Эволюция целей и задач менеджмента на различных этапах развития производства

№ п/п Этапы Эпоха массового производства Эпоха массового сбыта Постиндустриальная эпоха
  Потребности и характер потребительского спроса   Спрос был на примитивном уровне, товары первой необходимости, разнообразия нет. Основные задачи: удовлетворение основных потребностей, самое главное – это низкая цена   Спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению. По мере роста благосостояния потребители стали искать большего, чем удовлетворение основных потребностей. Потребитель хотел дифференцированную продукцию. Общество нуждается уже не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Сытые потребители ждут от своих покупок большего удовольствия, а от своей работы – высокого удовлетворения запросов личности. Они становятся все более разборчивыми; чаще настаивают на полной информации о том, что они покупают, требуют от фирмы-производителя послепродажной ответственности, не хотят мириться с такими побочными явлениями, как загрязнение окружающей среды.
  Особенности выпускаемых товаров Продукция была практически лишена внутривидовых различий, стандартные продукты по самой низкой цене. Характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых или ремонтируемых в течение продолжительного времени.     Товары характеризуются дифференцируемостью (смена ассортимента, усовершенствование продукции, изменение упаковки, внешней отделки). Товары характеризуются более высоким качеством. Появляются предметы роскоши.
  Конкуренция и положение на рынке Фирма, предложившая стандартный продукт по самой низкой цене, должна непременно выиграть   Переход к рыночной ориентации. Выигрывает та фирма, продукция которой наиболее дифференцируема. Под влиянием интернационализации предпринимательской деятельности, нехватки ресурсов и ускоренного технического обновления конкуренция не ослабевает, а ужесточается. Выигрывает та фирма, которая наилучшим способом удовлетворяет вырастающие запросы потребителя.
  Перспективы роста Стратегических сложностей в области долгосрочного развития не существовало. Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. Соблазну прейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы.   Большинство удовлетворялось собственными перспективами роста   В индустриальную эпоху импульсы, радикально менявшие обстановку, исходили главным образом от фирм, бравших на себя ведущую роль и задававших как стиль, так и темп прогресса. Таким образом, бизнес не без оснований мог считать, что он держит свою судьбу в собственных руках, Разумеется, предпринимательская   инициатива иногда вызывала невидимую цепь негативных последствий, временами приводивших к потере контроля и в итоге – к периодическим кризисам. Но их рассматривали как издержки свободы конкуренции, на которые стоит идти, чтобы «выпустить пар в экономике» и двигаться вперед. Проблемы производства и сбыта продукции нарастают и усложняются. Росту бизнеса и отрасли могут способствовать освоение незнакомых технологий, конкурентоспособность, удовлетворение новых запросов потребителя.
  Отраслевая специализация   Отрасли четко разграничены. Соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые.       В отраслях, занятых переработкой сырья и выпуском потребительских товаров длительного пользования, рыночный подход распространялся медленно. Столкнувшись с насыщением спроса, фирмы, сохраняющие производственную ориентацию в этих отраслях, чаще всего довольствовались застойными темпами роста вместо того, чтобы затратить необходимые усилия и повернуться лицом к рынку. Лишь после второй мировой войны многие из этих отраслей получили импульс в виде новых технологий сначала в условиях запоздалой рыночной ориентации, а затем повышенного динамизма постиндустриальной эпохи.   Удовлетворение жизненных первичных потребностей и рост дохода, которым потребитель может распоряжаться по своему усмотрению меняют характер потребительского спроса. Отрасли, обслуживающие первичные потребности в индустриальную эпоху, обеспечивают уровень достижения спроса. Они не обязательно приходят в упадок, но темпы роста их снижаются. Появляются новые отрасли, обслуживающие богатого потребителя: производство высококачественных товаров и предметов роскоши, индустрия досуга, туризм, разного рода услуги и т.д. Технический прогресс коренным образом изменяет как спрос, так и предложение. Огромные вклады в НИОКР дали эффект в виде рождения множества отраслей, основанных на новых технологиях, но в то же время привели другие отрасли к устареванию.
  Связь с государством и обществом Предпринимательский сектор надежно ограждался от вмешательства извне, т.е со стороны общества. Политический и социальный контроль был минимальным. Государство редко вмешивалось в дела свободного предпринимательства. От него ждали при необходимости мер экономического протекционизма. В тех случаях, когда предприятия шли на скандальные нарушения общественных норм, государство отвечало ограничениями свободы действий предпринимателей такими мерами, как законодательное запрещение соглашений и сговоров между предприятиями.     Изменилось также соотношение влияния различных групп управляющих, и внутрифирменная борьба за власть стала достаточно частым явлением. Но и там, где не было такой борьбы, управляющие сопротивлялись переменам, так как последние вели к психологически тягостной необходимости переучиваться, причем недешево и постепенно, приобретать новые навыки, развивать новые подходы к решению проблем, менять установки и примиряться с тем, что будущее характеризовалось все более высоким уровнем неопределенности. С обществом и государством, которые, правда, все резче выступали против монополистических тенденций и сговоров конкурентов, отношения строились как дружеское партнерство во имя обеспечения экономического прогресса. Однако наблюдались растущие ограничения со стороны государства.
  Главные задачи и цели Главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продуции.     Главные задачи управления сместились в сторону продвижения моделей на рынок, рекламы, организации сбыта и других способов воздействия на выбор потребителей. За пределами фирмы управляющий должен был постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Он должен был снова и снова уступать требованиям профсоюзов и в то же время обеспечивать рост производительности труда, сохранять конкурентные позиции на рынке, платить акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объем нераспределенной прибыли для обеспечения ее роста.

Наши рекомендации