Модели и стратегии возможного развития российской экономики
Одна из моделей – либеральная (американская) модель, которую рассматривает Е.Ясин.
Характерные черты:
1. Всемерное поощрение предпринимательской активности, усилий наиболее деятельной части населения.
2. Снижение уровня финансирования социальных правительственных программ признается обязательным условием оздоровления экономики, поскольку позволяет воспрепятствовать иждивенчеству граждан и активизирует стимулы их деловой активности.
3. Создание приемлемого уровня жизни малообеспеченным слоям населения за счет частичных льгот и пособий.
4. Либеральная модель ориентируется на сильного производителя и пропагандирует необходимость отказа от протекционистских мер в области внешней торговли и валютных отношений (пошлин, количественных ограничений импорта).
5. Главным макроэкономическим координатором является Центральный банк, а не государство. Предупреждение возможной инфляции происходит на основе бездефицитного государственного бюджета.
Таким образом, регулирование реального сектора в либеральной модели осуществляется косвенным образом через функции ЦБ, воздействуя на финансовые рынки и на процесс предложения денежной массы.
Россия, ориентируясь на либеральную модель, должна иметь в виду, что такой путь дает простор для уже действующего развитого рыночного механизма. В России такого зрелого механизма еще нет. Она стоит перед задачей создания его основ и конкурентного режима. Поэтому использование принципов либеральной модели не может стать исключительным и единственным направлением. Такая модель должна накладываться на структурные реформы.
Рассматривается такжеолигархическая модель развития. Она формируется на основе:
- повышения роли крупных корпораций, переросших в финансово-промышленные группы (ФПГ) и проникших во власть.
- сращивания экономической и политической власти монополий.
Угрозы сползания России в олигархический капитализм вполне реальны. В свое время государство содействовало формированию крупных интеграционных структур. Думалось, что именно они способны к инвестициям и модернизации хозяйства.
В результате россияне столкнулись с новыми деформациями, типичными для олигархической модели развития. Они выразились:
· в активном лоббировании интересов ФПГ в политических структурах;
· в ориентации ФПГ на выбивание бюджетных привилегий как дешевого способа обеспечения конкурентоспособности.
Российское государство должно противодействовать развитию олигархической экономики. Для этого оно должно:
· содействовать режиму свободной конкуренции, препятствуя укреплению позиций монопольных структур.
· Переместить поощрение с крупных образований на стимулирование инвестиционных стратегий, особенно в наукоемком и обрабатывающем производстве.
Е. Попов, доктор экономических наук, рассматривает еще одну модель развития России - инновационную модель и программу планово-индикативного развития. Целями по ней будут: использование преимуществ экономической интеграции, а также переход от сырьевого роста к инновационному типу развития и другие задачи. Модель увеличивает значимость системного подхода, необходимость формирования и реализации общенациональной программы социально-экономического развития страны. Оптимальный срок такой программы пять лет — это средний срок воспроизводственного цикла в высокотехнологичной промышленности.
Требуется план развития экономической интеграции России с другими странами на основе именно инноваций, высоких технологий и наукоемкой продукции.
В нашей стране долгосрочные проекты и программы разрабатываются сейчас в инициативном порядке отдельными научными организациями. Среди них Институт экономики РАН, Институт экономических стратегий и др. Однако эти инициативы не находят достаточной поддержки у центральных экономических органов и остаются без государственной координации.
А. Поршнев рассматривает концептуальный подход к модернизации, который предусматривает институциональное развитие экономики. В своей статье он делает упор на переход от сырьевой ориентации экономики и укрепление в высокотехнологичных отраслях производства. Государство должно вмешиваться в экономику для согласованного развития различных отраслевых комплексов.
Для обеспечения устойчивого развития российской экономики требуется существенное изменение мотиваций в деятельности ее корпоративного сектора.
Радикально-либералистский подход к экономическим реформам во многом был ориентирован на демонтаж институтов плановой экономики и последующее «самостановление» институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики, на конкуренцию возникших институтов, ведущую на вытеснение наименее эффективных из них. Обнаружение же возникновения «институционных ловушек» способствует повышению внимания к роли государства в проведении реформ.
В. Полтерович и В. Попов считают, что необходимо обеспечить стимулирование экономического роста в стране. Они полагают, что необходим переход к стратегии заимствования и расширение границ внутреннего рынка.
Для России с ее огромной территорией, высоким уровнем образования, сырьевой ориентацией экономики и низким качеством институтов проблема стимулирования экономического роста особенно актуальна. В ближайшие годы мы не сможем составить серьезную конкуренцию Западу в создании новых продуктов и технологий и не можем рассчитывать на инвестиции, как на решающий фактор модернизации. Следует делать ставку на стратегию заимствования и, прежде всего, расширить границы внутреннего рынка.
Объединив усилия, государственному аппарату и научному сообществу предстоит сформировать новую экономическую модель, предполагающую, в том числе:
- создание максимально благоприятного инвестиционного климата и условий для программного проведения структурных преобразований;
- активную изобретательскую и внедренческую деятельность;
- увеличение роли высокотехнологичного сектора экономики в производстве валового внутреннего продукта;
- обеспечение устойчивой конкурентоспособности отечественных товаров (услуг) на внутренних и внешних рынках.
Таким образом, большинство авторов считают, что необходим переход к планово-индикативному развитию, и что государство должно вмешиваться в экономические процессы, для улучшения взаимодействия отраслей, для регулирования воспроизводственного процесса и др., также необходим расширение границ внутреннего рынка.
Контрольные вопросы:
1. Каковы положительные и отрицательные моменты в экономическом развитии России?
2. Что представляет собой либеральная модель развития России?
3. Каковы основные черты олигархической модели развития российской экономики?
4. Что представляет собой инновационная модель развития российской экономики?
Раздел 3. «Регулирование социально-экономического развития территорий»
Тема 10: «Региональная социально-экономическая политика и особенности ее проведения в современных условиях»
Целевые установки изучения темы:
В рамках данного раздела мы рассмотрим понятие региональной политики государства, выявим ее содержание, изучим объекты и субъекты территориальной политики и особенности ее проведения на региональном и местном уровнях, установим приоритетные направления территориального подхода в регулировании социально-экономических процессов.
Основные понятия и термины: регион, региональная политика
Регион – это часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.
Регион – целостная территориальная часть страны, которая характеризуется комплексом присущих ей признаков. К признакам относят структуру производства, развитость внутренних связей, концентрацию населения, определенной производственной и социальной инфраструктурой.
Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.
Региональная политика государства - целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов.
Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.
Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:
- последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
- учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
- повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.
В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную политику.
Объектами государственной региональной политики являются территориальные образования, в границах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление. Состав объектов определяется административно-территориальным устройством и экономическим районированием страны.
Субъектами ГРП являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.
Цельгосударственного регулирования развития регионов – обеспечение максимально возможного использования потенциала региона на основе оптимального сочетания государственных и региональных интересов.
Регионы могут иметь свои приоритетные направления развития, которые иногда не совпадают с государственными. Государственная региональная экономическая политика и политика органов местного самоуправления и исполнительных органов соответствующих региональных образований не должны быть противоречивыми: в идеале они должны составлять одно целое, дополняя и обогащая одна другую.
На основе общих принципов государственной региональной политики формируется региональная экономическая политика. В региональном управлении экономическая политика занимает ведущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов.
Региональная экономическая политика включает:
- бюджетную и налоговую политику;
- планирование, прогнозирование в регионе;
- создание и реализацию целевых программ;
- использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона:
- размещение производительных сил;
- управление структурой производства;
- политику развития региональных комплексов;
- контрольно-аналитическую деятельность;
- информационное обеспечение.
Целью региональной социальной политики государства является обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан. Осуществление социальной политики в значительной мере находится в непосредственной зависимости от экономических возможностей страны. Социальная политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан России. Региональная социальная политика призвана препятствовать нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны.
Государственная региональная научно-техническая политика выражает отношение государства к научно-техническим проблемам, которые являются составляющей частью региональной политики. Для развития на приоритетных направлениях, которые имеют ключевое значение для развития соответствующего региона, разрабатываются региональные научно-технические программы.
Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды.
Существует целый ряд инструментов государственной региональной политики:
- средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в перенаселенных регионах;
- пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития;
- стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;
- формирование инфраструктуры;
- "мягкие" меры по стимулированию развития.
Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью:
- государственных инвестиций, дотаций и субвенций,
- контрактной системы,
- квот, нормативов,
- регулирования цен,
- финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет.
Сегодня повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды.
Региональная политика России имеет много сложностей. Они обусловлены как экономическими, так и политическими факторами. С получением регионами больших прав и свободы действий неизбежно возникают противоречия как между интересами федерации и регионов, так и между интересами территорий. Поэтому нужна весьма взвешенная государственная политика.
При проведении региональной политики все страны сталкиваются с типичными проблемами. Во-первых, политика выравнивания региональных возможностей никогда не может привести к полному совпадению экономических и социальных условий. Во-вторых, региональная политика имеет сложную взаимосвязь со структурной политикой. Если взять разносторонне развитые регионы, с многоотраслевым производством, улучшение структуры экономики будет способствовать его развитию. Но некоторые территории имеют исторически сложившийся монопроизводственный профиль. В условиях научно-технического прогресса меры правительства по поддержке передовых отраслей приводят к тому, что в регионах, насыщенных новыми отраслями, усиливается общий импульс развития. В регионах же с преимущественно старыми отраслями, переживающими трудности, ощущается общий спад, сокращение занятости, усиление социальных проблем.
Поэтому актуальной моделью государственной региональной политики становится политика комплексного развития регионов на основе рационального использования их собственных ресурсов и возможностей.
Сегодня можно выделить три типа регионов России: 1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область. 2. Промышленные и оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири. 3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера. В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа рекомендуется привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.Контрольные вопросы:
1. Что такое региональная политика? Каковы ее основные принципы?
2. Каковы основные направления государственной региональной политики?
3. Каковы инструменты государственной региональной политики?
Тема 11: «Муниципальная социально-экономическая политика»
Целевые установки изучения темы:
В данном разделе мы изучим понятие муниципального хозяйства как важнейшего объекта регулирования на уровне города и административного района, рассмотрим проблемы развития муниципального хозяйства и содержание действующего механизма его регулирования муниципального хозяйства; выявим основные направления муниципальной политики по развитию муниципального хозяйства в современных условиях.
Основные понятия и термины:муниципальное хозяйство
Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.
В структуре муниципального хозяйстваможно выделить следующие элементы:
o муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
o иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
o органы местного самоуправления.
Роль каждого из элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулируют деятельности двух предыдущих элементов в интересах населения муниципального образования.
Под комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образованийпонимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.