому ряду объективных и субъективных причин почти никогда не были заинтересованы в расширении самообслуживания, не видя в этой форме обслуживания, прежде всего, экономической целесообразности для себя лично. Чаще всего самообслуживание влекло за собой дополнительные затраты — плохо обеспечивалась сохранность товаров в торговых залах, не укладывались в нормы «забывчивости» покупателей, в продовольственных магазинах приходилось держать дополнительно
штат фасовщиков и т. д.
Во многом именно по этим причинам, как только в торговле пошел процесс приватизации торговых предприятий, как только ослабли административные тиски, самообслуживание в стране повсеместно стали сворачивать. С достигнутых было 56% к началу 1994 г. уровень самообслуживания упал на 7%. Даже самые лучшие и современные • магазины — универсамы — стали превращаться в обычные «традиционные» магазины, торгующие через прилавки. Однако постепенно
владельцы приватизированных торговых предприятий все чаще стали сталкиваться со снижением рентабельности, ростом затрат на содержание магазина. Встала задача: обходиться меньшей численностью работников, не теряя при этом покупателей. Следовательно, необходимо использовать опыт развитых стран — широко использовать самообслуживание. Однако это предполагает торговлю расфасованными и упакованными товарами. Если фасовать в самих магазинах — необходимо держать дополнительно штат фасовщиков либо фасовать непосредственно за прилавком, что резко снижает производительность труда продавца.
Зарубежная практика давно идет по пути, когда фасовка и упаковка продовольственных товаров на потребительские дозы производится в промышленности. Это является неотъемлемой частью процесса производства. У нас же, в условиях отсутствия конкуренции между предприятиями пищевой промышленности, производство считает свою задачу выполненной, выпустив, по сути, не товар, готовый к реализации в розничной торговле, а полуфабрикат.
На долю пищевой промышленности Петербурга, в частности, приходится всего лишь около 30% фасованной продукции в поставках продовольственным магазинам города. Причем это часто вынужденная фасовка — консервы, винно-водочная и безалкогольная продукция. Самые же трудоемкие виды товаров: бакалейные, кондитерские, гастрономические, плодоовощные и т. д. — магазины вынуждены фасовать сами. До начала приватизации и разгосударствления государственные торговые организации (торги, оптовые предприятия) организовывали у себя фасовочные цеха и участки, что в какой-то степени облегчало жизнь магазинам самообслуживания, да и централизованная фасовка в среднем была на 30-5% экономичнее, чем децентрализованная (в магазинах).
С ликвидацией торгов ликвидировались и фасовочные производства (за редким исключением), и приватизированные магазины встали перед дилеммой — либо торговать в основном импортной продукцией (расфасованной и упакованной), либо нести дополнительные затраты по реализации отечественных продуктов. Чаще, как показывает практика, выбирают первый путь. Во втором случае магазины отказываются от самообслуживания, чтобы не вводить дополнительные затраты на фасовку, но это, как уже указывалось, ведет к росту численности продавцов и, соответственно, расходов на зарплату.
Однако не только промышленность должна заниматься фасовкой и упаковкой. В ряде случаев — это обязанность оптовых предприятий,