Ключевые термины и понятия. Отраслевая структура национальной экономики Беларуси характеризуется соотношением между отдельными отраслями

Отраслевая структура национальной экономики Беларуси характеризуется соотношением между отдельными отраслями, сферами деятельности, межотраслевыми хозяйственными комплексами по показателям их доли в ВВП страны, стоимости основных средств, численности занятых. Сложившаяся отраслевая структура белорусской экономики обусловлена исторически, она формировалась эволюционным путем под влиянием множества объективных внутренних и внешних факторов, в числе которых факторы экономического потенциала Беларуси, изменения в глобальном экономическом окружении, развитие технологий.

Отраслевая структура экономики характеризуется опре­деленной устойчивостью, ее не просто изменить в течение ко­роткого промежутка времени, но в то же время в ней посто­янно происходят изменения, движущей силой которых яв­ляется конкуренция: одни предприятия, лидирующие в кон­курентной борьбе, наращивают масштабы производства, уве­личивают капитал и количество занятых, другие не выдер­живают конкуренции, сокращают объемы деятельности и в конечном итоге могут уйти с рынка.

Успех предприятий в конкурентной борьбе неслучаен, он имеет субъективную и объективную основу. Качество управления и предпринимательский талант руководителя могут проявляться независимо от отрасли специализации пред­приятия и создают субъективную основу конкурентоспособ­ности. Присутствует также совокупность факторов, включая наличие природных ресурсов, традиционные знания и уме­ния людей в определенной области, размещение предприя­тий в пространстве, которые имеют объективную природу и влияют на успех каждого предприятия в конкурентной борьбе. Именно данная группа факторов создает предпосыл­ки для успешного развития не отдельных предприятий, а це­лых отраслей экономики.

В современной глобальной экономической среде, для ко­торой характерно свободное перемещение товаров и капита­ла между странами, действие конкуренции переместилось с локального на мировой уровень, и от успеха каждого пред­приятия зависит не только положение отдельных отраслей, но и состояние всей экономики страны. Но не одна лишь кон­куренция определяет степень развития отраслей экономики, не менее важна роль правительства, которое посредством структурной политики стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей. Чем, например, можно объяснить лидирующие позиции США в области информационных тех­нологий? Одним из факторов успеха стала государственная целевая программа развития информационных технологий, инициированная американским правительством еще в 60-х гг. XX в. Государственная целевая программа, стиму­лировавшая инновационную активность предприятий Финляндии в 80—90-х гг. XX в., позволила занять этой стране лидирующие позиции в сфере телекоммуникаций.

Сейчас в рамках проводимой правительством Беларуси структурной политики решаются схожие задачи: в будущем белорусская экономика должна стать инновационной и ресурсоэффективной, с этой целью требуется создание принци­пиально новых производств в таких сферах, как информаци­онные технологии и телекоммуникации, биотехнологии, энергетика и др. Не последнюю роль в стимулировании изме­нений отраслевой структуры экономики играет мировой фи­нансовый кризис, под влиянием которого стали очевидны малозаметные в период длительного экономического роста проблемы ресурсной обеспеченности, высокой материалоемкости, узости рынков сбыта ряда отраслей экономики.

При изучении отраслевой структуры национальной экономики Беларуси важно усвоить базовые понятия, в числе которых отрасль экономики, сектор экономики, межотраслевой хозяйственный комплекс.

Под отраслью экономики понимается совокупность качественно однородных хозяйственных единиц с особыми ус­ловиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Отрасль экономи­ки представляет собой совокупность родственных предприя­тий, организаций и учреждений, обладает производствен­но-техническим единством.

В рамках большинства отраслей экономики могут быть выделены несколько более узких отраслей, а также подот­раслей. Например, промышленность как отрасль экономики включает в себя такие отрасли, как энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышлен­ность и др. В свою очередь машиностроение и металлообра­ботка включает подотрасли: автомобильную промышлен­ность, тракторное и сельхозмашиностроение, станкострое­ние, приборостроение и др. В белорусской экономике выде­ляют более 100 отраслей и подотраслей. Координация дея­тельности предприятий внутри каждой крупной отрасли осуществляется отраслевыми министерствами.

Межотраслевой хозяйственный комплекс — сложная система с высоким уровнем интеграции между образующи­ми ее элементами по потокам товаров, ресурсов информации, в силу чего обладающая высоким уровнем устойчивости к негативным внешним воздействиям. Высокая взаимосвя­занность и лучшая управляемость предприятий, включен­ных в хозяйственный комплекс, создает эффект синергии, который проявляется в превышении суммарной эффектив­ности комплекса над суммой собственной эффективности каждого из образующих его предприятий.

В белорусской экономике выделяют девять хозяйствен­ных комплексов:

1) топливно-энергетический;

2) машиностроительный;

3) химико-лесной;

4) агропромышленный;

5) строительный;

6) транспортный;

7) социально-потребительский;

8) социально-культурных отраслей;

9) отраслей жизнеобеспечения.

Сектор экономики — базовая в системе национальных счетов институциональная единица, выделяемая для удоб­ства ведения статистического учета в условиях рыночной экономики. В соответствии с системой национальных счетов экономика включает пять секторов:

1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия (реальный сектор экономики);

2) финансовые учреждения;

3) государственное управление;

4) частные некоммерческие учреждения, обслуживаю­щие домашние хозяйства (население);

5) домашние хозяйства.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность от­раслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, на­сыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечива­ющих экспорт продовольствия и сырья. АПК включает сельское и лесное хозяйство, отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, отрасли, производящие сред­ства производства для сельского хозяйства, отрасли, обеспе­чивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализа­цию продукции АПК.

Основным звеном агропромышленного комплекса явля­ется сельское хозяйство.

Переработкой сельскохозяйственного сырья занимаются пищевая промышленность, ряд подотраслей легкой про­мышленности.

К отраслям, производящим средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК, относят­ся тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, про­изводство оборудования для пищевой промышленности, ре­монт сельскохозяйственной техники, производство мине­ральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа для сельского хозяйства, микробиологическая промышленность, сельское производственное строительство.

Управление структурными подразделениями АПК осу­ществляют: Министерство сельского хозяйства и продо­вольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышлен­ностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельс­кого хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (трак­торное и сельскохозяйственное машиностроение) и др.

Агропромышленный комплекс призван обеспечивать ос­новные потребности страны в сельскохозяйственной продук­ции и продовольствии в основном за счет собственного про­изводства. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается уг­роза экономической безопасности и независимости страны.

Сельское хозяйство должно обеспечивать население стра­ны высококачественным продовольствием, снабжать пище­вую и легкую промышленность необходимым сырьем; сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. В настоящее время эта задача полностью не решена.

С 2000 г. наблюдается тенденция роста сельскохозяй­ственного производства. Колебания в производстве сельско­хозяйственной продукции связаны с социально-экономичес­кими факторами: уменьшением внесения минеральных и органических удобрений; ухудшением агротехники возде­лывания сельскохозяйственных культур; износом матери­ально-технической базы; ухудшением кормовой базы; низ­кой продуктивностью животных из-за отсутствия целенап­равленной селекционной работы.

Достигнуто увеличение объемов производства по основным продуктам сельского хозяйства в расчете на душу населения.

Эффективность сельского хозяйства определяется таки­ми важнейшими показателями, как рентабельность сельско­хозяйственной продукции и затраты труда на производство ее основных видов.

Несмотря на то, что территория Беларуси относится к од­ной природной зоне, имеются существенные различия в со­циально-экономических и природных условиях не только отдельных ее регионов, но и хозяйств. Эти различия опреде­ляют зоны специализации сельского хозяйства.

Для интенсивного ведения сельскохозяйственного про­изводства на всех угодьях Республика Беларусь не распола­гает достаточными финансовыми, материальными и трудо­выми ресурсами, а сохранение экстенсивных методов эконо­мически неэффективно. Следовательно, приоритетное разви­тие должны получить сельскохозяйственные предприятия, создавшие высокоэффективное товарное производство.

Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси представлена рядом отраслей и производств, среди которых пищевая промышленность, отрасли легкой промышленнос­ти, связанные с первичной обработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Пищевая промышленность включает более 2,3 тыс. предприятий. В ее состав входят более двух десятков подотраслей. Наиболее крупными являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная.

Повышение эффективности АПК предусматривается, пре­жде всего, за счет реализации комплекса организацион­но-экономических мероприятий по рациональному исполь­зованию природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечению рентабельного ведения сельскохозяй­ственного производства при его обоснованной государственной поддержке. Приоритетными задачами в этой сфере являются: совершенствование специализации сельскохозяй­ственного производства; повышение плодородия почв и про­дуктивности мелиорированных земель; развитие растение­водства и животноводства, крупнотоварных форм организа­ции производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности; расширение внешнеторговой деятельности агропромышлен­ного комплекса; совершенствование его организационно-эко­номической структуры и ряд других.

Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспек­тиве является формирование эффективного, конкурентоспо­собного, устойчивого и экологически безопасного агропро­мышленного производства, которое соответствовало бы ми­ровому уровню и обеспечивало продовольственную безопас­ность страны.

Строительный комплекс рассматривается как межот­раслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направ­лена на создание, реконструкцию и освоение объектов про­изводственного и непроизводственного назначения. Продук­цией строительного комплекса считаются полностью завер­шенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты соци­альной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специ­ализированные строительные организации, предприятия про­мышленности строительных материалов и строительной ин­дустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследова­тельские организации, строительные фирмы, биржи и другие организации, специализирующиеся в области строительства.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Строительство (капитальное строительство) рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже дей­ствующих основных фондов. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. Жилищное строительство относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь. В республике принят ряд нормативных и правовых документов, предусматривающих меры по увеличению жилищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья.

Промышленность строительных материалов и конструкций непосредственно связана со строительством и обес­печивает его необходимыми материалами. Важной ее особенностью является использование в качестве основного сырья нерудных полезных ископаемых. Промышленность строи­тельных материалов в Беларуси представлена более 1400 предприятиями и производствами. В настоящее время отрасль объединяет 20 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отде­лочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов.

Развитие промышленности строительных материалов на перспективу определяется Основными направлениями развития материально-технической базы строительства Респуб­лики Беларусь на период с 1998 по 2015 г. отраслевыми про­граммами.

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт воз­действует на весь процесс воспроизводства, объединяет в це­лостную систему все секторы экономики, определяет устой­чивость транспортно-экономических связей, регулярность и сроки доставки сырья, материалов, топлива, трудовых ре­сурсов. В стратегическом плане транспортный комплекс обеспечивает обороноспособность страны, жизненно важные потребности экономики, населения в перевозках и услугах.

Транспортный комплекс страны — совокупность раз­личных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развиваю­щихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное ис­пользование каждого вида.

Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Выделяют транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы — пассажирский и грузовой транспорт. Виды транспорта отличаются друг от друга ис­пользованием разных естественных или искусственных пу­тей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный.

Национальное и межгосударственное значение транспорт­ного комплекса Беларуси определяется:

· трансграничной ролью страны, обусловленной ее гео­графическим положением;

· значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономической жизни страны;

· уровнем воздействия на окружающую природную сре­ду и среду обитания человека.

К транспортному комплексу предъявляются следующие требования: наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров; повышение экономичности перевозочных процессов; сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров; обеспечение интен­сивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факто­ров; повышение уровня комфортности при перевозке пасса­жиров, обеспечение полной сохранности перевозимых гру­зов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перево­зок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны, по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия), измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправ­ленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное рас­стояние перевозки в километрах, измеряется в тонно-кило­метрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем вы­полненной работы по перевозке пассажиров с учетом рассто­яний, на которые они были перевезены, измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, яв­ляются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестои­мость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Транспортная сеть — материальная основа транспор­тной системы. Она состоит из путей сообщения общего и не­общего пользования (за исключением технологических) и включает в себя железные дороги, автомобильные дороги, трубопроводы для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа, транспортные узлы.

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая пе­редачу и распространение различных информационных по­токов. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевиде­ние и радиовещание, радиосвязь, передача данных).

Основным регулирующим органом в области связи в Рес­публике Беларусь выступает Министерство связи и инфор­матизации Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями развития отрасли связи являются создание условий для внедрения новейших тех­нологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эк­сплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освое­нию новых современных услуг связи.

Для модернизации материально-технической базы от­расли предусматривается построение магистральных внут­ризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строи­тельство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

Комплекс социально-культурных отраслей (социаль­но-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказа­ние населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Отрасли социально-куль­турного комплекса вносят решающий вклад в формирование человеческого капитала страны. Управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Минис­терством труда и социальной защиты, Министерством информации и другими органами.

В развитии отраслей комплекса значительная роль отводится выполнению государственных минимальных социальных стандартов. В соответствии с законом «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. № 322-3, государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС) — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В систему ГМСС включаются ми­нимальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддер­жки и социального обслуживания.

ГМСС применяются для решения следующих задач: удовлетворения основных потребностей граждан в матери­альных благах и услугах; нормативного обеспечения формирования и использования средств бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находя­щимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

Образование — процесс обучения и воспитания в интере­сах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В отрасли функционирует система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятель­ности, осуществляемой государственными и частными уч­реждениями образования. Основное образование включает уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профес­сионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетичес­ком, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональ­ной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятель­ности. Данный вид образования может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Здравоохранение — система государственных, общест­венных и медицинских мероприятий, направленных на сох­ранение и укрепление здоровья людей, профилактику и ле­чение заболеваний, повышение уровня здоровья населения. Система здравоохранения выполняет две основные функ­ции — экономическую и социальную. Содержание экономической функции состоит в том, что в результате деятельности учреждений восстанавливается трудоспособность работни­ков, т.е. здравоохранение участвует в воспроизводстве трудо­вых ресурсов, влияет на повышение производительности труда. Содержание социальной функции проявляется в учас­тии медицинских учреждений в формировании здоровья че­ловека, увеличении продолжительности его жизни. В здра­воохранении выделяют лечебно-профилактический, сана­торно-курортный и аптечный комплексы. Одним из направ­лений реформирования системы здравоохранения в Беларуси является реструктуризация лечебно-профилактических орга­низаций и смещение приоритетов в сторону первичной меди­ко-санитарной помощи. Совершенствование обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами направле­но на повышение качества, оптимизацию объемов и структу­ры подготовки специалистов во взаимосвязи с реформирова­нием отрасли и реструктуризацией медицинской помощи.

Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Физическая культура и спорт пред­ставляют собой самостоятельную, динамично развивающую­ся отрасль национальной экономики со сложившейся струк­турой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оз­доровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (в редакции 2009 г.). Руководство этой де­ятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма.

К сфере культуры и искусства относится совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государ­ственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и ус­луг культурного, социально-информационного и декоратив­ного назначения. Ведущим органом в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Бе­ларусь. Законом «О культуре в Республике Беларусь» (в ре­дакции 2009 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на при­знании культуры в качестве одного из основных факторов са­мобытности белорусского народа, других национальных сооб­ществ, которые проживают в Беларуси, преемственности по­колений, а также в качестве основы развития и самореализа­ции личности, образования и воспитания детей и молодежи.

Социальное обслуживание — деятельность государства, юри­дических и физических лиц по оказанию социальной поддер­жки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Различ­ные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилита­ция и социальный приют.

Проведение преобразований в социально-культурной сфере требует учета специфики каждой отрасли комплекса.

Социально-потребительский комплекс объединяет про­изводство материальных благ и услуг для населения и вклю­чает торговлю и общественное питание, бытовое обслужива­ние населения и жилищно-коммунальное хозяйство.

Торговля — обособившаяся на основе общественного раз­деления труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Управление государственной торговлей осуществляет Министерство тор­говли Республики Беларусь, в потребительской коопера­ции — Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Общественное питание — отрасль экономики по про­изводству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, рестора­нов, буфетов и др.).

Бытовое обслуживание населения объединяет предприя­тия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. В сферу бы­тового обслуживания включаются технологически разнород­ные производственные отраслевые группы: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслу­живание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и па­рикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает воспро­изводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потре­бителей. В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное (жилищная сфера), гости­ничное, коммунальное хозяйство.

В управлении развитием отраслей социально-потребитель­ского комплекса широко применяется программно-целевой подход. В частности, принята Комплексная программа разви­тия сферы услуг в Республике Беларусь на 2011—2015 гг. в со­ответствии с которой предусматривается увеличение валово­го внутреннего продукта за счет ускоренного развития сферы услуг; расширение спектра и объемов услуг, повышение их качества; повышение конкурентоспособности отраслей сфе­ры услуг, обеспечение их доступности для всех слоев населе­ния; совершенствование структуры услуг на основе ускорен­ного развития приоритетных и новых видов услуг; увеличе­ние экспорта услуг и усиление позиций Беларуси на миро­вом рынке услуг; обеспечение ускоренного развития сферы услуг в малых городах и сельской местности; проведение кадровой политики по стимулированию притока работников в сферу услуг, прежде всего в сельскую местность.

Контрольные вопросы (л)

1. Что такое отраслевая структура промышленности? Опишите, используя статистические данные, отраслевую структуру белорусской промышленности.

2. Что такое структурная политика государства? Какой вы видите перспективную структуру промышленного комплекса белорусской экономики?

3. В чем проявляется необходимость создания агропромышленного комплекса страны? Назовите основные задачи АПК.

4. Что такое состав и структура АПК Республики Беларусь? Охарактеризуйте их, используя данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Определите направления совершенствования структуры АПК в Республике Беларусь?

5. Почему необходимо пропорциональное и сбалансированное развитие всех отраслей и сфер АПК?

Контрольные задания (пз(с))

1. Экономисты используют термины: отрасль экономики, сектор экономики, хозяйственный комплекс. Какие реальные объекты и системы характеризует каждый названный термин (приведите примеры)?

2. Опишите общую структуру регионального размещения промышленных производств в Беларуси. Назовите крупнейшие предприятия, расположенные в каждой из шести областей и г. Минске. Равномерно ли размещены промышленные производства по территории страны? Почему белорусское правительство, с вашей точки зрения, стимулирует развитие производств в малых городах и сельских населенных пунктах?

3. Охарактеризуйте особенности размещения и развития сельскохозяйственного производства по регионам Республики Беларусь.

Контрольные вопросы (л)

1. Охарактеризуйте состав строительного комплекса. Каковы роль и место строительного комплекса в экономике страны?

2. Каковы основные проблемы и перспективы развития строительного комплекса Беларуси?

3. Какие программы приняты и реализуются в строительном комплексе Республики Беларусь?

4. Каковы состав и структура транспортного комплекса?

5. Какую роль играет транспортный комплекс в национальной экономике?

6. Какие показатели используются для оценки работы транспорта? Охарактеризуйте их, используя статистические данные.

7. Охарактеризуйте пути совершенствования транспортной системы Республики Беларусь.

8. Какова роль отрасли связи в национальной экономике? Охарактеризуйте развитие систем связи и информатизации на современном этапе развития Республики Беларусь.

9. Охарактеризуйте, пользуясь статистическими данными, структуру социально-культурного комплекса национальной экономики Республики Беларусь.

10. Охарактеризуйте структуру социально-потребительского комплекса национальной экономики Республики Беларусь, используя статистические данные.

Список литературы

Основная:

1. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006.

2. Национальная экономика Беларуси: практикум / О.Н. Ерофеева [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.

Дополнительная:

1. Бондарь, Н.П. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. по­собие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.

2. Брестская область [Текст]: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; [редкол.: Г. Н. Хвалько и др.]. - Брест: [Главное статистическое управление Брестской области], 2012. - 398 с.

3. Ван, Яотянь Эффективность реализации инновационных программ в отдельных отраслях АПК Республики Беларусь [Текст] / Яотянь Ван // Новая экономика: научно-теоретический, научно-практический, научно-методический журнал. - 2011. - № 1. - С. 61-67.

4. Головачев, А. С. Конкурентоспособность национальной экономики: сущность, проблемы и пути их решения [Текст] / А. С. Головачев // Экономика и управление: научный и производственно-практический журнал. - 2010. - № 2. - С. 3-12.

5. Гринів, Л.С. Національна економіка: Навч. посібник / Л.С. Гринів, М.В. Кічурчак. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 464 с.

6. Гусаков, В. Г. Кооперативно-интеграционные отношения в аграрном секторе экономики [Текст]: [монография] / В. Г. Гусаков, М. И. Запольский; Национальная академия наук Беларуси, Институт системных исследований в АПК. - Минск: Беларуская навука, 2010. - 295 с.

7. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 529 с.

8. Промышленность Республики Беларусь [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 280 с.

9. Регионы Республики Беларусь - 2012 [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 870 с.

10. Республика Беларусь - 2012 [Текст] = Republic of Belarus: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 599 с.

11. Стратегия устойчивости развития АПК – продовольственная безопас­ность: монография / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск: Белорусская наука, 2008. – 514 с.

12. Шимова, О.С. Устойчивое развитие: учеб. пособие / О.С. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.

Нормативные и законодательные акты:

1. Комплексный план развития перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2008-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 янв. 2008 г. № 37.

2. Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Бе­ларусь, 14 июля 2003 г. № 943.

3. Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2008 г. № 262.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчи­вому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004.

5. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII.

6. Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 дек. 2010 г. № 1852 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №312. – 5/33044.

7. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011.

Наши рекомендации