Таким образом, цена имеет важное политическое, экономическое и социальное значение
Оценивая эффективность государства, мы обращаем внимание на соответствие объема осуществляемых государством функций и реализуемых им мер экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране. Количественной предпосылкой качественных характеристик государственной политики (эффективность, стабильность, определенность) является состояние системы государственных и муниципальных финансов, из чего можно заключить, что ее роль заключается в обеспечении дееспособности и действительности мер политического регулирования экономических и социальных процессов.
16.3. Система государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль - целевая комплексная система экономико-правовых действий уполномоченных органов по соблюдению финансовой дисциплины участников экономических отношений и финансового законодательства.
В экономическом смысле финансовый контроль выполняет задачу управления денежными потоками с целью обеспечения эффективности финансовых операций. Базовая компетенция финансового контроля зависит от формы государственного устройства,
уровня экономического развития,
состояния института собственности.
Формы государственного финансового контроля разделяют на обязательный контроль,
инициативный,
предварительный,
оперативный,
последующий.
Основные методы государственного финансового контроля –
надзор,
обследование,
анализ финансового состояния,
наблюдение (мониторинг),
ревизия.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляют соответствующие структуры Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты РФ и ее территориальные органы. Органы исполнительной власти (Президент России, Правительство РФ) также исполняют функции финансового контроля в пределах своей компетенции.
Оперативный финансовый контроль осуществляет соответствующие структуры Минфина России. Специализированный финансовый контроль проводят уполномоченные органы в области налогового, страхового, банковского, таможенного, валютного надзора и других видов надзора.
16.4. Понятие и основные направления государственной и муниципальной финансовой политики
Любое современное государство осуществляет управление для достижения поставленных целей и задач путем реализации государственной политики. Эффективность управления зависит от выбора приоритетов интересов государства, совокупности инструментов, при помощи которых достигаются цели и задачи, стоящие перед государством.
Деятельность государства по выполнению своих функций по линии выбранных приоритетов представляет собой государственную политику, которая пронизывает всю систему общественных отношений. Практическая деятельность государства в области финансовых отношений является тактической характеристикой финансовой политики.
В соответствии со стратегической характеристикой финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
В качестве важнейших составляющих государственной и муниципальной финансовой политики выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, инновационная, таможенная политика. Также государственная финансовая политика связана с кредитно-денежной политикой государства, направленной на регулирование инфляционных процессов и обеспечение стабильных темпов экономического развития.
Бюджетная политика
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, раскрывается в двух функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Вторая функция - контрольная - позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Для осуществления функций бюджета государство вырабатываетбюджетный механизм, представляющий собой
совокупность форм организации бюджетных отношений,
методов мобилизации и
использованиясредств общегосударственного денежного фонда.
Бюджетный механизм включает в себя:
бюджетную систему страны;
административные органы;
правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;
систему документации и отчетности
и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм,отражающих отдельные этапы перераспределения стоимости, -доходов и расходов бюджета.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он представляет собой основной финансовый план страны, утверждаемый Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
В рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В современных условиях средства государственного бюджета должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также финансирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения. Социально-экономическая роль бюджета реализуется с помощью бюджетной политики государства.
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговой нагрузки на экономику;
• упорядочивание государственных обязательств;
• создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП,она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий. Она является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и займы.
Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо реализовать основные ее принципы:
• реалистичность, т.е. исключение ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
• ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
• жесткость бюджетов, превращение их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
• увеличение доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
• усиление результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Оно задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и планируемый период. Бюджетная политика обязательно координируется с денежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной политикой.
В очередном Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ Д.А. Медведев подвел итоги бюджетной политики 2009-2010 годов и определил ее задачи на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу.
Он отметил появившиеся в экономике позитивные тенденции, признаки роста. Бесперебойное функционирование финансовой и банковской систем оценил как результат последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой систем, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
Президент РФ считает, что в условиях кризиса 2009-2010 гг. Правительству РФ удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, снизить уровень безработицы.
По мнению президента, кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, - ее зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков. Создание условий и стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда будет способствовать модернизации социально-экономической системы страны.
Бюджетная политика 2011-2013 гг. должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Для этого следует решить следующие задачи:
1.Обеспечить макроэкономическую стабильность, которая предусматривает сбалансированный бюджет, снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.
2.Скоординировать долгосрочное стратегическое и бюджетное планирование, т.к. они слабо увязаны между собой, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики.
3.Обеспечить нацеленность бюджетной системы на достижение конкретных результатов, принять комплекс взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.
4.Разработать и внедрить инструменты поддержки инноваций на основе софи-нансирования проектов либо стимулирования видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства. Необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров, повысить эффективность использования государственных инвестиций.
5.Повысить качество человеческого капитала, поскольку модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.
В целом, подчеркнул президент, необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи, улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности1.
3.4. Понятие бюджетного устройства, бюджетной системы
и бюджетного процесса. Стратегия развития бюджетной системы России. Организация бюджетного процесса РФ, его участники
Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.
1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 гг.» / / Финансы. - 2010. - №7. - С. 3-9. |
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств -членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве1.
Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система (рис. 2).
Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная система РФ
Федеральный бюджет | Федеральные | Территориальные | Территориальные | |||||
РФ | внебюджетные фонды | бюджеты | внебюджетные фонды | |||||
-------------------------- | ----- | |||||||
Федеральные | Бюджеты субъектов | Бюджеты муниципаль- | Местные целевые | |||||
целевые бюджетные | РФ (региональные | ных образований | — | бюджетные фонды | ||||
фонды | бюджеты) | (местные бюджеты) | ||||||
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (ст. 65 Конституции
РФ):
1) федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят - 83 бюджета, из них: 21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджета автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты (около 28 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ - включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
7.1. Цели, значение и методы
государственного регулирования цен
Одним из главных видов государственного воздействия на экономические процессы является ценовое регулирование. Цена -важнейший центральный элемент рыночной экономики.
Посредством цены осуществляется взаимосвязь между предприятиями и отраслями, стимулируется их развитие.
Одновременно цена выступает как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывает возможности потребителя с денежными запросами производителей.
Цена тесно связана с другими элементами рыночного механизма, реагирует на их изменения: любое воздействие государства на воспроизводственный процесс автоматически отражается на ценах, точно так же воздействие на цены сказывается на всем процессе производства и реализации.
Цены играют и важную социальную роль: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг населения, их расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи, поэтому наиболее чувствительной бывает реакция населения на изменение уровня цен
Таким образом, цена имеет важное политическое, экономическое и социальное значение.
Уровень и динамика цен рассматриваются как важнейшие характеристики состояния экономики в целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении государства. Политика цен - это действия органов государственной власти (федеральных, региональных и местных) и субъектов ценообразова-ния, направленные на регулирование цен в народно-хозяйственном комплексе, и контроля за их соблюдением.
Государственная ценовая политика реализуется через определение порядка формирования цен и их регулирования, контроль за соблюдением дисциплины цен, пресечение действий монополистических структур с целью создания равных конкурентных условий всем предприятиям и предпринимателям.
Регулирование цен заключается в том, что с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий государство воздействует на цены таким образом, чтобы обеспечивать развитие экономической системы, способствовать свободе предпринимательства, защищать предприятия различных форм собственности, содействовать конкуренции, контролировать инфляцию и смягчать ее последствия для населения и предприятий.