Теоретические основы безопасности: понятие, сущность, основные характеристики.
Безопасность: понятие и сущность
Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны
Экономическая безопасность территории
Угрозы экономической безопасности территорий
Индикаторы экономической безопасности территории.
Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации -
Теоретические основы безопасности: понятие, сущность, основные характеристики.
Возникновение понятия «безопасность» уходит своими корнями в древнейшие времена. Человек живет в окружении различных угроз и опасностей, которые существуют как внутри человеческого сообщества, так и вне его.
Под опасностью понимается объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате чего ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние и придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.).
В свою очередь, возникновение опасностей обусловлено наличием источников опасности — условий и факторов, которые таят в себе и при определенных обстоятельствах сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.
Угроза — это непосредственная опасность, источник которой может быть установлен более или менее точно.
Угроза требует быстрого реагирования со стороны тех, против кого она направлена.
Риски — возможные опасности, в отношении которых предприняты профилактические действия.
Уязвимость — один из индикаторов состояния безопасности системы (индивидуума), свидетельствующий о ее потенциальной незащищенности перед внешними вызовами.
Как реакция на опасности стали развиваться различные подходы к обеспечению безопасности, которые были направлены на противодействие угрозам и опасностям, защиту от последствий их воздействия.
Первые трактовки понятия «безопасность» возникли еще в античные времена.
Так, Аристотель содержание безопасности сводил к проблеме самосохранения.
Современные подходы к трактовке понятия «безопасность» появились сравнительно недавно — в XX в. Во многом это было обусловлено войнами, революциями, резко возросшей опасностью техногенных и экологических катастроф. В результате в понятии «безопасность» произошло смещение акцентов с отдельного индивидуума (личности) на общество, государство, мировое пространство. Это, в свою очередь, выдвинуло проблему безопасности на одно из первых мест в жизни любого государства, а ее обеспечение стало приоритетом государственной политики.
Поле решения проблемы безопасности в обществе при практическом претворении его в жизнь — многообразие явлений природной, материальной и прежде всего социальной среды, свойства которых и отношения между которыми характеризуют или существующую угрозу (возможно, перспективную), или позитивные тенденции развития социума в стране. Уровень безопасности — результат определенных процессов, лишь малая доля которых связана с природными явлениями, протекающими вне сферы организованной деятельности людей, т.е. институциональной сферы (стихийных природных процессов). Основное же значение имеют управляемые процессы, в которых субъектом (т.е. источником активных воздействий) являются органы государственного управления. Объект этих управленческих воздействий — комплекс условий и факторов, в той или иной степени влияющих на равновесное состояние системы общественных отношений, т.е. безопасность общества.
За длительный период эволюции понятия «безопасность» сложилось множество его трактовок и интерпретаций, подходов к его формированию.
Вместе с тем анализ разных подходов позволяет дать три взаимосвязанных характеристики понятия «безопасность общества»:
1) непротиворечивость системы объективных законов функционирования общества;
2)стабильность и сбалансированность системы общественных отношений, обеспечивающих единство и взаимообусловленность интересов в обществе;
3) устойчивость воспроизводства мотивов позитивного поведения и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей в рассматриваемой системе.
В соответствии с этими характеристиками можно резюмировать: безопасность общества — это состояние (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния) сбалансированности внутренних и внешних его сторон, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития. Безопасность — это не только механизм, состояние, но и самостоятельное, достаточно автономное явление, во многом определяющее условия, жизненные возможности, будущее любого связанного с ним объекта.
При изучении вопросов, связанных с экономической безопасностью, большая часть экономистов придерживаются следующего понятия «безопасность»— это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В свою очередь, к жизненно важным интересамотносят совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности и государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В качестве основного субъекта обеспечения безопасности выделяется государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Кроме того, субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации, обладая правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с действующим законодательством и иными регулирующими документами и нормативными актами.
С категорией «безопасность общества» тесно связаны такие понятия, как национальные ценности и национальный образ жизни.
Национальные ценности — принадлежащая стране материальная, интеллектуальная и духовная собственность как основа ее существования и развития.
Национальный образ жизни — это исторически принятые отдельным национальным образованием или всем обществом в данной стране и наиболее распространенные и устойчивые формы социального и индивидуального поведения, нравственный уклад и система оценок, произвольные нарушения которых приводят к негативным социальным последствиям и (или) утрате самобытности.
К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы безопасности в РФ относятся:
· Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 05.10.2015, действующая редакция, 2016)
· Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства возникает как социальный феномен в ходе разрешения противоречия между такой объективной реальностью, как опасность, и потребностью предотвратить ее, локализовать, устранить последствия опасности. Опасность как таковая является объектом деятельности по обеспечению безопасности.
Основным понятием в области безопасности государства и общества на сегодняшний день является геополитика — наука, изучающая процессы и принципы развития государств, регионов и мира в целом с учетом системного влияния географических, политических, экономических, военных, экологических, этнических, демографических, религиозных и других факторов.
Исследование проблем безопасности тех или иных государств и регионов не может быть достаточно корректным и полным без системного анализа присущих им геополитических факторов, их оценки, ранжирования и сопоставления с геополитическими факторами, характерными для других государств и регионов.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В соответствии с пространственно-географическими масштабами опасностей укрупненно можно выделить следующие виды безопасности.
1. Международная глобальная безопасность.
Затрагивает большую часть государств мира независимо от их географического положения.
В качестве примера проблем, связанных с международной глобальной безопасностью, можно привести последствия глобального потепления в результате негативного антропогенного воздействия, борьбу с эпидемией смертельно опасных заболеваний, предотвращение распространения негативных последствий мировых экономических кризисов и т.д.
Следует отметить, что основная сложность в решении проблемы обеспечения безопасности в глобальных масштабах связана с тем, что в большинстве случаев принимаемые решения носят скорее консультативный, чем директивный характер и не могут в одностороннем порядке заставить все государства их выполнять. Наоборот, каждое государство исходя из своих национальных интересов выбирает по тому или иному вопросу свою стратегию поведения, которая может существенно отличаться от политики большинства стран.
2. Международная региональная безопасность.
В первую очередь затрагивает государства, расположенные в каком-то регионе мира (например, в Европе или на Евразийском пространстве). Имеет сложности обеспечения, во многом схожие с обеспечением международной глобальной безопасности.
3. Национальная безопасность.
Объектом безопасности является конкретное государство (редко — несколько государств) как единая система, характеризующаяся своими национальными ценностями и национальными интересами.
Практически для всех государств мира вопросы обеспечения национальной безопасности являются приоритетными в сравнении с более глобальными видами безопасности. Добавим, что система обеспечения национальной безопасности большинства государств представляет собой жесткую иерархическую структуру с соблюдением принципа обязательного административного подчинения; элементы структуры практически не имеют свободы в принятии отдельных решений.
Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Под национальной безопасностью Российской Федерации следует понимать безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Можно привести и другие определения национальной безопасности, встречающиеся в научной литературе:
• национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внутренних и внешних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других);
• национальная безопасность — это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также духовные и интеллектуальные ценности народа.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
В нормативно-правовых документах по национальной безопасности категория «безопасность» рассматривается не только как отсутствие опасности, но и в контексте обеспечения развития страны. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия ее реализации.
Обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. При этом главным приоритетом деятельности государства является повышение качества жизни его граждан, которое обеспечивается правовыми, политическими, экономическими и другими средствами.
Таким образом, проблему национальной безопасности в целом и ее составных частей нельзя рассматривать только с точки зрения интересов текущего периода; она должна тесно увязываться с потребностями и возможностями перспективного периода. С другой стороны, обеспечение национальной безопасности и ее слагаемых не может быть застывшим и постоянным по своим подходам и формам, по методам практической реализации. Они всегда должны учитывать реально сложившуюся ситуацию как в целом, так и в отдельных областях, а также наиболее вероятные тенденции развития.
С понятием «национальная безопасность Российской Федерации» связан ряд других понятий, раскрывающих и конкретизирующих данную категорию:
• национальные интересы Российской Федерации — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
• угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
• стратегические национальные приоритеты — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
Среди важнейших национальных интересов Российской Федерации в различных сферах можно выделить:
• во внутриполитическойсфере (сфере государственной и общественной безопасности) — сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;
• в военной сфере (сфере национальной обороны) — защита независимости страны, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
• в социальной сфере и сфере качества жизни — обеспечение высокого уровня жизни населения, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации;
• в сфере экономического роста(экономического развития) — вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах;
• в сфере науки, технологий и образования— развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования;
• в сфере здравоохранения и здоровья нации — увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
• в духовной сфере и сфере культуры — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры;
• в сфере экологической безопасности и рационального природопользования — сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;
• в информационной сфере— соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Следует также отметить, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В систему обеспечения национальной безопасности входят силы и средства обеспечения национальной безопасности.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации; к средствам обеспечения — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы национальной безопасности Российской Федерации являются:
• идентификация и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях;
• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее регионов. Среди основных элементов сил обеспечения безопасности следует выделить Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности представителей законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу; органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможни; природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.