Несовершенной конкуренцией называют такие рыночные структуры, в которых отсутствует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции

Различают три основных вида несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия выступает как единственный производитель той или иной продукции. Поэтому у него нет конкурентов, которые могли бы производить аналогичную продукцию или ее заменители.

Рынок чистой монополии обладает следующими основными чертами:

· наличие в отрасли одной фирмы, которая продает единственный в своем роде продукт, не имеющий близкого аналога или заменителя; для покупателей нет выбора: покупать или не покупать; он должен покупать продукт у монополиста, если не может обойтись без него;

· монополист диктует цену, так как монополия полностью контролирует объем продаж;

· вступление новых фирм в данную отрасль заблокировано по техническим, экономическим, финансовым и кадровым причинам;

· продукт, выпускаемый фирмой, однороден.

Существует несколько видов монополий:

o чистая монополия, о которой мы ужеговорили;

o абсолютная монополия, которая действует в масштабе национального хозяйства; подобного рода монополия находится в руках государства или его хозяйствующих органов (например, внешняя торговля страны);

o естественная монополия, которая связана с вла­дением уникальными, редкими ресурсами (например, редкие цветные металлы); кроме того, существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации), в которых естественная монополия считается необходимой;

o закрытая монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторского права;

o открытая монополия, при которой одна фирма на определенное время является единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции; в подобном положении часто находится фирма, которая впервые выходит на рынок с новой продукцией;

o искусственные монополии, которые представляют собой объединения нескольких фирм, создаваемых с целью получения монопольной прибыли;

o монопсония - это разновидность рынка, на котором имеется только один покупатель-монополист; в этом случае фирма сама устанавливает цены или выгодные условия покупки товаров у поставщиков.

Понятие чистой монополии является абстракцией, так как, во-первых, лишь у немногих благ отсутствуют заменители, и, во-вторых, чистая монополия присуща местным рынкам и не характерна для национальных и мировых рынков. Чистая монополия, как и совершенная конкуренция, выступает крайней формой рыночной структуры. В экономике развитых стран, как правило, нет монополий, контролирующих 100% товарного рынка. В действительности, монополией чаще всего называют фирму, контролирующую большую долю данного рынка. Оставшаяся доля рынка поделена между несколькими небольшими фирмами, которые не могут составить конкуренцию крупному монополисту. Примером такого рада монополии может служить алмазный синдикат «Де Бирс», который контролирует 80-85% мирового производства алмазов.


6.4. Рыночная власть

Монопольная власть

Фирма-монополист обладает монопольной властью.

Монопольная власть означает возможность фирмы воздействовать на цены своих товаров посредством изменения количества реализуемых благ. Мера использования монопольной власти обусловлена наличием близких заменителей продукта и его доли в общих продажах на рынке.

Основой монопольной власти являются непреодолимые барьеры вхождения в отрасль, к которым относятся:

а) исключительные права, полученные от правительства;

б) патенты и авторские права;

в) собственность на весь предложенный объем какого-либо произведенного ресурса;

г) низкие издержки крупного производства, обусловленные монополизацией рынка.

Рыночная власть конкретной фирмы зависит от степени эластичности спроса на продукт. В случае чистой монополии, когда спрос на ее продукцию одновременно и рыночный спрос, степень эластичности спроса является определяющей в оценке рыночной власти. В случае неэластичного спроса повышение цены не приведет к уменьшению спроса и не обеспечит фирме увеличение ее дохода.

На монополистическом рынке, как мы уже отмечали, действуют весьма жесткие, зачастую нечестные методы конкурентной борьбы. Фирма-монополист может применять достаточно грубые, агрессивные методы давления на соперников: лишать их сырья и кредитов, проводить резкое снижение цен на свою продукцию, переманивать персонал и т.д. Мы уже говорили, что часто монополисты используют ценовую дискриминацию при сбыте продукции. В том случае фирма может устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для различных категорий покупателей.

Наши рекомендации