Финансирование исследований и разработок
Страны ОЭСР производят наибольшие вложения в исследования и разработки, ежегодно увеличивая их на 6-7 %. Их совокупные внутренние затраты на НИОКР в XXI веке превысили 500 млрд. USD в год.
Размер инвестиций в НИОКР ста ведущих компаний США ежегодно составляют более 50 % от получаемой ими прибыли. В компании Nokia в сфере НИОКР занята ⅓ работающих.
По данным Мирового Банка среднее значение наукоемкости ВВП (с учетом волатильности последних лет) в развитых странах составило:
· в Германии, Австрии, Дании – 2,6 %.
· в США – 2,7 %;
· в Японии – 3,4 %;
· в Финляндии и Швеции – 3,6 %;
· в Беларуси – 0,7%.
Выявлена эмпирическая зависимость между наукоемкостью ВВП и его удельным объемом, приходящимся на душу населения, в процентах к его среднему значению по ОЭСР.
От чего зависит уровень наукоемкости ВВП?
1. От размера страны.Для проведениянаучных исследований необходима и критическая масса исследователей, и минимальный абсолютный объем финансирования.
2. От структуры экономики - степени ее индустриализации и укладности. Так, в мировом производстве наукоемкость выпускаемой продукции в зависимости от вида деятельности в среднем составляет:
· информационно-вычислительного обслуживания 12 %;
· фармации – 10%;
· микроэлектроники – 7.5%;
· приборостроения – 6,5 %;
· связи и энергетики – 6%;
· лесного хозяйства – 2%;
· легкой или пищевой промышленности –0,5 %.
3. От вектора её научно-технической политики.
В одном случае, для достижения технологического лидерства используется политика, ориентированная на выполнение научно-технических программ(США, Великобритания, Франция), для которой характерны широкие фундаментальные исследования, осуществление крупных проектов общенационального значения, большое число крупных корпораций, опирающихся на результаты масштабных НИОКР, общий высокий уровень научно-технического развития.
В другом - политика, ориентированная на распространение научно-технических знаний (Япония, Германия). В значительной мере она направлена на повышение способности фирм осваивать новые технологии, ускоренное распространение технологических инноваций в промышленности. Главное внимание в ней уделяется не разработке самых передовых технологий, а развитию инновационной инфраструктуры.
Снижение наукоемкости ВВП до уровня 0,3-1 % продолжительностью свыше 5-7 лет ведет к необратимой деградации инновационного потенциала страны. При этом необходимо учитывать, что подготовка квалифицированного специалиста для сферы НИОКР занимает 25-30 лет, а на создание научной школы требуется 2-3 поколения исследователей.
Каковы должны быть пропорции государственно-частного партнерства в условиях постоянно растущих затрат на НИОКР?
Регулирующие функции рынка здесь невелики. Это связано с отсутствием очевидной выгоды от использования результатов исследований, в особенности фундаментальных, в промышленности. Поэтому внутрифирменные вложения в НИОКР направляются преимущественно на краткосрочные и прикладные исследования.
Компании, в особенности малые и средние, ограничивают объемы проводимых исследований, выполняя их в неоптимальном для общества объеме. При этом повышение уровня национальной конкурентоспособности связывают главным образом с ними.
Таким образом рынок объективно запаздывает, будучи не в состоянии обеспечить быструю концентрацию капитала и научного потенциала на важнейших направлениях научно-технического прогресса. Особенно в высокотехнологичных, наукоемких отраслях. Такие явления получили название "провалов рынка".
В этой ситуации государство должно компенсировать складывающийся дисбаланс за счет бюджета.
Здесь не следует забывать о той косвенной позитивной составляющей, которой имманентно располагают фундаментальные исследования.
1. В результате диффузией ученых, обладающих знанием высшей категории, в другие сферы деятельности происходит трансфер неформализованного знания в учебную и производственную среды.
2. Эмпирические исследования показывают, что социальный доход от инвестиций в НИОКР вдвое превышает частный.
3. До 10 % промышленных инноваций вообще бы не существовало при отсутствии фундаментальных исследований.
В результате рентабельность фундаментальных исследований, по экспертным оценкам, составляет порядка 30% годовых, что делает бюджетные вложения весьма эффективными.
Как следствие в ЕС принят постулат, по которому «чем более фундаментальный характер носят научные исследования, тем в большей степени они организуются и стимулируются государством; и чем более коммерчески перспективно новшество, тем больше им должны заниматься частные фирмы» и существует официальный запрет на слишком конкретные программы финансирования коммерчески осваиваемых инноваций.
В статье 92 Договора о Европейском экономическом сообществе оговорено, что «помощь, представляемая государством не должна ни извращать, ни нести угрозу извращения принципов конкуренции». И странами-участницами Общего рынка введено следующее рамочное соглашение по государственному финансированию научных исследований и разработок: фундаментальные исследования можно финансировать из бюджета на 100 %, прикладные исследования – на 50 %, разработки – на 25 %.
Формы участия государства в финансировании НИОКР:
· субсидирование (прямое стимулирование);
· льготирование (косвенное стимулирование).
Применение льгот по сравнению с субсидиями и займами является более предпочтительным.
Во-первых, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство со стороны государства в экономическую жизнь предприятия.
Во-вторых, они поощряют уже овеществленные действия, а субсидии – только те, которые еще предстоит осуществить.
В США, например, существует более 100 видов льгот и скидок для банковских и корпоративных структур, направленных на привлечение инвестиций в НИОКР.
Два основных подхода государственного финансирования НИОКР:
Первый использует принцип комплементарности, когда приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны.
Второй – принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок, когда государство субсидирует только создание общедоступного научно-тех-нического продукта, не нарушая, при этом, рыночного равновесия.
Альтернативой государственному финансированию НИОКР служит