Волгоград – единое образовательное пространство

Текущее состояние и основные проблемы:муниципальная система образования по состоянию на 01.09.2015 насчитывает 417 образовательных учреждений, в том числе 241 дошкольное образовательное учреждение, 148 общеобразовательных учреждений, 20 учреждений дополнительного образования, 8 межшкольных учебных комбинатов. В 2014 году вырос показатель уровня обеспеченности детскими дошкольными учреждениями (с 38 мест ‰ (промилле) до 41 мест ‰). Однако вызывает озабоченность динамика индикатора обеспеченности школами на 1000 жителей. На начало 2015 года обеспеченность составила всего лишь 86 мест на 1000 жителей. Данный показатель связан с увеличением численности учащихся общеобразовательных школ (2014 – 86,2 тыс. чел., 2015 – 89,3 тыс. чел., 2016 – 90,0 тыс. чел., 2017 – 90,5 тыс. чел., 2018 – 91,0 тыс. чел.), что актуализирует проблему строительства новых зданий общеобразовательных школ в связи с переуплотненностью многих школ, а также организацией образовательного процесса в две смены, что не соответствует современным санитарным нормам и стандартам общего образования. Анализ угроз и возможностей, сильных и слабых сторон приведен на рисунке 10.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2015 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и основных целевых ориентиров в сфере развития образования администрацией Волгограда проводится большая работа по переводу всех учащихся в первую смену обучения. В этой связи необходимо строительство новых школ уже в ближайшее время (строительство 12 новых зданий школ в микрорайонах активной жилой застройки во всех районах города).

Стратегическое видение будущего.

В среднесрочном периоде произойдет существенное расширение доступности дошкольного образования, создание необходимых дополнительных мест за счет строительства новых зданий, капитального ремонта зданий бывших дошкольных учреждений, а также переоборудования помещений в зданиях общеобразовательных школ. Параллельно с решением проблемы повышения доступности услуг дошкольных учреждений будет осуществляться целенаправленная работа по повышению качества дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В долгосрочной перспективе продолжится работа по реструктуризации сети общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, которая будет сопровождаться реорганизацией малокомплектных школ, перепрофилированием их в школы с дошкольными группами, присоединением малокомплектных 1-4-х групповых дошкольных учреждений к большим.

Сильные стороны • Рост бюджетного финансирования (со 108% в 2010 г. до 111% в 2014 г.). • Повышение доступности муниципальных услуг образования (обеспеченность детскими дошкольными учреждениями с 31,3 до 41 мест на 1000 жителей (на 28%)). • Рост профессионального уровня педагогического состава общеобразовательных школ: доля учителей с высшей квалификационной категорией в общем количестве учителей возросла с 24,1 до 25,2% Слабые стороны • Неточность планирования объектов социальной инфраструктуры. • Ограниченная доступность образовательных услуг для потребителей по отдельным районам. • Недостаточный уровень обеспеченности местами в ДОУ детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет (в 2014г. – 36% от потребности).  
Возможности • Рост оплаты труда педагогических работников. • Строительство новых муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений за счет бюджетных средств и проведение капитального ремонта. • Возможность создания частных дошкольных учреждений. Угрозы • Острый дефицит дошкольных учреждений в среднесрочной перспективе может смениться нехваткой мест в общеобразовательных школах.  

Рис.10. SWOT-анализ сферы образования

Будут активно развиваться вариативные формы организации дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет: центры игровой поддержки детей, ранней коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, консультационно-диагностические пункты для родителей, организующих дошкольное образование детей в семейной форме. Будет проходить развитие сети муниципальных учреждений образования, поддержка государственных и частных учреждений для доступности образовательных услуг и повышения общего образовательного уровня населения.

В целях социальной поддержки педагогических работников системы образования будет продолжена работа по совершенствованию условий труда через аттестацию рабочих мест, по стимулированию качественной работы с детьми через повышение заработной платы, введение нормативного подушевого финансирования в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

В учреждениях профессионального образования – освоение и внедрение в практику деятельности учреждений новых экономических и управленческих методов хозяйствования, расширение источников финансирования, использование механизма муниципально-частного и государственно-частного партнерства, развитие системы муниципальных грантов для лучших преподавателей профессионального образования.

Цель: формирование единого образовательного пространства Волгограда, которое обеспечит доступность непрерывного повышения человеком собственного образовательного уровня в соответствии с изменением его возрастных потребностей.

Задачи:

обеспечение доступности образовательных услуг для жителей города, повышение образования и интеллектуальный рост населения, расширение доступа к новым технологиям и культурным ценностям;

сохранение и развитие сети муниципальных учреждений образования и культуры, поддержка государственных и частных учреждений, повышение требований к системам образования, к получаемым знаниям, для создания условий физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития творческой, эмоционально благополучной, компетентной и ответственной личности с развитым гражданским сознанием и созидательным потенциалом.

Ниже в таблице 4 приведены целевые индикаторы достижения стратегической цели.

Таблица 4

Целевые индикаторы

№ п/п Показатели Ед. изм.
1. Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в МОУ в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет %
2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования в общей численности обучающихся % 43,5
3. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным программам в учреждениях сферы образования %
4. Обеспеченность школами на 1000 жителей мест 86,2 91,5 91,5 91,5
5. Доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике % 98,5
6. Доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников МОУ % 3,2
7. Доля выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности % 46,7 55,6 * *

* прогноз значений показателя до 2025 и 2030 года комитетом образования и науки Волгоградской области (уполномоченный орган) не осуществлялся.

Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования.

Цель: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи:

обеспечение доступности образовательных услуг посредством строительства новых дошкольных образовательных учреждений, строительства и реконструкции школ, реорганизации малокомплектных школ и дошкольных образовательных учреждений, создания структурных подразделений с дошкольными группами в школах и дошкольных учреждениях, строительства школ с дошкольными группами в едином комплексе;

развитие частных ДОУ (предоставление субсидии на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в частных образовательных организациях – за счет средств бюджета Волгоградской области);

создание центров игровой поддержки детей, ранней коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, консультационно-диагностических пунктов для родителей, организующих дошкольное образование детей в семейной форме;

укрепление кадровой основы системы образования Волгограда посредством усиления социальной защищенности работников образования;

внедрение новых образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, обеспечивающих качество образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, обновление учебного оборудования и технических средств обучения (на условиях софинансирования); продвижение в школах курсов финансовой, экономической и предпринимательской грамотности, а также образа профессионального рабочего;

развитие условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в целях адаптации к жизни в обществе и обеспечения гарантии их жизненного успеха;

обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей и потребностями семьи;

создание условий для реализации дополнительных образовательных услуг, способствующих повышению качества образовательного процесса;

создание условий для увеличения охвата детей услугами дополнительного образования.

Ожидаемые результаты:

обеспечение потребности в дошкольном образовании всех нуждающихся детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

обеспечение актуальной потребности детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет с 36% до 45%, в т.ч. за счет вариативных форм дошкольного образования;

сокращение времени ожидания получения услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет – до 1 месяца, услуг дошкольного образования, присмотра и ухода для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – до 1 года;

обеспеченность школами 91,5 мест на 1000 жителей;

уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья – 80%;

увеличение доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования в общей численности учащихся до уровня 64% в 2018 году и 100% уже в 2025 году;

увеличение доли воспитанников дошкольного возраста, обучающихся по основным образовательным программам в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с 30% в 2014 году до 100% в 2018 году;

увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в учреждениях сферы образования до уровня 37% в 2018 году и 40% в 2025 году;

повышение уровня удовлетворенности населения условиями и качеством дошкольного, общего и дополнительного образования до уровня не менее 80%.

Волгоград – научно-образовательный центр.

Цель: реструктуризация сектора высшего образования, ориентированного на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики (в соответствие с Постановлением Правительства Волгоградской области от 11.11.2013 № 625-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Комплексная региональная программа развития профессионального образования» на 2014 - 2016 годы» (в редакции на 13.01.2014).

Задачи и механизмы реализации (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в редакции на 08.08.2009):

создание на базе волгоградских высших учебных заведений федерального исследовательского университета;

создание на базе крупных промышленных предприятий высших технических учебных заведений, которые будут обеспечивать целевую подготовку студентов с учетом запросов промышленных предприятий Волгограда (при содействии Городской общественной организации промышленных предприятий «Совет директоров Волгограда»);

создание и развитие малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений (далее – ВУЗ) Волгограда, систематическое привлечение ведущих ученых города к экспертизе научно-технических и инновационных проектов по решению хозяйственных, технических и социальных проблем города;

укрепление связей учреждений профессионального образования с организациями и предприятиями, ВУЗами Волгограда развитие сотрудничества с профессиональными учреждениями других регионов и стран, использование международных связей Волгограда на уровне городов-побратимов и городов - партнеров для привлечения иностранных студентов в волгоградские ВУЗы;

создание городского центра подготовки менеджеров инновационных научно-технологических проектов;

создание специализированных Интернет-порталов и баз данных о состоянии кадрового потенциала в сфере науки, образования и высоких технологий, подготовке научных и научно-педагогических кадров, в том числе с целью формирования кадрового резерва для указанной сферы, а также о мероприятиях по поддержке молодых исследователей, студентов, аспирантов.

Ожидаемые результаты:

подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);

увеличение доли образовательных услуг в структуре экономики города;

снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование.

Развитие культуры

Краткая характеристика и основные проблемы.

По итогам 2014 года в сфере культуры значительно увеличилось количество посетителей городских культурно-массовых мероприятий (в 2007 году – 100 посетителей на тысячу жителей, в 2014 году – 461 посетитель на тысячу жителей), сохраняется увеличение количества зрителей муниципальных театров (с 80 в 2007 году до 94,7 зрителей в 2014 году – в расчете на 1000 населения). Стабильным остается количество детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей в сфере искусства Волгограда и количество студентов консерватории. Значительно (в 3,3 раза с 2007 года) увеличилось количество лауреатов международных и всероссийских конкурсов, что свидетельствует о повышении качества художественного образования в городе. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 11.

Сильные стороны • Сохранена сеть муниципальных учреждений культуры и образования в сфере искусства (45 муниципальных учреждений). • Сохранены традиции образования в сфере искусства. • Плодотворная деятельность в сфере культуры и искусства. Слабые стороны • Высокая степень износа помещений, оборудования, слабое материально-техническое обеспечение. • Неразвитость электронных услуг, оказываемых учреждениями культуры.  
Возможности • Развитие платных услуг муниципальных учреждений культуры и искусства. • Развитие театрального искусства. • Развитие дополнительного образования детей в сфере искусства. Угрозы • Низкая компьютеризация муниципальных библиотек.  

Рис.11. SWOT-анализ сферы культуры

Стратегическое видение будущего.

Ежегодное увеличение ассигнований бюджета Волгограда (более 30%) на деятельность муниципальных учреждений культуры, образования в сфере искусства. Поступательное развитие и модернизация сферы культуры и искусства по всем основным направлениям деятельности; выведение сети муниципальных учреждений сферы культуры и искусства на качественно новый уровень развития. Содействие развитию независимых культурных институций и инфраструктуры (клубы, арт-центры, фестивали, частные галереи и т.д.). Реализация масштабных культурных проектов. Освоение и внедрение в практику деятельности учреждений новых экономических и управленческих инструментов. Повышение квалификации персонала. Расширение источников финансирования, использование механизма государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Цель: создание условий для обеспечения населения и гостей города услугами в сфере культуры и интеллектуального и культурного развития горожан.

Целевые индикаторы достижения стратегической цели приведены ниже в таблице 5.

Задачи:

формирование условий для сохранения и развития системы образования в сфере искусства Волгограда, учреждений культуры;

развитие потенциала городской культурной среды;

сохранение и популяризация исторического и культурного наследия Волгограда.

Таблица 5

Целевые индикаторы

№ п/п Показатели Ед. изм.
1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в учреждениях дополнительного образования детей в сфере искусства % 11,5 11,7 12,2 12,6
2. Доля библиотек, имеющих доступ к сети Интернет %
3. Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет %

Формирование условий для сохранения и развития системы образования в сфере искусства Волгограда, учреждений культуры:

развитие МОУ дополнительного образования детей в сфере искусства, муниципальных домов культуры, парков, кинотеатров, реализация мероприятий программы «Развитие культуры Волгограда»;

сохранение кадрового потенциала сферы культуры и искусства;

модернизация учреждений культуры города, в том числе обновление материально-технической базы, приобретение специального оборудования;

разработка и внедрение эффективной финансово-экономической основы предоставления образовательных услуг в сфере культуры и искусства.

Развитие потенциала городской культурной среды:

увеличение количества и разнообразия форм проведения городских культурных массовых мероприятий, реализация и поддержка различных культурных проектов, повышение информированности населения о проводимых культурных мероприятиях;

развитие (строительство и модернизация) учреждений культуры в городе (строительство государственного Волгоградского областного театра кукол со зрительным залом на 300 мест и малым залом на 80 мест, строительство нового здания государственного Волгоградского областного музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, в долгосрочной перспективе строительство нового здания муниципальной филармонии с концертным залом на 500 мест);

развитие театрального искусства;

обеспечение жителей города информационно-библиотечными услугами, услугами государственных музеев, модернизация муниципальных библиотечных систем Волгограда (городской и детской);

расширение доступа к новым технологиям и культурным ценностям посредством повышения уровня образования, культуры и интеллектуального роста населения, поддержка создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

совершенствование системы организации досуга и массового отдыха горожан, развитие городской парковой среды для семейного отдыха и досуга, развитие парковых зон в районах Волгограда, в том числе с использованием естественной природной ландшафтной среды.

Сохранение и популяризация исторического и культурного наследия Волгограда (формирование его положительного имиджа):

содействие сохранению духовно-нравственных традиций, национально-культурному развитию народов Российской Федерации на территории Волгограда и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа Волгоград;

реставрационные работы на памятниках истории, объектах культурного наследия регионального (федерального) значения находящихся в муниципальной собственности Волгограда (передаваемых в муниципальную собственность), 46 объектов (2020 – 2030 годы);

обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

развитие туризма и его инфраструктуры, развитие сети экскурсионных (а также паломнических) туристических маршрутов (содействие развитию тематических проектов в сфере государственных музеев и на основе государственно-частного партнерства (в том числе, создание государственного историко-археологического комплекса (музея-заповедника) «Золотая орда» в Волгоградской области, создание этно-парка Казачества, создание музея Хазарского Каганата, развитие государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» и развитие российско-германского межкультурного диалога на базе соответствующего Центра и т.д.);

повышение качества информирования населения и гостей города о культурном и историческом наследии Волгограда и Волгоградской области.

Наши рекомендации