Статистика по Кейнсианскому кресту
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики
Факультет права
Кафедра экономической теории
Статистика по Кейнсианскому кресту
по курсу:
«Макроэкономика»
Выполнила: студентка 1 курса
группы № 155
Коваленко Ирина Михайловна
Проверила:
Касаткина Анастасия Алексеевна
Москва
В макроэкономике существуют несколько известных моделей, которые характеризуют равновесие в долгосрочном и краткосрочном периодах: модель AD–AS, кейнсианская модель, модель IS–LM. Нам необходимо обратить внимание на модель кейнсианского креста. «Крест Кейнса» иллюстрирует достижение краткосрочного равновесия на товарном рынке.
Как известно, существует два основных подхода в макроэкономике: классический и кейнсианский. Раздел об особенностях макроэкономического равновесия на товарном рынке можно рассматривать с точек зрения этих подходов. Согласно кейнсианскому подходу, «полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов…», потому что планы инвестиций и сбережений не соответствуют друг другу [1]. А также величина располагаемого дохода – основной фактор, который определяет динамику потребления и сбережений.
Рассмотрим, каким образом устанавливается равновесие на товарном рынке в краткосрочном периоде. Равновесный объем выпуска достигается в случае, если «объем произведенной продукции равен совокупному спросу»: Y = AD; AD = C + I + G + Xn[2]. «Кейнсианский крест» включает несколько важных понятий: планируемые расходы (E), реальные расходы (Y). (Кстати, ВВП по расходам и совокупный спрос, несмотря на то, что имеют одну формулу, различаются тем, что совокупный спрос подразумевает планируемые расходы, а ВВП – фактические).
Итак, мы имеем несколько формул: Y = E; E = C + I + G + Xn. C – потребительские расходы (С = Са + MPC (Y – T)– функция потребления); I – инвестиционные; G – государственные закупки; Xn – чистый экспорт. Я бы хотела обратить внимание на потребительские расходы, показать статистику по этому показателю в России и США.
Статистика по России.
12.5. СТРУКТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
(в процентах к итогу)
2008 | 2009 | |||||||
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | 100 | 100 | ||||||
в том числе: | ||||||||
расходы на конечное потребление | 71,2 | 61,3 | 66,3 | 66,1 | 66,8 | 65,9 | 74,0 | 69,6 |
из них: | ||||||||
домашних хозяйств | 50,3 | 45,2 | 49,0 | 48,2 | 48,8 | 47,8 | 52,8 | 50,0 |
Источник: Россия в цифрах. 2011.
В данной таблице отражен показатель расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 1995 год, 2000 год, 2005 – 2010 года. Мы видим, что в 2000 г. расходы домашних хозяйств уменьшились почти на 5%, причиной этого можно назвать кризис 1998 года. Далее мы наблюдаем за небольшим повышением расходов (2005 г.), следом значения колеблются в среднем на 0,8% до 2008 года, то повышались, то понижались. В 2008 году произошел скачок на 5% вверх, в 2009 г. – снижение на 2,8% расходов. Причем необходимо отметить, что расходы домашних хозяйств в России составляет приблизительно 50% от всего ВВП. «Структура потребления во второй половине 2010 стала возвращаться к стандартам 1990х: выросла доля расходов на питание и сократилась доля расходов на потребительские товары, начали падать темпы роста обеспеченности предметами длительного пользования» [3].
7.3. СТРУКТУРА ФАКТИЧЕСКОГО КОНЕЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ(в процентах к итогу)
Источник: Россия в цифрах. 2011.
На данных диаграммах рассмотрена структура фактического конечного потребления домашних в хозяйствах. Мы видим, что основу потребления составляет покупка товаров и оплата услуг, которая в 2005 г и в 2010г. почти не отличается.
СОСТАВ И СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в год)
Год | Потреби-тельские расходы: | 1) Расходы на непродовольственные товары, из них: - одежда и обувь | -предметы домашнего обихода, бытовая техника | Расходы на продовольственные товары: -продукты питания | Расходы на услуги, из них: -здравоохране- ние | |
49% | ||||||
47,6% | ||||||
19918,8р. | 2713,2р. | 1220,4 | 9127,2р. | 412,8р. | ||
50870,4р. | 5434,8р. | 3667,2 | 16874,4р. | 33,2% | 1257,6р. | |
61000,8р. | 6646,8р. | 4426,8 | 19248р. | 31,6% | 1820,4р. | |
78488,4р. | 8128,8р. | 5707,2 | 22287,6р. | 28,4% | 2425,2р. | |
2008 | 98644,8р. | 10264,8р. | 7432,8 | 28736,4р. | 29,1% | 2821,2р. |
2009 | 104211р. | 10803,6р. | 7330,8 | 31812р. | 30,5% | 3187,2р. |
121546,8р. | 13135,2р. | 7504,8 | 35952р. | 29,5% | 4287,6р. |
Таблица составлена на основе: Таблицы 7.12. Состав потребительских расходов домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в месяц) и Таблицы 7.13. Структура потребительских расходов домашних хозяйств. Россия в цифрах. 2011.
ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ (в процентах к предыдущему году) 1996-2001гг.
Потребительские товары | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. |
Товары длительного пользования | ||||||
Холодильники бытовые | 76% | 103% | 90% | 111% | 104% | 119% |
Телевизоры цветного изображения | 79% | 99% | 85% | 78% | 113% | 115% |
Автомобили легковые | 76% | 160% | 75% | 89% | 99,5% | 106% |
Товары текущего потребления | ||||||
Обувь кожаная | 117% | 104% | 99% | 92% | 109% | 108% |
Верхний трикотаж | 107% | 104% | 100% | 96% | 111% | 107% |
Мясо и птица | 105% | 105% | 85% | 85% | 105% | 99% |
Источник: Россия в цифрах, 2002: крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 259.
Важно отметить1998 год – год кризиса в России. Произошло резкое сокращение физического объема продаж товаров длительного пользования и текущего потребления. Например, продажи автомобилей сократились на 85%! С 1999 по 2003гг. наблюдались высокие темпы роста в экономике.
21.8. ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖИ ОСНОВНЫХ ТОВАРОВ
(в процентах к предыдущему году) 2003-2009гг.
Потребительские товары | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Товары длительного пользования | |||||||
Холодильники бытовые | 110% | 112% | 107% | 109% | 101% | 104% | 91% |
Телевизоры цветного изображения | 110% | 142% | 132% | 103% | 140% | 131% | 96% |
Автомобили легковые | 112% | 94% | 145% | 107% | 131% | 123% | 72% |
Товары текущего потребления | |||||||
Обувь кожаная | 104% | 102% | 103% | 112% | 104% | 107% | 93% |
Верхний трикотаж | 106% | 106% | 111% | 108% | 102% | 110% | 95% |
Мясо и птица | 108% | 115% | 109% | 101% | 106% | 107% | 92% |
Источник: Россия в цифрах, 2010: крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2010.
С 1998г. начинается экономический подъем, с 2003г. по 2007г. разные категории товаров вели себя по-разному: то показатели увеличивались, то уменьшались на незначительное количество процентов. Важно отметить, что товары текущего потребления оставались примерно на одном уровне. В конце 2008 – середине 2009гг. индексы физического объема продажи резко уменьшились, вследствие кризиса.
СТРУКТУРА РАСПОЛАГАЕМОГО ДОХОДА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ(в процентах к итогу)
Год | Располагаемый доход домашних хозяйств | Оплата труда наемных работников | Смешанный доход | Сальдо доходов от собственности | Сальдо текущих трансфертов | |||
100% | 91,5% | 17,5% | 1,0% | - 10% | ||||
100% | 83,2% | 16,3% | 4,9% | - 4,4% | ||||
100% | 88,7% | 16,1% | 5,0% | - 9,8% | ||||
100% | 76,6% | 20,9% | 6,5% | -4% | ||||
100% | 80,0% | 19,1% | 5,4% | -4,5% | ||||
100% | 82,8% | 19,8% | 4,7% | -7,3% | ||||
1998 | 100% | 80,9% | 21,1% | 4,3% | -6,3% | |||
100% | 78,8% | 22,2% | 6,3% | -7,3% | ||||
100% | 83,4% | 19,7% | 6,0% | -9,1 | ||||
100% | 82,5% | 18,5% | 4,7% | -5,7% | ||||
100% | 80,7% | 20,6% | 4,6% | -5,9% | ||||
100% | 81,8% | 17,2% | 7,7% | -6,7% | ||||
100% | 81,7% | 17,2% | 8,0% | -7,0% | ||||
100% | 78,4% | 17,2% | 10,0% | -5,6% | ||||
100% | 80,0% | 17,0% | 9,0% | -6,0% | ||||
100% | 83,8% | 16,1% | 6,7% | -6,5% | ||||
2008 | 100% | 86,2% | 14,8% | 6,0% | -7,0% | |||
2009 | 100% | 82,8% | 15,0% | 6,7% | -4,5% | |||
Источник: Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2010гг. (приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник. 2011»).
Располагаемый личный доход (DPI) – это основной фактор, который влияет на потребительские расходы (С) именно в России. «Зависимость между объемом потребительских расходов домашних хозяйств и величиной их располагаемого дохода называется функцией потребления и отражает спрос домашних хозяйств на товарном рынке в краткосрочном (2–4 года) периоде» [4]. В период 1999 –1995 гг. данная зависимость в ценах 1992г., трлн. руб. выглядела так: C = 0,66 + 0,673 * DPI (На каждый рубль прироста личного располагаемого дохода потребление увеличивалось на 67 копеек). В период с 1997г. по 2002г. данная зависимость (в ценах 2000г., млрд. руб.) выражена так: С = 160,54 + 0,7339 * DPI(На каждый рубль прироста личного располагаемого дохода потребление увеличивалось на 73 копейки). «Реальные доходы населения отыграли кризисное падение в 2009 году» [5].
Статистика по США.
Совокупный спрос и его составляющие в млрд. долл.и в %.
1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | ||||
ВВП | 5546,1 | 5722,9 | 6038,5 | |||
Личные потребительские расходы | 3761,2 | 100% | 3906,4 | 100% | 4139,9 | 100% |
Товары длительного пользования | 468,2 | 12,4% | 457,8 | 11,7% | 497,3 | 12% |
Автомобили и автозапчасти | 202,9 | 5,4% | 185,5 | 4,7% | 204,3 | 4,9% |
Мебель и оборудование для дома | 174,2 | 4,6% | 180,6 | 4,6% | 194,5 | 4,7% |
Другое | 2,4% | 91,6 | 2,3% | 98,5 | 2,4% | |
Товары текущего потребления | 1229,1 | 32,7% | 1257,9 | 32,2% | 1300,9 | 31,4% |
Продукты питания | 604,8 | 16,1% | 621,4 | 15,9% | 633,7 | 15,3% |
Одежда и обувь | 207,3 | 5,5% | 5,5% | 228,2 | 5,5% | |
Бензин и масло | 108,4 | 2,9% | 102,9 | 2,6% | 103,4 | 2,5% |
Горючие материалы и уголь | 13,2 | 0,4% | 0,3% | 13,8 | 0,3% | |
Другое | 295,6 | 7,9% | 307,6 | 7,9% | 321,8 | 7,8% |
Услуги | 2063,8 | 54,9% | 2190,7 | 56,1% | 2341,6 | 56,6% |
Жилье | 547,5 | 14,6% | 574,4 | 14,7% | 14,5% | |
Коммунальные услуги | 215,6 | 5,7% | 227,1 | 5,8% | 234,4 | 5,7% |
Транспорт | 142,5 | 3,8% | 146,2 | 3,7% | 155,4 | 3,8% |
Медицинское обеспечение | 526,2 | 14% | 577,1 | 14,8% | 628,4 | 15,2% |
Другое | 16,8% | 663,9 | 17% | 723,5 | 17,5% |
Источник: Бюро экономического анализа Министерства торговли США.
«Личные потребительские расходы (…) представляют сумму расходов домашних хозяйств на товары и услуги» [6]. Потребительские расходы – основа ВВП, совокупного спроса. Зависимость между доходами и потребительскими расходами – одна из основных в макроэкономике. Дж. М. Кейнс отметил, что: во-первых, «потребительские расходы обнаруживают тенденцию возрастать с увеличением дохода», а во-вторых, «рост расходов оказывается меньше общего увеличения доходов» [7]. Филип К. Й. Янг и Джон Дж. МакОли в своей книге рассматривают сравнение личных потребительских расходов (PCE) и ВВП; и личные потребительские расходы и располагаемые личные доходы (DPI): PCE = –272 + 0,73 * ВВП (На каждый доллар растущего РВВП приходится увеличение на 73 цента реальных потребительских расходов) и PCE = – 42 + 0,92 * DPI (На каждый доллар дополнительного дохода после уплаты всех налогов приходится 92 цента, потраченных потребителем (остальные 8 центов остаются в сбережениях) ) [8].
Сравнительная статистика в США и в России
USA_Household Final Consumption Expenditure as a % of GDP (Absolute)
66,65% | 67,75% | 70,25% | 70,68% | ||||
66,97% | 67,29% | 70,37% | 71,21% | ||||
67,34% | 67,71% | 70,14% | 70,97% | ||||
67,79% | 68,19% | 70,11% | 71,15% | ||||
67,57% | 69% | 69,91% | 71,33% | ||||
67,77% | 69,85% | 70,07% |
Source: Marketline analysis based on information from National Statistical Organisation and Eurostat
Russia_Household Final Consumption Expenditure as a % of GDP (Absolute)
48,34 | 52,17 | 51,22 | 2008 | 48,83 | ||||||
44,78 | 54,91 | 50,67 | 2009 | 48,85 | ||||||
34,56 | 1998 | 57,63 | 50,44 | 48,96 | ||||||
45,02 | 53,69 | 49,94 | 49,07 | |||||||
46,86 | 46,32 | 48,78 | 49,18 | |||||||
52,24 | 49,53 | 48,78 |
Source: Marketline analysis based on information from National Statistical Organisation and Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)
Вывод: доля расходов домашних хозяйств в России составляют 50%, в то время как в США около 60%.
[1] Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учеб. – М.: Маркет ДС, 2009. С. 91.
[2] Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. C. 157.
[3] Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ, http://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/2011/03/nisp_110228.pdf.
[4] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 87.
[5] Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ
[6] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 61.
[7] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 63.
[8] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 66.