Выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по группам специальностей
В 2004 – 2006 гг.
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Выпущено специалистов – всего | 930,4 | 978,7 | 1055,9 |
в том числе: | |||
по группам специальностей | 868,8 | 914,8 | 989,4 |
- физико-математические науки | 18,0 | 11,8 | 11,2 |
- естественные науки | 13,9 | 13,7 | 14,3 |
- гуманитарные науки | 144,7 | 145,1 | 160,3 |
- социальные науки | 10,2 | 11,2 | 13,7 |
- образование и педагогика | 127, | 129,0 | 125,3 |
- здравоохранение | 26,8 | 28,2 | 31,0 |
- культура и искусство | 14,9 | 16,4 | 17,3 |
- экономика и управление | 269,9 | 292,7 | 325,6 |
- информационная безопасность | 0,9 | 1,3 | 1,9 |
- сфера обслуживания | 3,8 | 6,3 | 8,3 |
- сельское и рыбное хозяйство | 32,7 | 34,8 | 36,9 |
- геодезия и землеустройство | 3,0 | 3,4 | 3,8 |
- геология, разведка и разработка полезных ископаемых | 9,9 | 11,3 | 13,0 |
- энергетика, энергетическое машиностро-ение и электротехника | 19,9 | 22,0 | 23,4 |
- металлургия, машиностроение и материало-обработка | 23,4 | 25,8 | 26,5 |
- авиационная и ракетно-космическая техника | 4,7 | 4,8 | 5,1 |
- оружие и системы вооружения | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
- морская техника | 3,3 | 3,4 | 3,8 |
- транспортные средства | 26,1 | 29,4 | 30,4 |
- приборостроение и оптотехника | 6,5 | 7,1 | 7,9 |
- электронная техника, радиотехника и связь | 14,6 | 16,1 | 15,9 |
- автоматика и управление | 10,5 | 11,4 | 12,7 |
- информатика и вычислительная техника | 17,5 | 17,7 | 20,5 |
- химическая и биотехнологии | 9,8 | 10,7 | 12,5 |
- воспроизводство и переработка лесных ресурсов | 5,8 | 5,9 | 6,3 |
- технология продовольственных продук-тов и потребительских товаров | 15,7 | 17,5 | 19,4 |
- архитектура и строительство | 26,6 | 29,4 | 31,8 |
- безопасность жизнедеятельности, приро-дообустройство и защита окружающей среды | 7,6 | 8,8 | 10,1 |
по направлениям подготовки | 61,6 | 63,6 | 66,5 |
Таблица 10
Выпуск специалистов негосударственными высшими учебными заведениями по группам специальностей
В 2004 – 2006 гг.
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Выпущено специалистов – всего | 146,2 | 173,3 | 199,1 |
в том числе: | |||
по группам специальностей | 120,3 | 142,1 | 166,7 |
- физико-математические науки | 0,6 | 0,3 | 0,1 |
- естественные науки | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
- гуманитарные науки | 49,9 | 55,7 | 59,9 |
- социальные науки | 0,6 | 0,7 | 0,9 |
- образование и педагогика | 3,3 | 3,1 | 3,2 |
- здравоохранение | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
- культура и искусство | 0,9 | 1,3 | 1,7 |
- экономика и управление | 62,2 | 77,0 | 96,2 |
другие специальности | 2,3 | 3,4 | 4,1 |
по направлениям подготовки | 25,9 | 31,2 | 32,4 |
Таблица 11
Выпускники высших учебных заведений по уровню полученных дипломов (тыс. человек)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Все высшие учебные заведения | |||||
Выпущено специалистов – всего | 840,4 | 976,9 | 1076,6 | 1151,7 | 1255,0 |
из них получили диплом | |||||
о неполном высшем профес-сиональном образовании | 2,9 | 4,3 | 4,1 | 4,3 | 6,0 |
бакалавра | 76,8 | 80,3 | 77,9 | 84,6 | 87,5 |
специалиста с высшим образованием | 751,4 | 882,7 | 983,9 | 1051,7 | 1149,1 |
магистра | 9,3 | 9,6 | 10,7 | 11,1 | 12,5 |
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения | |||||
Выпущено специалистов – всего | 753,1 | 860,2 | 930,4 | 978,4 | 1055,9 |
из них получили диплом | |||||
о неполном высшем профес-сиональном образовании | 2,5 | 3,0 | 3,1 | 3,5 | 5,0 |
бакалавра | 50,8 | 52,6 | 51,3 | 53,3 | 55,8 |
специалиста с высшим образованием | 690,6 | 795,0 | 865,5 | 910,6 | 982,8 |
магистра | 9,2 | 9,6 | 10,5 | 11,0 | 12,4 |
Негосударственные высшие учебные заведения | |||||
Выпущено специалистов – всего | 87,3 | 116,7 | 146,2 | 173,3 | 199,1 |
из них получили диплом | |||||
о неполном высшем профес-сиональном образовании | 0,4 | 1,3 | 1,0 | 0,8 | 1,0 |
бакалавра | 26,0 | 27,7 | 26,6 | 31,3 | 31,7 |
специалиста с высшим образованием | 60,8 | 87,7 | 118,4 | 141,1 | 166,3 |
магистра | 0,1 | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Во-первых, выпуск специалистов, подготовленных как государственными, муниципальными, так и негосударственными учреждениями, последовательно возрастал. Так первая группа вузов осуществила выпуск в 2002 г. 753,1 тыс. специалистов, в 2004 г. – 930,4, а в 2006 г. – 1055,9 тыс. человек. Негосударственные вузы: 2002 г. – 87,3 тыс. человек, 2004 г. – 146,2, 2006 г. – 199,1 тыс. человек.
Во-вторых, результаты анализа показывают, что негосударственные вузы осуществляют подготовку специалистов по крайне ограниченному числу групп специальностей и направлений, среди которых неоспоримо превалируют «Экономика и управление» (в 2006 г. – 48,3% от всего объема выпускников) и «Гуманитарные науки» (в 2006 г. – 30,1% от всего объема выпуска специалистов). На оставшиеся группы специальностей и направлений подготовки приходится всего 21,3% выпускников. Это говорит о том, что образовательная деятельность негосударственных учреждений четко подстроена под интересы коммерческих потребителей.
В свою очередь государственные и муниципальные учреждения осуществляют подготовку специалистов по всем группам специальностей, ориентированных на удовлетворение кадровых потребностей экономики, социальной сферы, систем государственного и муниципального управления и др.
В-третьих, несмотря на то, что в стране насчитывается только на 35% государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования больше относительно числа негосударственных вузов (в 2006 г. – 660 и 430 соответственно), результаты их образовательной деятельности несопоставимы. Только в 2006 г. вузы первой группы подготовили в 5,3 раза больше специалистов, чем коммерческие организации.
В-четвертых, в стране крайне медленными темпами увеличивается подготовка бакалавров (2002 г. – 76,8 тыс. человек, 2006 г. – 87,5) и магистров (2002 г. – 9,3 тыс. человек, 2006 г. – 12,5). Это свидетельствует, с одной стороны, об определенном нежелании большей части молодых людей получать двухуровневую подготовку, а самое главное об их непонимании возможностей использования выпускников с дипломами бакалавра и магистра на общероссийском и региональных рынках труда. С другой стороны, в подобной смене типа образовательных программ мало заинтересованы сами вузы, так как это требует значительных организационных, методических усилий и финансовых затрат. И, наконец, российские работодатели с настороженностью относятся к бакалаврам и магистрам, будучи пока неспособными адекватно оценить их профессиональный потенциал и определить целесообразность его применения в условиях конкретной организации, предприятия.
Касаясь вопросов кадрового обеспечения высшей школы, необходимо отметить последовательное увеличение численности профессорско-преподавательского состава. В 2002/03 учебном году насчитывалось в государственных и муниципальных учреждениях 291,8 тыс. человек, в 2006/07 учебном году – 334,0 тыс. человек.
Растет качество профессорско-преподавательского состава. В 2002/03 учебном году в вузах насчитывалось 32,3 тыс. докторов наук, 135 тыс. кандидатов наук, имеющих ученое звание профессора –30,6 тыс. человек, доцента – 94,6 тыс. человек. В 2006/07 учебном году эти показатели существенно улучшились. Ученую степень доктора наук имели 39,4 тыс. человек, кандидата наук – 162,8 тыс. человек, ученое звание профессора – 34,7 тыс. человек, доцента – 105,6 тыс. человек. В случае негосударственных вузов имеется аналогичная динамика. Подобные изменения должны привести к ощутимому повышению качества высшего профессионального образования.
Однако по-прежнему остается нерешенной проблема «старения» вузовских кадров. Главный механизм ее преодоления – развитие аспирантуры и докторантуры, т.е. осуществление подготовки кадров высшей научной квалификации.
В 2005 г. подготовка аспирантов велась в 640 вузах (в 2002 г. – 598) и численность аспирантов достигла 117919 человек. При этом в вузах было сконцентрировано абсолютное большинство лиц, проходящих аспирантскую подготовку, и их доля приблизительно составляла в рассматриваемом периоде 86,0 – 86,6% от всей численности аспирантов страны.
В высшей школе сегодня сконцентрирована значительная часть российской молодежи. Поэтому решение актуальных проблем ее развития, обеспечение сбалансированности подготовки специалистов и потребностей труда, гармоничного взаимодействия с работодателями, учреждениями общего, начального и среднего профессионального образования, научными организациями являются приоритетными задачами института образования и государства по отношению к молодому поколению.
Приоритетный национальный проект «Образование», начиная с 2006 г., предусматривает конкурс инновационных вузов, активно внедряющих в практику инновационные образовательные программы. Победителям конкурса государством выделяются значительные денежные средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования, развитие материальной базы и другие направления расходов. Это позволит более быстрыми темпами осуществить перевооружение материально-технической базы вузов, а главное, модернизировать содержание программ высшего профессионального образования максимально приблизив его к потребностям молодых граждан, работодателей, государства.
В целом несмотря на серьезные трудности система образования (ее основные компоненты) не только сохранилась в оптимальном масштабе, но и обладает сегодня рядом позитивных тенденций развития, поддерживаемых государством и местным самоуправлением. Это позволяет молодым людям реализовать свои потребности по получению качественного общего и профессионального образования, а также получить социальную поддержку, психологическую помощь со стороны педагогических коллективов, все более эффективно исполняющих воспитательные функции.