Понятие, принципы и элементы оплаты труда
Существует множество определений понятий «заработная пла-та» (ЗП), «оплата труда»:
доход, получаемый работником от работодателя за свой труд; цена работников, задействованных в производственном процессе; форма вознаграждения за труд; стимул для работников и их личный доход;
часть издержек на производство и реализацию продукции, иду-щая на оплату труда работников;
материальное стимулирование; стоимостная оценка рабочей силы;
форма распределения фонда индивидуального потребления ра-ботников по количеству и качеству труда;
система мер в рамках распределительного механизма, которая позволяет использовать экономическую заинтересованность работни-ков в целях развития производства;
в условиях рыночной экономики – цена труда работника, опре-деляемая рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу и её предложе-нием (чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше её предложение, тем выше ЗП, и, наоборот, чем выше предложение, тем ниже ЗП);
согласно российскому законодательству вознаграждение, кото-рое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с его личным вкладом в производство и качеством труда [2].
Для работников ДСО оплата труда в виде зарплаты является их личным доходом, который должен соответствовать личному вкладу в результаты производственно-хозяйственной деятельности организации.
Номинальная ЗП–деньги,которые работник получает за свойтруд в течение определенного периода времени без учёта налогов и удержаний.
Реальная ЗП–покупательная способность номинальной ЗП(завычетом налогов и удержаний), которая показывает, какое количество товаров и услуг можно приобрести на неё при данном уровне цен и тарифов.
Глава 4. Заработная плата
Минимальная ЗП–социальная норма оплаты труда,представ-ляющая собой низшую границу стоимости неквалифицированной ра-бочей силы в расчёте на 1 месяц. Она не может быть ниже установ-ленного минимального размера оплаты труда (ТК Российской Феде-рации, ст. 133).
Максимальная ЗП законодательно не ограничивается, определяется работодателем, но регулируется налогообложением (ТК РФ, ст. 134).
Оплата труда выполняет воспроизводственную и стимулирую-щую функции и определяется количеством и качеством затраченного труда.
На ЗП влияют рыночные факторы (спрос, предложение, терри-ториальное размещение объектов строительства, законодательные ак-ты и др.).
Принципы оплаты труда, сформулированные в действующем ТК РФ:
самостоятельность ДСО в вопросах организации и оплаты труда; справедливость, т.е. равная оплата за равный труд; неограниченность и зависимость ЗП от количества и качества
труда; дифференциация ЗП в зависимости от сложности выполняемой
работы, уровня квалификации и профессионализма работника, вред-ности условий труда, его тяжести, отраслевой и региональной при-надлежности ДСО;
индексация ЗП в соответствии с уровнем инфляции; превышение темпов роста производительности труда над тем-
пами роста средней заработной платы; материальная заинтересованность и стимулирование повышения
качества выполняемых работ и добросовестного отношения к труду; материальное наказание за допущенный брак и безответствен-
ное отношение к своим обязанностям; применение прогрессивных форм и систем оплаты труда;
эффективная система социальной защищённости работников. Организация оплаты трудана предприятии базируется на че-
тырёх взаимосвязанных и взаимозависимых элементах, а именно:
1) нормирование труда (позволяет учесть количество туда);
2) тарифная система (позволяет оценить качество труда);
3) формы и системы оплаты труда (определяют порядок расчё-
та ЗП);
4) фонд оплаты труда (является источником зарплаты).
Экономика дорожного строительства
Нормирование труда–определение максимально допустимогоколичества времени для выполнения конкретной работы в условиях данного производства (минимально допустимый объём работ, выпол-няемый в единицу времени). Нормирование труда является основой организации и планирования производства. Оно может быть тариф-ным и техническим.
Тарифное нормированиепредусматривает разработку чёткойтарифной системы и рациональных форм оплаты труда.
Техническоепозволяет решить вопросы измерения затрат труда.Нормы затрат труда–устанавливаемый объём затрат труда наизготовление единицы продукции или выполнение единицы объёма СМР работниками соответствующей профессии и квалификации. Они определяют средние для данного уровня затраты труда и служат ос-новой для расчёта платы за труд, а также стимулом роста производи-
тельности труда.
Разработка прогрессивных норм затрат труда базируется на ра-циональной технологии производства, НОТ на конкретном рабочем месте и предусматривает наиболее эффективное использование средств производства и рабочего времени. На основании норм затрат труда разрабатываются технически обоснованные нормы выработки, позволяющие рассчитать ЗП каждого работника в соответствии с ко-личеством и качеством труда и спланировать рост производительно-сти труда (ТК РФ, ст.ст. 159–163).
На практике применяют различные методы нормирования труда, основными являются опытно-статистический и аналитический методы.
Опытно-статистический методлишь фиксирует сложившеесяположение в ДСО в отчётном периоде и рассматривает его как базу для сравнения в плановом периоде.
Аналитический методявляется наиболее прогрессивным,пред-полагает использование комплексного, системного подхода к форми-рованию норм и нормативов труда и предусматривает проведение ря-да типовых процедур: исследование трудового процесса; расчленение его на составные элементы; изучение всех факторов, влияющих на за-траты труда; проектирование более совершенного состава операций и методов их выполнения; разработка мероприятий, улучшающих об-служивание рабочего места; расчёт времени на выполнение работы, внедрение норм в производство.
Аналитический метод может быть аналитически-расчётным и аналитически-исследовательским. Первый предполагает использо-
Глава 4. Заработная плата
вание точных нормативов времени. Второй предусматривает опреде-ление норм на основе непосредственного изучения и измерения рабо-чего времени с использованием хронометража, фотографии рабочего времени, метода моментальных наблюдений, выборочного метода изучения потерь рабочего времени.
Фонд оплаты труда(ФОТ) –источник средств,идущих на ЗП
и выплаты социального характера. Основная часть ЗП – тарифные ставки и оклады, при этом государственные ставки и оклады могут быть использованы руководителями ДСО в качестве ориентиров при оплате труда (в зависимости от профессии, квалификации работни-ков, сложности условий).
Тарифная система–совокупность экономических инструмен-тов, с помощью которых учитывается качество труда, дифференциру-ется уровень ЗП внутри отраслей по квалификационным признакам различных категорий труда. В частности, исходя из минимальной ЗП
и среднемесячного ФРВ, устанавливаемых законодательно, опреде-ляются минимальные размеры часовых тарифных ставок рабочего 1 разряда (ТК РФ, ст. 143).
Основные элементы тарифной системы–тарифные сетки,та-
рифные ставки, тарифно-квалифицированные справочники, вклю-чающие:
Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) – нор-мативный документ, содержащий перечень работ (в зависимости от их сложности), выполняемых в данной отрасли, их квалификацион-ные характеристики, требования к знаниям, производственным навы-кам, предъявляемым к рабочему соответствующего квалификацион-ного разряда;
Квалификационный справочник должностей административно-хозяйственных работников (АХР) и инженерно-технических работни-ков (ИТР) (руководители, технические исполнители, служащие);
Единая тарифная сетка ЕТС, другие тарифные сетки для рабо-
чих;
схемы должностных окладов АХР и ИТР; нормы выработки, времени, обслуживания, численности; районные коэффициенты к зарплате;
правила и положения о тарификации труда и условиях его оп-
латы.
Тарифная сеткапредставляет собой шкалу разрядов(профес-сий, должностей) и тарифных коэффициентов всех категорий рабо-
Экономика дорожного строительства
чих. Она определяет соотношение оплаты труда работников в зависи-мости от степени квалификации, сложности и значимости работы, специфики отрасли и условий труда. В дорожной отрасли для рабочих установлена шестиразрядная сетка, но есть сетки, содержащие 8 или 18 разрядов (ТК РФ, ст. 143).
Тарифный разрядхарактеризует степень сложности труда
и присваивается работнику в соответствии с его квалификацией (ТК РФ, ст. 143).
Тарифные коэффициентыпоказывают,во сколько раз каждыйпоследующий тарифный разряд выше первого.
Тарифный коэффициентнизшего(первого)разряда принима-ется равным единице.
Тарифная ставкапоказывает абсолютный размер оплаты трударабочего данного разряда за час (день, месяц).
Исходной является тарифная ставка первого разряда. Она опре-деляет уровень оплаты наиболее простого неквалифицированного труда.
Существует несколько уровней тарифных ставок 1 разряда, ко-торые дифференцируются по трём признакам:
формы оплаты труда (для рабочих сдельщиков и повременщи-
ков);
отдельные профессиональные группы (учитывают интенсив-ность и ответственность труда);
условия труда (тяжёлые и особо тяжёлые, вредные и особо вредные).
Каждой сеткой предусмотрены тарифные ставки для оплаты труда рабочих без учёта компенсационных, стимулирующих и соци-альных выплат (ТК РФ, ст. 129).
Выбор сетки, число её разрядов, размер прогрессивного абсо-лютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов на предприятиях внебюджетной сферы определяются самостоятельно
и в основном зависят от финансового положения и возможностей конкретной организации.
Для руководителей, их заместителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов (ТК РФ, ст. 133).
Должностной оклад–абсолютный размер заработной платы,устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью (без учё-та компенсационных, стимулирующих, социальных выплат) (ТК РФ,
ст. 129).
Глава 4. Заработная плата
Для административных, управленческих, хозяйственных и ин-женерно-технических работников устанавливаются предусмотренные законодательством доплаты и надбавки.
Часовые тарифные ставки оплаты труда рабочих, занятых в орга-низациях дорожно-строительной отрасли на строительно-монтажных, ремонтно-строительных работах, работах по содержанию автодорог и сооружений на них, а также в подсобном производстве с нормаль-ными условиями труда, в базисных ценах для первой зоны Краснояр-ского края (г. Красноярск) по состоянию на 01.01.2000 года представ-лены в табл. 4.1.
Таблица 4.1 | ||||||||
Тарифная | Тарифная | Тарифная | Тарифная | |||||
Разряд | ставка, | Разряд | ставка, | Разряд | ставка, | Разряд | ставка, | |
руб./чел.-ч | руб./чел.-ч | руб./чел.-ч | руб./чел.-ч | |||||
1,0 | 8,26 | 2,3 | 9,21 | 3,6 | 10,56 | 4,9 | 12,57 | |
1,1 | 8,33 | 2,4 | 9,30 | 3,7 | 10,68 | 5,0 | 12,72 | |
1,2 | 8,40 | 2,5 | 9,38 | 3,8 | 10,81 | 5,1 | 12,95 | |
1,3 | 8,47 | 2,6 | 9,46 | 3,9 | 10,93 | 5,2 | 13,16 | |
1,4 | 8,54 | 2,7 | 9,55 | 4,0 | 11,07 | 5,3 | 13,37 | |
1,5 | 8,61 | 2,8 | 9,63 | 4,1 | 11,23 | 5,4 | 13,58 | |
1,6 | 8,68 | 2,9 | 9,72 | 4,2 | 11,40 | 5,5 | 13,79 | |
1,7 | 8,75 | 3,0 | 9,83 | 4,3 | 11,56 | 5,6 | 14,00 | |
1,8 | 8,82 | 3,1 | 9,93 | 4,4 | 11,73 | 5,7 | 14,21 | |
1,9 | 8,89 | 3,2 | 10,05 | 4,5 | 11,90 | 5,8 | 14,42 | |
2,0 | 8,96 | 3,3 | 10,18 | 4,6 | 12,07 | 5,9 | 14,63 | |
2,1 | 9,04 | 3,4 | 10,30 | 4,7 | 12,24 | 6,0 | 14,87 | |
2,2 | 9,13 | 3,5 | 10,43 | 4,8 | 12,40 | – | – |
Дневные и часовые | тарифные ставки на | 01.09.2005 г. даны | ||||||
в табл . 4.2. | ||||||||
Таблица 4.2 | ||||||||
Показатели | Значение согласно разрядам | |||||||
Дневная тарифная ставка, руб. | ||||||||
Тарифный коэффициент | 1,0 | 1,167 | 1,333 | 1,5 | 1,667 | 1,833 | ||
Часовая тарифная ставка | 37,5 | 43,75 | 50,00 | 56,25 | 62,50 | 68,78 |
Экономика дорожного строительства
Постановлением № 256 от 29.04.2006 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядных тарифных коэффи-циентах ЕТС по оплате труда работников федеральных государствен-ных учреждений» с 1 мая 2006 г. установлены следующие межраз-рядные коэффициенты и месячные должностные оклады (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Разряд | Значение согласно разрядам | ||||||
Тарифный коэффициент | 1,00 | 1,04 | 1,09 | 1,142 | 1,268 | 1,407 | |
Месячный тариф | 1100,0 | 1144,0 | 1990,0 | 1256,2 | 1394,8 | 1547,7 | |
Разряд | |||||||
Тарифный коэффициент | 1,546 | 1,699 | 1,866 | 2,047 | 2,242 | 2,423 | |
Месячный тариф | 1700,6 | 1868,9 | 2052,6 | 2251,7 | 2466,2 | 2665,3 | |
Разряд | |||||||
Тарифный коэффициент | 2,618 | 2,813 | 3,036 | 3,259 | 3,51 | 4,50 | |
Месячный тариф | 2879,8 | 3094,3 | 3339,6 | 3584,9 | 3861,0 | 4950,0 |
Тарифные ставки (оклады ) работников федеральных предпри-ятий, имеющих разряд со 2-го по 18- й, определяются умножением тарифной ставки (оклада) работников первого разряда, установлен-ной п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 № 256, на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент. Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1–2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.
Тарифные коэффициенты (отношение часовой ставки 2-го раз-ряда и всех последующих разрядов к ставке 1-го разряда, принимае-мое за единицу) можно увидеть в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Разряд | Значение согласно разрядам | ||||||
Тарифный коэффициент | 1,0 | 1,085 | 1,19 | 1,34 | 1,54 | 1,80 | |
Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в ор-ганизациях дорожной отрасли, является тарифная система, обеспечи-вающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.
Глава 4. Заработная плата