Гражданско-правовая ответственность за нарушение права на коммерческую тайну
Гражданско-правовые меры ответственности за нарушение права на коммерческую тайну имеют, пожалуй, наиболее важное значение, так как они в отличие от остальных видов ответственности, предусмотренных законом, носят не только превентивный (сдерживающий), но и восстановительный характер. Иными словами, их главное значение состоит в том, чтобы лицо, права и законные интересы которого нарушены, имело возможность компенсировать свои материальные потери.
Статья 139 Гражданского кодекса содержит прямое указание только на один из гражданско-правовых способов защиты права на коммерческую тайну, а именно на возмещение причиненных убытков, но допускает возможность применения и других способов защиты, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными правовыми актами. Общий, хотя и не исчерпывающий, перечень этих способов содержится в статье 12 Гражданского кодекса. Следует учитывать, что правовая природа нарушенного права и способ нарушения накладывают определенные ограничения на их применение - не все они могут быть использованы в сфере обеспечения защиты коммерческой тайны от неправомерных посягательств.
Если нарушением права на коммерческую тайну ее обладателю причинены убытки, лицо, совершившее противоправное деяние, должно эти убытки возместить. Это требование, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ, распространяется и на должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, в результате действий (бездействия) которых были нарушены законные права и интересы обладателя коммерческой тайны. Противоправные действия третьих лиц могут выражаться в незаконном получении информации, составляющей коммерческую тайну, ее разглашении или использовании без законных оснований. Напомним, что коммерческая тайна считается полученной незаконно, если получение было осуществлено с умышленным преодолением принятых обладателем коммерческой тайны мер по защите ее конфиденциальности, а также если получившее информацию лицо знало (или должно было при данных обстоятельствах знать), что полученные сведения составляют коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу информации лицо не имеет на это законных оснований.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, закон предусматривает возмещение убытков в полном объеме (за исключением ситуации, когда в качестве виновного лица выступает работник обладателя коммерческой тайны) - компенсации подлежит как реальный ущерб в имуществе потерпевшего, так и упущенная им выгода. Как показывает практика, отрицательные имущественные последствия от разглашения или использования "секрета фирмы" третьими лицами за очень редким исключением выражаются именно в упущенной выгоде (чаще всего это утрата обладателем коммерческой тайны определенных преимуществ перед конкурентами), а не в реальном ущербе. Необходимо также обратить внимание, что применение данного способа защиты права на коммерческую тайну на практике во многом усложняется тем, что потерпевший должен доказать как наличие убытков, так и их размер. Проще всего это сделать, когда правонарушитель незаконно использовал чужой "секрет" для извлечения доходов - в этом случае, на основании пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, обладатель коммерческой тайны вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Если обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вводит ее в гражданский оборот посредством заключения договоров с контрагентами, с учетом вышесказанного есть смысл предусмотреть в договоре условие, согласно которому сторона, получившая конфиденциальную информацию и разгласившая ее, обязана выплатить неустойку в виде штрафа. Штраф определяется в виде фиксированной суммы и получает четкое закрепление в договоре. В этом случае потерпевшей стороне не придется доказывать причинение убытков недобросовестным контрагентом. Согласно статье 330 Гражданского кодекса РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение убытков. Таким образом, с точки зрения практического применения указанный способ гражданско-правовой защиты является более предпочтительным по сравнению с возмещением убытков в полном объеме.
В соответствии со статьей 394 Гражданского кодекса РФ по общему правилу - если за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. В договоре, однако, это правило может быть изменено. Ответственность контрагента может выражаться:
1) во взыскании только неустойки, но не убытков;
2) во взыскании убытков в полной сумме сверх неустойки;
3) во взыскании по выбору кредитора либо неустойки, либо убытков.
Защита интересов обладателя информации может быть осуществлена и другими гражданско-правовыми способами. Выбор того или иного способа зависит от конкретной ситуации. К примеру, иск о признании права на коммерческую тайну может быть подан тогда, когда данное право кем-либо оспаривается. Этот же способ защиты используется и в том случае, когда от обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, без установленных законом оснований кто-либо требует ее предоставления. Например, если государственный орган необоснованно относит определенную информацию к одной из категорий, которые в соответствии со статьей 5 Закона "О коммерческой тайне" не могут составлять коммерческую тайну.
В том случае, когда совершенное правонарушение еще не привело к утрате обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, фактической монополии на нее, защита его интересов возможна путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, и пресечения действий, нарушающих интересы обладателя информации или создающих угрозу их нарушения. В качестве примера можно привести такую ситуацию. Лицо незаконными методами завладело информацией, однако своевременно было разоблачено и еще не успело воспользоваться чужим секретом или разгласить его. В этом случае на него может быть возложена обязанность по возврату или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать данную информацию самостоятельно, а также передавать информацию третьим лицам.