Информация статистического бюллетеня Министерства статистики и анализа Республики Беларусь'
З.М. Горбылева
Рецензент директор Национального агентства по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь ЮЛ. Ходъко
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
Горбылева, З.М.
Г67 Экономика туризма : учеб.-практ. пособие / З.М. Горбылева. — Минск : БГЭУ, 2007. — 167 с.
ISBN978-985-484-425-1.
Учебно-практическое пособие
Описываются экономическая природа и среда функционирования туризма; выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие сферы туризма и туристского предприятия как субъекта хозяйствования и его экономический потенциал; показаны пути эффективного управления туристским предприятием с целью укрепления финансового состояния, повышения конкурентоспособности и достижения уставных целей.
УДК 338.48 ББК 65.9(2)49
Минск 2007
18ВК 978-985-484-425-1
6 Горбылева З.М., 2007 6 УО "Белорусский государственный экономический университет", 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................... 5
Глава 1. Экономическая природа туризма.....................................6
1.1.Сущность и содержание туризма.................................................. 6
1.2.Понятие и содержание категорий "туристский продукт" и "турист
ская услуга" ..................................................................... 7
1.3. Статистика туризма............................................................................................ 9
1.4. Система показателей развития туризма 13
Глава 2. Экономическая среда функционирования туризма........19
2.1.Экономическая среда и условия функционирования туризма ................ 19
2.2. Туристская политика ............................................................................................. 21
2.3.Перспективность развития туризма.............................................. 24
Глава 3. Туристское предприятие ............................................... 28
3.1.Туристское предприятие как субъект хозяйствования ......................... 28
3.2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий ......... 30
3.3. Хозяйственный расчет на туристском предприятии 39
Глава 4. Основные и оборотные средства туристского предприятия42
4.1.Сущность и значение основных средств, их состав и структура............. 42
4.2.Показатели оценки и эффективности использования основных
средств............................................................................. 49
4.3.Оборотные средства туристского предприятия ................................ 51
Глава 5. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме ...............57
5.1.Сущность и особенности труда в туризме...................................... 57
5.2.Трудовые ресурсы туристских предприятий.................................... 58
5.3.Заработная плата и ее сущность ................................................ 60
Глава 6. Финансовые ресурсы туристского предприятия ...........70
6.1.Организация финансовой деятельности туристского предприятия ........... 70
6.2.Источники формирования финансовых ресурсов ............................. 73
6.3.Инвестиционная деятельность туристского предприятия...................... 74
Глава 7. Издержки производства туристского предприятия........79
7.1. Сущность, структура и состав издержек производства....... 79
7.2. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость
туристского продукта....................................................... 81
7.3. Управление издержками производства 85
Глава 8. Налоги и налогообложение в туризме...........................88
8.1.Сущность, виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий 88
8.2.Анализ влияния налогового бремени на деятельность турист
ского предприятия. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы 92
Глава 9. Ценообразование в туризме.......................................... 96
9.1.Сущность цены как экономической категории .................................. 96
9.2. Ценовая политика в туризме ........................................................................ 98
9.3.Порядок ценообразования в туризме .......................................... 100
9.4.Методика расчета цены туристского продукта................................ 102
Глава 10. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия…………………………………………………………………..111
10.1.Доход туристского предприятия и источники его формирования…………………………………………………………111
10.2.Сущность, источники формирования и механизм распределе
ния прибыли туристского предприятия........................................ 112
10.3.Рентабельность хозяйственной деятельности туристского пред
приятия .......................................................................... 116
Глава 11. Анализ хозяйственной деятельности туристского пред
приятия ........................................................................120
11.1.Содержание и методология экономического анализа турист
ского предприятия......................................................... 120
11.2.Информационное обеспечение экономического анализа................... 123
11.3.Комплексный анализ финансового состояния туристского пред
приятия ......................................................................... 125
Глава 12. Планирование деятельности туристского предприятия 140
12.1. Сущность планирования............................................................................ 140
12.2.Финансовое планирование............................................ 143
12.3. Бизнес планирование.................................................................................. 146
Выводы....................................................................................... 152
Решения тренировочных заданий ..............................................153
Итоговый тест............................................................................160
Вопросы к экзамену...................................................................163
Глоссарий.....................................................................................165
Литература..................................................................................167
ВВЕДЕНИЕ
Курс "Экономика туризма" является составной частью комплекса специальных дисциплин, формирующих уровень подготовки специалистов в сфере туризма, и представляет собой научную дисциплину, которая исследует процессы и явления, происходящие в производстве и реализации туристских товаров, продуктов и услуг.
Предметом изучения являются экономические отношения, которые складываются и развиваются в процессе производства, распределения, потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения нужд потребителя. Такой подход к определению предмета курса позволяет глубже вникнуть и раскрыть специфику этой отрасли хозяйственной деятельности и формы ее проявления. Базируясь на основных постулатах экономической теории, туризм рассматривается с позиций процесса общественного воспроизводства. Экономика туризма изучает применение и механизм действия основных экономических законов в туризме, проблемы удовлетворения потребностей и желаний людей путешествовать, восстанавливать свои силы посредством активных форм туристской деятельности; воспроизводства трудовых ресурсов; функционирования и развития туристской индустрии, в том числе хозяйственной деятельности на уровне отрасли, предприятия.
Объектом курса служит туристское предприятие, поэтому изучение хозяйственного механизма его деятельности как совокупности организационно-экономических форм и методов, с помощью которых осуществляется туристская деятельность, является одним из существенных моментов.
В системе важнейших элементов хозяйственного механизма туризма особое значение имеют вопросы управления экономическим потенциалом туристского предприятия, его финансовыми ресурсами, инвестирования и кредитования, планирования, организации и оплаты труда и др.
Курс "Экономика туризма" носит междисциплинарный характер. Он тесно взаимосвязан с рядом общих ("Экономическая теория", "Финансы", "Статистика", "Бухгалтерский учет", "Ценообразование" и др.), а также специальных экономических дисциплин ("Организация туристской деятельности", "Туроперейтинг", "Маркетинг в туризме", "Экскурсоведение" и др.).
В целях усвоения учебного курса предусмотрены специальные тесты и тренировочные задания, решение которых способствует не только закреплению теоретических знаний, но и приобретению практических навыков.
Учебно-практическое пособие "Экономика туризма" подготовлено и издано в рамках проекта ТЕМРТТ8 ^ЕР-23015-2002. Предназначено для студентов заочной формы обучения, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации кадров туристкой индустрии в следующих целевых группах: руководители и специалисты туризма (А), экскурсоводы (О, руководители и специалисты региональных структур управления туризмом (I)).
Использованы материалы Международных учебно-практических семинаров, проходивших в 2006—2007 гг. в Падерборне и Равенсбурге (Германия), Боцене (Италия) и Минске, а также результаты стажировок партнеров по проекту из Республики Беларусь.
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТУРИЗМА1.1. Сущность и содержание туризма
Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Сфера его влияния как на мировую, так и экономику отдельных стран постоянно расширяется. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации (далее — ВТО), в XXI веке туризм станет двигателем мировой экономики.
Многообразие потребностей людей, связанных непосредственно с туризмом, породило и множество его определений: туризм как вид путешествия, совершаемый для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей и осуществляемый в месте пребывания туриста или за пределами его обычной среды. Данная дефиниция соотносится скорее всего с потребителем (туристом) и определяет третью, заключительную стадию процесса производства, распределения (обмена) и потребления туристского продукта. Ей предшествуют его организация и производство. Эти виды деятельности, классифицируемые Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД) как виды экономической деятельности, осуществляет ряд специализированных предприятий, объединенных общей идеей под названием индустрия туризма (гл. 3).
Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризм представляет собой вид экономической деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогательных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.
Данное определение в равной степени относится к международному, национальному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относятся к различным видам деятельности.
Определение туризма как вида экономической деятельности — важный теоретический и методологический вопрос, позволяющий понять сущность туризма; определить его место в национальной экономике; разработать систему управления и планирования; создать концепцию развития.
Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.
Средства туризма представляют собой способы:
Экономика туризма 7
♦ организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскур
сия, туристский продукт, туристская услуга и др.;
♦ перемещения, транспортного обслуживания;
♦ туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслужи
вания.
Формы туризма — это типы организации туристской деятельности человека или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой туризм.
Виды туризма — классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; средствам передвижения; видам деятельности и др.
Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист— любое лицо, путешествующее между двумя или более странами или двумя или более местностями в пределах страны своего обычного места жительства.
С целью статистического учета различают международного и внутреннего туриста.
ОЬЕ
Экономика туризма
1.2. Понятие и содержание категорий "туристский продукт" и "туристская услуга"
Результатом экономической деятельности в туризме являются реальные товары (рис. 1.1), выступающие в виде туристского продукта и туристкой услуги.
Товар— продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо потребности человека и который производится для обмена или продажи.
Туристский продукт, как и любой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свойствами:
1) потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную че
ловеческую потребность, является полезным;
2) стоимостью — воплощением в туристском продукте труда, затрачен
ного на его производство.
С точки зрения потребительной стоимости туристские товары качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. С позиций стоимости товары представляют собой воплощение труда товаропроизводителей, определяемого общественно необходимыми затратами труда, корректируемыми рыночными условиями хозяйствования.
Туристский продукт— это комплекс отдельных туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду).
В 1990 г. совет Европы принял специальную директиву, согласно которой туристский продукт ("турпакет") должен содержать не менее двух ком-
Рис. 1.1. Экономическая природа туризма
понентов, для того чтобы окончательный выбор мого сделать сам потребитель.
Включенные в турпакет услуги являются составляющими элементами туристского продукта, оплаченные же отдельно — собственно туристскими услугами.
Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудничестве с ВТО разработан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:
♦ гостиничные и ресторанные услуги;
♦ услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;
♦ спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание;
Экономика туризма 9
♦ услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов;
♦ услуги по аренде, прокату машин и оборудования;
♦ услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыбо
ловства;
♦ коммунальные, социальные и персональные услуги;
♦ государственное управление и другие услуги обществу в целом;
♦ услуги социального страхования;
♦ услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.
В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).
В процессе эволюции туризма в структуре составляющих турпакета произошли существенные изменения. Туристские предприятия в условиях острой конкурентной борьбы вынуждены сокращать до минимума набор услуг турпакета ради снижения цены. Однако его состав определяется и состоянием потребительского спроса. Туристские предприятия учитывают психологию потенциальных потребителей, стремящихся к полной свободе в выборе услуг.
В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристский продукт и описанные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпакета, они приобретаются туристом за дополнительную плату. Существенных различий между ними с точки зрения потребительских свойств нет, при определенных обстоятельствах основные услуги могут переходить в разряд дополнительных и наоборот.
Кроме рассмотренного туристского продукта и туристских услуг существует множество других товаров: сувениры, предметы искусства, туристский инвентарь, продукты питания и др. Однако они не являются предметом специального изучения для экономики туризма и будут упомянуты в контексте туристских расходов.
Более подробно особенности туристских продуктов и услуг будут рассмотрены в последующих главах.
1.3. Статистика туризма
Во всем мире ощущается острая нехватка информации о роли туризма в экономике стран, и следовательно, имеется потребность в надежных статистических данных, определяющих важность и уровень развития этого сектора экономики. Наряду с развитием туризма возрастает понимание его значения и воздействия на национальную экономику в плане расчета базовых совокупных показателей, таких как потребление, расходы, прибыль, инвестиции, государственные доходы и занятость. Это обусловливает необходимость получения информации нового типа. Однако статистическая информация, касающа-
Экономика туризма
яся природы, развития и результатов туризма по-прежнему базируется на учете прибытий и ночевок, а также на данных платежного баланса, не способных охватить весь спектр его экономического воздействия. Как следствие, правительства, деловые круги и общественность не имеют возможности получить достоверную информацию, необходимую для проведения эффективной политики и развертывания деловой активности. Для того чтобы измерение эффекта от туризма было заслуживающим доверия, необходимо пользоваться статистическими данными(полученными в результате постоянных статистический операций), которые должны быть сопоставимыми (во времени и пространстве) и последовательными (совместимыми с принятыми в мировой практике макроэкономическими системами отчетности).
Статистические данные группируются по целям путешествия, районам, странам происхождения и т.д.
Анализ систематических данных по этим критериям имеет очень важное значение для определения туристской политики на международном уровне. Кроме того, государство и туристские предприятия в планировании своей деятельности могут заранее учитывать особенности и предпочтения иностранных посетителей.
В настоящее время статистика ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны на основе платежного баланса, выявления основных тенденций и направлений развития международного туризма, получения исходных данных для его планирования и проведения маркетинговых исследований, продвижения туристского продукта и т.д.
В соответствии с рекомендациями ВТО статистика международного туризма базируется на двух важных разделах:
♦ статистика туристских потоков;
♦ статистика туристских доходов и расходов.
К показателям туристских потоковотносятся:
♦ количество прибытий (отбытий). Включает число зарегистрированных
туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определен
ный период (например, календарный год). Как правило, фактическая чис
ленность туристов меньше количества прибытий в результате того, что один
турист может посетить в ходе одной поездки или в течение одного года нес
колько государств;
♦ продолжительность пребывания.
Количество прибытий (отбытий) — основной показатель, который характеризует туристское движение, имеющее количественное выражение, равное числу поездок за календарный год или другой отрезок времени. Для оценки уровня туристской активности рассчитывается другой показатель, выражающийся в виде относительной величины. Поэтому для оценки интенсивности туристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывается на 100 человек населения. В Республике Беларусь в 2006 г. на 100 человек приходилось в среднем 5 прибытий и 36 выбытий. Этот показатель значительно возрос по сравнению с 2000 г. (0,6 прибытий и 12,9 выбытий). Начиная с
Экономика туризма
Экономика туризма
1993 г. показатель туристской активности не превышал 1 по прибытиям, а по выбытиям ежегодно возрастал и увеличился в 9 раз (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Динамика показателей туристского движения в Республике Беларусь
Годы | Уровень туристской активности (на 1 жителя) | Удельный вес прибывших | Соотношение | Коэффициент | |
по отношению | въезд-выезд | ИНТенСИВНОСТ | |||
прибывшие | отбывшие | К отбывшим | |||
4,7 | 12,9 | 0,60 | 1 : 21 | 13,5 | |
4,4 | 13,8 | 0,61 | 1 : 22 | 14,5 | |
4,4 | 14,4 | 0,63 | 1 : 23 | 15,0 | |
5,8 | 11,1 | 0,64 | 1 : 17 | 11,7 | |
13,1 | 5,1 | 0,67 | 1 : 7 | 5,8 | |
4,5 | 0,72 | 1 : 6 | 5,2 |
Оптимальная схема развития туризма в интересах национальной экономики — 1 въездной : 1 выездной : 4 внутренних туриста (рекомендации ВТО и Международного бюро социального туризма).
Туризм в стране считается массовым, если в нем принимает участие более 50 % ее населения. Самая высокая туристская активность наблюдается в Европе, на которую приходится половина всей активности в мире. Максимальное значение для прибытий этот показатель принимает в Южной и Западной Европе (свыше 60 на 100человек), а для поездок за границу — в Северной и Западной Европе (более 70 отбытий на 100 человек).
Продолжительность пребывания во многом зависит от средств размещения, их количества, вместимости, типа объекта, разрядности. Данный показатель измеряется в ночевках — для посещений (пребываний) и в часах — для однодневных поездок. Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране или месте назначения. Общее количество ночевок по методологии ВТО рассчитывается как произведение числа туристских пребываний на среднюю продолжительность пребывания одного туриста в стране. Средняя продолжительность пребывания за рубежом одного туриста составляет 3 дня.
Статистика туристских доходов и расходов.Туристские расходы — один из важнейших показателей, используемых в планировании и исследованиях для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.
В целях обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомендует следующую их группировку:
♦ комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;
♦ размещение;
♦ питание и напитки;
♦ транспорт;
♦ рекреационные, культурные и спортивные мероприятия;
♦ посещение магазинов;
♦ прочее.
Объем туристских расходов рекомендуется определять по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и прочего, вне зависимости от формы их оплаты.
Величина и структура расходов зависят от ряда факторов. К ним относятся:
♦ страна происхождения туриста;
♦ его социальное положение;
♦ место отдыха, регион;
♦ время отдыха;
♦ продолжительность отдыха;
♦ тип размещения;
♦ форма туризма и др.
Расходы посетителя представляют собой доходы для принимающей стороны и расходы — для страны выезда туриста.
Доходы отмеждународного туризма определяются как расходы въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт, поступления от однодневных посетителей, предварительные платежи за товары и услуги, полученные в стране назначения.
Расходы, относящиеся к внутреннему туризму,— это прямой результат путешествий постоянных жителей какой-либо страны в ее пределах.
В соответствии с проектом Методики расчета доходов от приема и обслуживания иностранных граждан на территории Республики Беларусь и расходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, стоимость доходов, получаемых от приема и обслуживания иностранных граждан на территории Беларуси, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного въехавшего, на количество въехавших иностранных граждан.
Стоимость расходов белорусских туристов, выезжающих за рубеж, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан. Нормативы расходов на одного человека рассчитываются для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания. Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание. Кроме того, устанавливаются нормативы дополнительных расходов на различного рода единовременные покупки, которые зависят от вида поездки и страны посещения.
Важным источником информации является платежный балансстраны — стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей.
Данные платежного баланса показывают, как в течение отчетного периода развивалась внешняя торговля, что в свою очередь дает возможность оценить уровень производства, занятости и потребления в стране. Он позволяет
Экономика туризма
Экономика туризма
проследить, в каких формах происходило привлечение иностранных капиталов и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашалась внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструктуризация. Основными источниками информации являются таможенная статистика, статистика внешнего долга, статистические обзоры и статистика операций с капиталом.
Платежный баланс представляет собой двухстороннюю запись всех экономических сделок, т.е. каждая международная сделка отражается дважды: по кредиту одного счета и по дебету другого. К кредиту в платежном балансе относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей, за которыми должен последовать компенсирующий поток валюты в страну, поэтому кредит записывается со знаком "плюс". К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности (они записываются со знаком "минус").
При учете внешнеэкономических трансакций в платежном балансе различают счет текущих операций и счет движения капитала. Счет текущих операций является ключевым понятием международной экономики, показывающим результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, с одной стороны, а с другой — баланс внутренних инвестиций и сбережений. Если счет текущих операций является несбалансированным, правительство может или девальвировать национальную валюту, или привлекать дополнительные внешние кредиты. К счету текущих операций по международной классификации относят все экономические операции, в ходе которых внутри национальной экономики обмениваются товары, услуги и факторы производства. Кроме того, он включает все экономические операции по международному туризму.
Таким образом, наличие достоверной, полной, последовательной, объективной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленческих решений в сфере туризма. Существующая система учета экспортно-импортных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его реальной картины, поэтому одним из первоочередных мероприятий является создание системы учета в туризме. Для реализации этой задачи целесообразно использование рекомендаций ВТО по статистике туризма, а также учет опыта других государств.
1.4. Система показателей развития туризма
При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности предприятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов.
Основные показатели развития туризма на микроуровне:натуральные (расчетные):
♦ объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в челове
ко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и факти
ческой продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных
днях, указанных в путевке (ваучере);
♦ объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеря
ется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует
масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслужи
вания за определенный период исчисляется путем суммирования количества
туристов, принятых на обслуживание в день регистрации;
♦ объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, оп
ределяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание ту
ристов на маршруте без предоставления размещения;
стоимостные (расчетные):
♦ выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту
пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предостав
ленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главен
ствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является
основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс
кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (ус
луг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на
производство денежных средств и создание необходимых условий для возоб
новления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость фи
нансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер
прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, ра
бочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в
полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются про
изведенные затраты, выплачивается зарплата;
♦ прибыль (чистый доход) — результативный показатель, характеризую
щий эффективность использования имеющихся ресурсов. Это количествен
ный показатель, представляющий собой разницу между ценой и стоимостью
товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Предприятие получает
прибыль, если выручка превышает себестоимость.
Основные показатели развития туризма на макроуровне:
♦количество ночевок (туродень) — натуральный показатель. В отноше
нии практического определения "ночевки" в туристских целях отсутствует
единая точка зрения. Используются два рабочих определения:
1) с точки зрения места назначения (используется в статистике размеще
ния);
2) с точки зрения происхождения (для обследования домашних хо
зяйств);
♦ количество посещений. Посетитель — любое лицо, которое путешествует
в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не
Экономика туризма
Экономика туризма
превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители;
♦ количество поездок — число раз, которое какое-либо лицо выезжало из
своего обычного места жительства;
♦ поступления в национальной и иностранной валюте. Поступления от
международного туризма — это расходы международных въезжающих посе
тителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международ
ный транспорт, а также любые иные платежи до или после поездки за товары
и услуги, полученные в стране назначения. Для многих стран международ
ные туристские расходы являются важным элементом международного пла
тежного баланса (МПБ): расходы выезжающих туристов обычно составляют
дебет соответствующей страны, в то время как расходы выезжающих посети
телей в принимающей стране составляют кредит;
♦ доходы, поступающие в бюджет от расходов, относящихся к внутрен
нему туризму, — это прямой результат путешествий постоянных жителей ка
кой-либо страны в ее пределах. Они включают деньги, которые тратятся в по
сещаемых местах; предварительные расходы, необходимые для подготовки
осуществления поездки; связанные с путешествием расходы, произведенные в
месте жительства после поездки, а также платежи однодневных посетителей.
Помимо перечисленных показателей к основным индикаторам развития туризма относятся;
информация статистического бюллетеня Министерства статистики и анализа Республики Беларусь'.
♦ экспорт и импорт услуг по статье "Туристские услуги (поездки)" — дан
ные платежного баланса;
♦ число средств размещения — данные статистической формы №1 отчета
предприятия средств размещения;
♦ число санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха — дан
ные статистической формы № 1 этих предприятий;
♦ среднегодовая численность работников системы туризма — данные ста
тистической формы №1-Т (труд) туристских предприятий;
♦ платные услуги населению, в том числе;
- туристе ко-экскурсионные;
- санаторно-оздоровительные;
- услуги гостиниц, мотелей;