Предпосылки формирования сценариев
Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.
Тенденции и условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования законодательства и институциональной среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней среды для развития Тюменской области – тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.
Расширение внешних рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, продукции нефтепереработки, химии, машиностроения и лесопромышленного комплекса, а также предоставление услуг.
Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации, возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный – Урал Полярный»).
Активное участие Тюменской области в общенациональных и межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.
Особое значение для перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное – Обская», «Обская – Салехард – Надым», автодороги Агириш – Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского – Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Проект следует рассматривать в качестве существенного фактора формирования спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области. Участие области в проекте целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных).
Внутренние факторы и условияопределяютсяособенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем.
Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтяная, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.
Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО -Югры и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.
Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменской области определяется ее конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
В регионесложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.
Через Тюменскую область проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского-Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.
Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.
Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области.
Качественно иной тип экономического роста, предполагающий переход на новый технологический уклад, связанный с развитием высокотехнологичных отраслей, социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценария развития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.
Инерционный сценарий
При реализации инерционного сценария развития Российской Федерации, в рамках которого рассматривается соответствующий сценарий развития Тюменской области, приоритет в росте производства и доходов населения получат наиболее конкурентоспособные регионы, в их числе и Тюменская область.
Предполагается, что основным фактором экономического развития области останется выполнение сервисных функций по отношению к нефтегазодобывающему комплексу ХМАО -Югры и ЯНАО.
Развитие Тюменской области будет происходить в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. В структуре доходов населения области будет увеличиваться доля социальных выплат, динамика которых будет оказывать возрастающее влияние на общую динамику и формирование конечного спроса в области. В большинстве обрабатывающих секторов области сохранится низкий уровень конкурентоспособности и невысокая инвестиционная привлекательность.
Основные факторы экономического роста останутся прежними: развитие промышленности, транспорта и связи, торговли и сельского хозяйства, динамика которых будет зависеть от роста доходов населения, а также отраслей социальных услуг, развитие которых будет обеспечиваться за счет расходов федерального и регионального бюджетов, инвестиционный спрос также будет невысоким.
Неблагоприятное развитие внешних условий, касающихся РФ в целом, будет негативно сказываться на экономической динамике Тюменской области, поскольку внешние стимулы для роста будут невысокими, а имеющиеся внутренние источники роста будут ограничиваться еще и нарастающим уровнем износа основных производственных фондов.
Энерго-сырьевой сценарий
Сценарий энерго-сырьевого развития представляет по сравнению с инерционным сценарием более благоприятные условия для развития Тюменской области в ее нынешней структуре с точки зрения привлечения в экономику инвестиционных ресурсов, а также роста внешнего спроса на продукцию и услуги области.
Реализация энерго-сырьевого сценария для Уральского федерального округа предполагает сохранение и дальнейшее развитие его современной специализации, доминирование добывающих секторов и концентрацию инвестиционных ресурсов преимущественно в Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. Для Тюменской области реализация энерго-сырьевого варианта создаст благоприятные условия для участия в инвестиционных проектах межрегионального значения: в проектах освоения нефтегазовых ресурсов в ЯНАО и ХМАО-Югры, «Урал Промышленный – Урал Полярный». Развитие региональной инфраструктуры будет способствовать реализации транспортно-транзитного потенциала.
Индустриальный потенциал Тюменской области будет реализован за счет модернизации и развития отраслей традиционной специализации области: нефтехимической промышленности, машиностроения, пищевой промышленности. Диверсификация экономики области предполагает привлечение инвестиций не только на развитие предприятий топливно-энергетического комплекса в ходе промышленной разработки нефтяных месторождений в Уватском районе, но и других отраслей: машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, легкой, пищевой, медицинской и фармацевтической промышленности, приборостроения, переработки древесины.
Приоритетное развитие в Тюменской области получит производство и переработка сельскохозяйственной продукции, на этой базе будет формироваться Южно-Уральская сельскохозяйственная зона опережающего роста.
В энерго-сырьевом варианте УФО предполагается полномасштабная реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», который рассматривается в качестве существенного фактора формирования внешнего спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области, участие которой в проекте предполагается по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, услуги.
Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Тюменской области при реализации данного сценария будет базироваться преимущественно на развитии сложившегося научно-образовательного потенциала области, а также на импорте инноваций из-за рубежа и из других российских регионов.
Инновационный сценарий
Перспективы инновационного роста Тюменской области связаны с модернизацией традиционной промышленности, созданием ряда новых секторов в нефтегазосервисе, высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе и агрокомплексе, развитием региональной инновационной и социальной системы.
Развитие базовых секторов экономики Тюменской области в долгосрочной перспективе будет связано с развитием нефтедобычи, глубокой переработки углеводородного сырья и обслуживанием нефтегазового комплекса ХМАО-Югры и ЯНАО. Такое закрепление специализации включает появление в области новых видов экономической и социальной деятельности: технологического обеспечения, проектирования и инновационных разработок; материально-технического снабжения и логистического обслуживания; управления информацией; привлечения, обустройства и подготовки высокопрофессиональных кадров для геологии, разведки недр, нефтегазового машиностроения, автоматизации и управления, информатики и других отраслей – ключевых смежников ядра нефтегазодобывающего кластера.
Реализация инновационного сценария предполагает развитие в области производств по глубокой переработке углеводородного сырья, связанных с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, а также высокотехнологичных производств, не связанных с потреблением большого объема привозных сырьевых ресурсов, основанных на эффективном использовании собственной сырьевой базы; поддержку широкомасштабного жилищного строительства и развитие собственной строительной индустрии; интенсификацию сельскохозяйственного производства, улучшение качественных характеристик и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; развитие транспортно-логистических узлов для обеспечения потребностей активно развивающихся отраслей экономики.
В рамках инновационного сценария предполагается рост и повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения, создание условий для формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, рост инвестиций в агропромышленное производство путем привлечения средств финансово-промышленных структур, укрепление сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовительными, перерабатывающими и торговыми структурами; увеличение темпов роста производства продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, внедрение инновационных технологий переработки сырья, модернизация и техническое перевооружение организаций, продвижение продукции АПК на рынки других регионов и международные рынки.
На основе инновационного развития агропромышленного комплекса в южных районах Тюменской области в кооперации с Курганской и Челябинской областями предполагается формирование сельскохозяйственной зоны опережающего роста.
Тюменская область располагает развитым образовательным и научно-исследовательским потенциалом, на базе которого предполагается формирование региональной инновационной системы, способной не только осваивать, но и активно генерировать инновации.
Важнейшая роль в реализации инновационного сценария развития Тюменской области отводится развитию малого бизнеса в промышленности, агрокомплексе, инновационной сфере, туризме.
Тюменская область располагает значительным потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса. Инновационный вариант предполагает создание в области туристско-рекреационного кластера. В целях развития социальной инфраструктуры, в том числе развития туристической индустрии, предполагается строительство нескольких отелей международной категории, торговых и торгово-развлекательных комплексов, мотелей, гостиниц и спортивно-сервисных, санаторно-курортных комплексов, музейных центров. Реализация на территории Тюменской области крупных инвестиционных проектов позволит сформировать в регионе несколько зон опережающего развития, которые будут выступать в качестве локомотивов роста для окружающей их территории.
В стадии реализации находится «Уватский проект» компании ТНК-ВР, который в перспективе сформирует Уватскую зону опережающего роста.
Тобольская нефтегазохимическая зона опережающего роста может быть сформирована на Тобольской промышленной площадке (ООО «Тобольск-Нефтехим», ООО «Тобольск-Полимер», входящие в структуру компании «СИБУР-Холдинг»), где возможна организация ряда крупнотоннажных производств по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуску различных видов химической продукции, ориентированной как на экспорт, так и на замещение импорта.
Реализация инновационного варианта развития России предполагает осуществление ряда институциональных преобразований, касающихся повышения инвестиционной привлекательности страны в целом, создания новых эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса, повышения качества человеческого капитала, формирования новой социальной структуры общества. Для Тюменской области, помимо решения общенациональных проблем институционального характера, первоочередное значение имеют меры по развитию и государственной поддержке сельскохозяйственного производства, решению социальных проблем, регулированию миграционных процессов. Проведение институциональных преобразований является необходимым условием реализации инновационного сценария.
Варианты прогноза социально-экономического развития Тюменской области
Перспективное развитие Тюменской области будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики Российской Федерации.
Первый этап (до 2015 года) базируется на реализации и расширении глобальных конкурентных преимуществ в «традиционных» отраслях специализации Тюменской области – нефтедобыче, первичной переработке углеводородного сырья, нефтегазосервисе, машиностроении, транспорте, аграрном секторе, а также создании высокотехнологичных производств по переработке углеводородного сырья с получением нового ассортимента продукции более высоких переделов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе диверсификацию производственного комплекса области и переход к инновационному развитию.
Второй этап (2016-2020 годы) предполагает дальнейшую диверсификацию экономики области, повышение конкурентоспособности обрабатывающих и сервисных отраслей, улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды. При реализации инновационного сценария на основе структурной диверсификации экономики будет обеспечено формирование модели социально-ориентированного инновационного развития региона.
Третий этап (2021-2030 годы) –интенсивныйкачественный рост экономики области на новой технологической базе, высокий уровень и качество жизни населения.
Основные количественные характеристики вариантов развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года, уточненные с учетом последствий мирового финансового кризиса 2008 -2009 годов, представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Макроэкономические параметры вариантов социально-экономического развития Тюменской области
Энерго – сырьевой | Инновационный | |
ВРП | ||
2015 год к 2007 году | 1,3 раза | 1,4 раза |
2020 год к 2015 году | 1,2 раза | 1,3 раза |
2030 год к 2020 году | 1,4 раза | 1,5 раза |
Индекс промышленного производства | ||
2015 год к 2007 году | 2,2 раза | 2,6 раза |
2020 год к 2015 году | 1,2 раза | 1,2 раза |
2030 год к 2020 году | 1,4 раза | 1,5 раза |
Инвестиции | ||
2015 год к 2007 году | 1,4 раза | 1,5 раза |
2020 год к 2015 году | 1,2 раза | 1,2 раза |
2030 год к 2020 году | 1,4 раза | 1,6 раза |
Реальные располагаемые доходы населения | ||
2015 год к 2007 году | 1,2 раза | 1,3 раза |
2020 год к 2015 году | 1,2 раза | 1,4 раза |
2030 год к 2020 году | 1,5 раза | 1,6 раза |
| | |