Тема 2. Теории макроэкономического равновесия. Модель AD-AS
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Рабочая тетрадь
МАКРОЭКОНОМИКА
(Часть 1)
Составитель: Н.В. Ракута, старший преподаватель кафедры Экономической теории РЭА им. Г.В. Плеханова
Оглавление
Введение. 3
Тема 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели. 4
Литература. 4
Основные термины.. 4
Задания. 5
Вопросы и задания для самопроверки. 8
Тема 2. Теории макроэкономического равновесия. Модель AD-AS. 11
Литература. 11
Основные термины.. 11
Задания. 12
Вопросы и задания для самопроверки. 20
Тема 3. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора. 23
Литература. 23
Основные термины.. 23
Задания. 25
Вопросы и задания для самопроверки. 29
Тема 4. Экономический рост. Теории циклов. 32
Литература. 32
Основные термины.. 32
Задания. 33
Вопросы и задания для самопроверки. 36
Ответы на тесты.. 39
Тема 1. 39
Тема 2. 39
Тема 3. 39
Тема 4. 39
Тема 5. Безработица. 40
Литература. 40
Задания. 40
Введение
Курс «Макроэкономика» является базовым для всех студентов, получающих экономическое образование. Знание основных законов, по которым функционирует и развивается экономика, механизмов протекания основных экономических процессов, инструментов макроэкономической политики государства необходимо для успешной деятельности любых экономических единиц (предприятий, индивидов). Поэтому, изучению данного курса придается большая значимость.
Предлагаемое пособие призвано помочь студентам лучше усваивать теоретический материал курса и приобрести навыки выполнения практических заданий. Одна из наибольших сложностей, с которыми сталкиваются студенты, касается графического анализа, поэтому этому направлению в пособии уделено особое внимание.
Каждая тема пособия разбита на две части. В первой даются задания и упражнения, ориентированные на работу с учебником или лекционные материалы, вторая часть предназначена для самостоятельной работы. Для успешного освоения курса желательно использовать несколько учебников, среди которых:
1. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. "Экономикс: Принципы, проблемы и политика". Учебник в 2-х т. М.: ИНФРА-М, 2000 (или любое другое издание)
2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. "Макроэкономика". М.: Дело и Сервис, 2002.
Ссылки на материалы из учебников будут приводиться в пособии как МБ (Макконнелл, Брю) и АС (Агапова, Серегина) соответственно. Ссылки непосредственно перед текстом задания означают, что задание взято именно из этого учебника.
Тема 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели.
Литература
1. МБ, том 1, гл. 3, 6 – материал об экономическом кругообороте;
гл. 9 «Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен»;
2. АС, гл. 1 «Введение в макроэкономику»;
гл. 2 «Измерение результатов экономической деятельности. Индексы цен».
Основные термины
1. Для каждого условного обозначения приведите его полное название и формулу для расчета (где возможно).
1) С – ____
2) S – ____
3) I – _____
4) G – ____
5) Tx – ___________________________________________________________________
6) Tr – ____
7) T – ____
8) X – ____
9) M – ____
10) Xn – ___________________________________________________________________
11) Yd – ___________________________________________________________________
12) W – ____
13) J – _____
2. Дайте определение следующим терминам:
1) ВВП – _________________________________________________________________
_______________________________________
2) Национальный доход – __________________________________________________
__________________________
3) Индекс цен – ___________________________________________________________
__________________________
4) Валовая добавленная стоимость – __________________________________________
__________________________
3. Напишите формулы:
1) ВВП (по расходам) = _____________________________________________________
2) ВВП (по доходам) = ______________________________________________________
_____________
3) Номинальный ВВП = _____________________________________________________
4) Реальный ВВП = ________________________________________________________
5) Индекс-дефлятор ВВП = ---------------------------
6) Индекс потребительских цен (ИПЦ) = ----------------------------
4. Заполните пропуски:
_ВВП
_______________
_ЧВП
_______________
_НД (национальный доход)
_……………………..
+...……………………
+………………………
____________________
_ЛД (личный доход)
____________________
РЛД (располагаемый личный доход)
Задания
5. Предположим, что фирма А, производитель сырья, продает свою продукцию фирме Б за 120 тыс. руб. Фирма Б, в свою очередь перерабатывает сырье и продает его фирме В, производящей детали, за 160 тыс. руб. Фирма В продает детали фирме Г за 240 тыс. руб. Фирма Г производит готовую продукцию и продает ее оптовой фирме Д за 300 тыс. руб., которая продает товар розничному продавцу за 350 тыс. руб. Последний делает надбавку еще на 25 тыс. руб.
1) Какая стоимость войдет в ВВП? ________________________________
2) Рассчитайте добавленную стоимость на каждом этапе производства:
__________
6. Закончите модель экономического кругооборота: укажите направления стрелок и сделайте подписи.
7. Назовите основные виды операций, которые не учитываются при подсчете ВВП:
1) _______
2) _______
3) _______
8. Перечислите основные недостатки показателя ВВП как измерителя объема производства в стране:
1) _______
2) _______
3) _______
9. (МБ) Ниже приводятся данные, характеризующие условную экономику (в млрд. долл.)
Личные потребительские расходы 245
Трансфертные платежи 12
Арендная плата 14
Амортизация 27
Взносы на социальное страхование 20
Проценты 13
Доход от собственности 31
Экспорт 13
Дивиденды 16
Заработная плата наемных работников 221
Косвенные налоги на бизнес 18
Нераспределенная прибыль корпораций 21
Индивидуальные налоги 26
Импорт 10
Налог на прибыль корпораций 19
Прибыли корпораций 56
Государственные закупки 72
Чистые частные внутренние инвестиции 33
Личные сбережения 16
1) Рассчитайте ВВП двумя методами.
2) Рассчитайте ЧВП, НД, ЛД, РЛД.
Ответ:
1) ВВП по расходам = _______________________________________________ = _____
ВВП по доходам = ________________________________________________ = _____
2) ЧВП = _______________________ = ________
НД = ________________________ = _________
ЛД = ________________________ = _________
РЛД = _______________________ = _________
Проверка: РЛД = ________________ = _____________
10. Заполните таблицу, написав предварительно формулу.
Формула:
Год | Номинальный ВВП, млрд. долл. | Индекс цен, % | Реальный ВВП, млрд. долл. |
235.2 | 22.1 | ||
428.2 | 28.1 | ||
816.4 | 35.9 | ||
1359.3 | 49.5 | ||
2249.7 | 72.2 | ||
3405.7 | 103.9 |
11. На маленьком острове в океане производятся только три товара. По следующим данным:
P | Q | ΣP0Q0 | ΣP1Q0 | P | Q | ΣP1Q1 | ΣP0Q1 | |
А | ||||||||
Б | ||||||||
В | ||||||||
рассчитайте реальный и номинальный ВВП каждого года, приняв за базовый 2007 год, индекс потребительских цен, индекс дефлятор, темп инфляции (по дефлятору) и темп изменения стоимости жизни (по ИПЦ).
Ответ:
Номинальный ВВП 2007 года = __________________________________________________
Номинальный ВВП 2008 года = __________________________________________________
Реальный ВВП 2007 года = ______________________________________________________
Реальный ВВП 2008 года = ______________________________________________________
ИПЦ = _______
Индекс-дефлятор = ____________________________________________________________
π = __________
Изменение стоимости жизни = ___________________________________________________
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что изучает макроэкономика? Чем предмет макроэкономики отличается от предмета микроэкономики?
2. Дайте определения следующим терминам: ВВП, национальный доход, индекс цен, номинальный и реальный ВВП, располагаемый доход.
3. Назовите три основных метода расчета ВВП. Напишите формулы для двух методов.
4. Какие недостатки присущи показателю ВВП при оценке объема национального производства?
5. Какие еще показатели можно рассчитать на основе ВВП в Системе национальных счетов (СНС)?
6. Что показывают ценовые индексы? Приведите формулу расчета индекса-дефлятора ВВП и индекса потребительских цен.
7. Чем отличаются номинальные показатели от реальных? Для чего в макроэкономике используются реальные показатели?
8. Как связаны номинальный и реальный ВВП? Как связаны номинальная и реальная процентные ставки? Приведите формулы.
Оцените, является ли высказывание верным или нет.
9. Государственные расходы являются изъятием из потока доходов, поскольку они в конечном итоге сокращают расходы частного сектора.
10. В модели кругооборота располагаемый доход представляет собой разницу между совокупным доходом (выпуском) и величиной налогов.
11. Вся нефть и газ, добытые в России, являются промежуточным продуктом.
12. При исчислении добавленной стоимости из выручки фирмы необходимо вычесть стоимость приобретенных материалов, но не следует вычитать затраты на заработную плату работникам фирмы.
13. Прирост запаса капитала представляет собой часть ВВП страны.
14. Государственные выплаты по социальному обеспечению увеличивают ВВП.
15. ВВП больше ЧВП на величину косвенных налогов.
16. Если косвенные налоги сокращаются, то уменьшается разница между национальным доходом и личным располагаемым доходом.
17. Реальный ВВП отражает объем национального продукта в текущих ценах.
18. Если в течение данного периода цены и номинальный доход выросли в одинаковой пропорции, реальный доход остается неизменным.
19. Если понизятся цены на импортные товары, то дефлятор ВВП не изменится, а ИПЦ уменьшится.
Выберите один правильный ответ.
20. Важность изучения макроэкономики состоит в том, что она:
a) исследует сущность и закономерности экономических процессов;
b) позволяет прогнозировать развитие экономических процессов в будущем;
c) служит основой для разработки экономической политики;
d) все ответы верны.
21. Повторный счет при подсчете ВВП возникает при сложении:
a) приростов запасов в мукомольной и хлебопекарной промышленности;
b) добавленных стоимостей, созданных в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности;
c) объемов производства текстильной и швейной промышленности;
d) объемов покупок потребителей и государства.
22. В ВВП включаются все, кроме:
a) дохода от продажи человеком коттеджа, построенного в данном году им самим;
b) дохода автомеханика, полученного за починку автомобиля соседа в свободное от работы время;
c) дохода чиновника, занимающегося выплатой пенсий;
d) доходов от продажи алкогольных напитков.
23. Наибольшую долю ВВП в развитых странах составляют:
a) потребительские расходы;
b) государственные закупки товаров и услуг;
c) инвестиционные расходы;
d) чистый экспорт.
24. Какой из показателей отражает сумму доходов владельцев факторов производства?
a) чистый внутренний продукт; с) национальный доход;
b) располагаемый личный доход; d) личный доход.
25. Номинальный ВВП не может быть:
a) больше реального ВВП; с) меньше реального ВВП;
b) равен реальному ВВП; d) нет верного ответа.
26. Когда дефлятор ВВП растет:
a) темп инфляции положителен; с) темп инфляции равен нулю;
b) темп инфляции отрицателен; d) определенно сказать нельзя.
27. Рост цен на бананы окажет влияние на величину:
a) дефлятора ВВП России;
b) индекса цен производителей России;
c) индекса потребительских цен России;
d) все ответы верны.
Решите задачи.
28. Рассчитайте чистые инвестиции, если известно, что в закрытой экономике ЧВП составляет $3530 млрд., расходы на потребление $1900 млрд., амортизация зданий $200 млрд., государственные закупки товаров и услуг $1000 млрд., амортизация оборудования $250 млрд., косвенные налоги $50 млрд.
Решение:
29. Рассчитайте располагаемый личный доход, если известно, что в экономике страны национальный доход составляет $500 млрд., взносы на социальное страхование $51 млрд., нераспределенная прибыль корпораций $23 млрд., трансфертные платежи $14 млрд., дивиденды $27 млрд., налог на прибыль корпораций $20 млрд., проценты по государственным облигациям $8 млрд., индивидуальные налоги $32 млрд., пенсии $9 млрд.
Решение:
30. Рассчитайте номинальный и реальный ВВП 2009 г. (если 2005 г. – базовый), при условии, что в стране производится три товара: А, В и С. В 2009 году цены на эти товары составили соответственно: 5, 7 и 10 долл., а произведено было 2, 4 и 8 единиц. В 2005 году цены на эти товары составили: 4, 9 и 6 долл., а объем производства 3, 7 и 11 единиц. Как изменились цены за 5 лет по индексу–дефлятору и по ИПЦ?
Решение:
Тема 2. Теории макроэкономического равновесия. Модель AD-AS.
Литература
1. МБ, том 1, гл. 11 «Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение»;
2. АС, гл. 4 «Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения».
Основные термины
1. Для каждого условного обозначения приведите его полное название.
1) Y – ____
2) (Yf) – ________________________________________________________________
3) Ye – ___________________________________________________________________
4) P – ____
5) AD – ___________________________________________________________________
6) AS – ___________________________________________________________________
2. Дайте определение следующим терминам:
1) Потенциальный ВВП – ___________________________________________________
_______________________________________
2) Совокупный спрос – _____________________________________________________
__________________________
Формула: ____
3) Совокупное предложение – _______________________________________________
__________________________
4) Краткосрочный период – _________________________________________________
__________________________
5) Долгосрочный период – __________________________________________________
__________________________
Задания
3. Перечислите эффекты, обуславливающие отрицательный наклон кривой спроса:
1) _______
2) _______
3) _______
4. Проиллюстрируйте действие эффектов из задания 3 графически. Рядом с графиком опишите воздействие каждого эффекта.
1)
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
2)
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
3)
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
5. Перечислите основные факторы, которые влияют на сдвиг кривой AD:
1) Факторы потребления (…):
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
2) Факторы инвестиций (…):
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
3) Фактор государственных закупок (…):
· _________________________________________________________________
4) Фактор чистого экспорта (…):
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
6. На графике совокупного предложения обозначьте три участка кривой. Сбоку от графика напишите их названия.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
7. Нарисуйте на первом графике линию совокупного предложения в краткосрочном периоде, а на втором – в долгосрочном периоде. Объясните, почему графики имеют такую форму.
AS в коротком периоде
___________________________________________________________
AS в длительном периоде
____________________________________________________________
8. Перечислите основные факторы, которые влияют на сдвиг кривой AS:
1) _______
2) _______
3) _______
4) _______
9. (МБ) Предположим, что в гипотетической экономике совокупный спрос и совокупное предложение представлены следующими данными:
Реальный объем национального производства, на который предъявлен спрос | Уровень цен | Реальный объем национального производства, предложенного для продажи | Объем ресурсов |
112,5 | |||
нет данных |
1) Используйте данные, чтобы построить графики совокупного спроса и совокупного предложения. Каким будет равновесный уровень цен и реальный объем национального производства? Какова величина национального производства при полной занятости?
1)
Ye = ______________________________
Pe = ______________________________
Yf = ______________________________
3)
Ye = ______________________________
Pe = ______________________________
2) Почему уровень цен, равный 150 (250), не является равновесным для этой экономики?
3) Предположим, что покупатели готовы приобрести дополнительный реальный объем производства на 200 млрд. долл. при данном уровне цен. Какие факторы могут привести к такому изменению в совокупном спросе? Покажите изменения графически. Каким будет новый равновесный уровень цен и объем производства? На каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – равновесие изменилось?
4) Предположим, что между реальным объемом национального производства и объемом ресурсов существует зависимость, представленная в таблице (колонки 3 и 4). Каков уровень производительности в этой экономике? ______________________ Каковы издержки производства на единицу продукции, если цена единицы ресурса равна 2 доллара? ________________________
5) Предположим, что цена ресурса увеличивается с 2 до 3 доллара без изменения производительности. Какими будут новые издержки на единицу продукции? ____________________ В каком направлении сместится кривая совокупного предложения из-за повышения цены ресурса? ____________________ Какое влияние окажет смещение кривой совокупного предложения на уровень цен и реальный объем производства? Уровень цен _______________, объем производства _________________.
6) Предположим, что цена ресурса не повысилась, а производительность выросла на 100%. Чему будут равны издержки на единицу продукции? ____________________ Какое влияние окажет это изменение в издержках на кривую совокупного предложения? Сдвинется ____________________. Какое влияние окажет смещение кривой совокупного предложения на уровень цен и реальный объем производства? Уровень цен ________________, объем производства _____________________.
10. (МБ) Какое влияние, при прочих равных условиях, окажут следующие факторы на равновесный уровень цен и объем производства? Для каждого ответа дайте схематичную иллюстрацию.
1) Увеличение совокупного спроса на классическом отрезке кривой совокупного предложения.
2) Увеличение совокупного предложения (при гибкости цен и заработной платы).
3) Одинаковое увеличение как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
1) P _____, Y ______; 2) P _____, Y ______; 3) P _____, Y ______;
4) Уменьшение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.
5) Увеличение совокупного спроса и уменьшение совокупного предложения.
6) Уменьшение совокупного спроса на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения (при условии, что цены и заработная плата не имеют тенденции к понижению).
4) P _____, Y ______; 5) P _____, Y ______; 6) P _____, Y ______.
11. Как повлияют на равновесный объем производства и уровень цен следующие события? Дайте графическую иллюстрацию.
1) Ожидание потребителями экономического кризиса.
2) Повышение цен на бензин.
3) Сокращение федеральных расходов на образование.
1) P _____, Y ______; 2) P _____, Y ______; 3) P _____, Y ______;
4) Ожидание резкого подъема уровня цен.
5) Снижение ставки единого социального налога (ЕСН) на 2%.
6) Увеличение производительности труда.
4) P _____, Y ______; 5 P _____, Y ______; 6) P _____, Y ______;
7) Рост курса рубля (падение курса доллара по отношению к рублю).
8) Усиление профсоюзного движения.
9) Расходование средств стабилизационного фонда на повышение заработной платы государственным служащим.
7) P _____, Y ______; 8 P _____, Y ______; 9) P _____, Y ______.
12. (АС) Сравните эффект фискальной экспансии (роста государственных расходов), финансируемой за счет продажи населению государственных облигаций, в краткосрочном (кейнсианский подход) и долгосрочном (классический подход) периодах. Какое воздействие окажет эта политика на реальный доход, занятость и уровень цен?
Ситуация в коротком периоде Ситуация в длительном периоде
___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________
Ответ: в коротком периоде национальный доход ______________; занятость ___________; уровень цен ______________; в длительном периоде национальный доход ______________; занятость ___________; уровень цен ______________.
13. Дайте графическую иллюстрацию и объясните, в чем состоит эффект храповика.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
14. Если в экономике номинальный ВВП составляет 2100 млрд. долл., темп инфляции равен 4%, а потенциальный ВВП 2000 млрд. долл., то для обеспечения полной занятости следует увеличить:
a) трансферты; c) экспорт;
b) количество рабочих мест; d) все предыдущие ответы неверны.
Объяснение: __________________________________________________________________
_______________________________________
15. Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика, равен 4000 млрд.долл. Краткосрочная кривая совокупного предложения (SRAS) горизонтальна, а уравнение кривой совокупного спроса (AD) сначала имело вид: Y = 4510 – 300Р, но увеличение индивидуальных налогов сдвинуло эту кривую в положение, описываемое уравнением: Y = 4390 – 300P. Нарисуйте график и определите равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Решение:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Ответ: YSR = ______________________; YLR = ____________________________;
PSR = ______________________; PLR = ____________________________;
π = ______________________.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что подразумевается под макроэкономическим равновесием?
2. Дайте определение совокупному спросу. Какие эффекты обуславливают отрицательный наклон кривой совокупного спроса?
3. Что такое совокупное предложение? Назовите основные участки кривой совокупного предложения.
4. Чем отличается кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде от кривой в краткосрочном периоде? Какие факторы определяют различие?
5. Какова связь между кривой производственных возможностей и кривой совокупного предложения?
6. Перечислите основные причины негибкости заработной платы в сторону понижения.
7. Какие факторы влияют на сдвиг кривой совокупного спроса? Для каждого фактора покажите, как его изменение скажется на графике (совокупный спрос увеличивается или уменьшается).
8. Какие факторы влияют на сдвиг кривой совокупного предложения? Для каждого фактора покажите, как его изменение скажется на графике (совокупное предложение увеличивается или уменьшается).
9. В чем состоит эффект храповика? Дайте графическую иллюстрацию.
Оцените, является ли высказывание верным или нет.
10. Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон в силу действия закона спроса: чем больше цена товара, тем меньше величина спроса на него.
11. При росте уровня цен реальные денежные запасы увеличиваются.
12. Изменение совокупного спроса не может быть вызвано изменением уровня цен.
13. Снижение ставки процента увеличивает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
14. Сокращение трансфертных платежей смещает кривую совокупного предложения влево.
15. В соответствии с классической моделью, в долгосрочном периоде изменение совокупного спроса влияет на номинальные, а не на реальные показатели.
16. Согласно кейнсианской теории, равновесный уровень производства невозможен в условиях неполной занятости.
17. Одна из основных причин «Кейнсианской революции» состояла в том, что классическая теория не объясняла поведение экономики в краткосрочном периоде.
18. Вертикальная кривая совокупного предложения – это своеобразное изображение границы производственных возможностей экономики.
19. Равновесный объем производства всегда меньше потенциального или равен ему.
20. В равновесной экономике всегда существует полная занятость.
Выберите один правильный ответ.
21. Кривая совокупного спроса отражает отношение между:
a) уровнем цен и фактическими совокупными расходами на покупку товаров и услуг;
b) уровнем цен и произведенным ВВП;
c) уровнем цен и планируемыми совокупными расходами на покупку товаров и услуг;
d) объемами произведенного и потребленного ВВП.
22. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо, если:
a) растет уровень цен;
b) ожидается снижение уровня цен;
c) увеличивается задолженность домохозяйств;
d) снижается обменный курс национальной валюты;
e) нет верного ответа.
23. На инвестиционные расходы оказывает влияние:
a) величина ставки процента;
b) оптимистические или пессимистические ожидания предпринимателей;
c) изменения в технологии;
d) степень загрузки производственного оборудования;
e) все ответы верны.
24. Кривая совокупного предложения выражает отношение между:
a) уровнем цен и потребляемым объемом ВВП;
b) уровнем цен и произведенным объемом ВВП;
c) потребленным и произведенным объемом ВВП;
d) уровнем цен и планируемым объемом ВВП;
e) уровнем цен, по которым производители желают продать товары, и уровнем цен, по которым покупатели хотят купить товары.
25. Если повышаются налоги на заработную плату (подоходный налог), то сокращается:
a) совокупный спрос; с) и совокупный спрос, и совокупное предложение;
b) совокупное предложение; d) и величина AD, и величина AS.
26. Согласно кейнсианской теории:
a) производство дохода создает спрос на этот доход;
b) спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;
c) уровень совокупного спроса определяет объем производства в экономике;
d) равновесие в экономике возможно только при условии полной занятости.
27. Утверждение о том, что кривая совокупного предложения горизонтальна в краткосрочном периоде и вертикальна в долгосрочном периоде соответствует:
a) кейнсианской теории; d) верны ответы а) и c);
b) классической теории ; e) все ответы верны.
c) современным представлениям;
28. Потенциальный уровень выпуска – это величина реального ВВП, произведенного при условии, что:
a) в экономике отсутствует безработица;
b) экономика находится на естественном уровне инвестиций;
c) экономика находится на естественном уровне совокупного спроса;
d) экономика находится на естественном уровне безработицы.
29. Одновременное увеличение равновесного ВВП и уровня цен в долгосрочном периоде может быть вызвано:
a) только сдвигом кривой совокупного спроса;
b) только снижением уровня потенциального ВВП;
c) только повышением уровня потенциального ВВП;
d) изменением и совокупного спроса, и потенциального ВВП.
30. Если экономика первоначально находится в состоянии долгосрочного равновесия, то снижение военных расходов приведет в краткосрочном периоде к:
a) росту или неизменному уровню цен и росту выпуска;
b) снижению или неизменному уровню цен и снижению выпуска;
c) росту или неизменному уровню цен и снижению выпуска;
d) снижению или неизменному уровню цен и росту выпуска.
Решите задачи.
31. Уравнение совокупного спроса имеет вид: Y= 800 – 200 P, где Y – равновесный ВВП, а P – уровень цен. Потенциальный ВВП равен 600. Если уровень цен в экономике составляет 1.2, то в долгосрочном периоде можно ожидать, что уровень цен:
a) будет иметь тенденцию к повышению; с) не изменится;
b) будет иметь тенденцию к понижению; d) определенно сказать нельзя.
Решение:
32. Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика, равен 5000 млрд. евро. Краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса AD сначала имело вид: Y=5560–400P, но снижение обменного курса национальной валюты сдвинуло эту кривую так, что в краткосрочном периоде объем выпуска изменился на 4%. Нарисуйте график и определите:
a) равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах;
b) новое уравнение кривой AD;
c) темп инфляции в долгосрочном периоде.
Решение: