Семинарское занятие № 4 Потребление и сбережения. Инвестиции и экономический рост
1.Предельная склонность к потреблению и сбережению и их взаимосвязь с доходом.
2. Динамика совокупного потребления и совокупного сбережения. Совокупные инвестиции и их взаимосвязь с совокупными сбережениями.
3. Условие макроэкономического равновесия и проблема достижения "полной занятости". Инфляционный и дефляционный разрывы.
4.Инвестиции в экономику и динамика валового национального продукта.
Семинарское занятие № 5 Макроэкономическая нестабильность. Цикличность развития рыночной экономики
1. Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. Фазы экономического цикла.
2. Экономический рост, его типы, факторы ускорения и сдерживания. Измерение экономического роста.
3. Государственное регулирование экономического роста, антикризисные меры. Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика.
Семинарское занятие №6 Рынок труда, занятость, безработица
1. Концепции занятости населения: неоклассическая школа, кейнсианское направление. Монетаристская школа, институционально-социологическая школа, концепция гибкого рынка труда.
2. Равновесие на рынке труда.
3.Безработица и ее виды. Закон Оукена. Экономические и социальные издержки безработицы.
4.Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в современной России.
Вопросы для дискуссий
1. Можно ли рассматривать НТП в качестве основной причины безработицы, мотивируя это утверждение тем, что развитие техники вытесняет живой труд из сферы производства?
2. Объясните с точки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т. п., стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?
3. Почему в современной России увеличился спрос на услуги юристов и специалистов по рекламе?
4.Проанализируйте эволюцию концепций занятости от мальтузианства до современных воззрений и оцените их идеологическую направленность.
5. Назовите и сопоставьте классификации безработицы различных экономических школ.
Семинарское занятие №7 Инфляция и антиинфляционная политика государства
1.Инфляция: сущность, виды, причины. Инфляционные ожидания.
2. Социально-экономические последствия ожидаемой и непредвиденной инфляции.
3. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Взаимосвязь зарплаты с рынком труда.
4. Антиинфляционное регулирование экономики.
Семинарское занятие № 8 Государственные расходы и налоги.
- Понятие и функции государственных финансов,
- Государственный бюджет и его формирование,
- Государственные доходы, государственные расходы и их роль в процессе воспроизводства.
- Бюджетный дефицит и государственный долг.
- Налоговая система и фискальная политика: налоги и перераспределение созданного в обществе продукта.
- Виды и методы взимания налогов, ставки налогов и поступление доходов в бюджет, кривая Лаффера.
- Дискреционная, автоматическая и общая фискальная политика.
Вопросы для дискуссий
1. Назовите принципы построения финансовой системы. Чем вы объясните важность принципа фискального федерализма?
2. Почему, на ваш взгляд, необходимо разграничение функций между федеральными, республиканскими и местными финансовыми системами? Рассмотрите на примерах своего города (района, села) позитивные и негативные стороны такого подхода.
3. Какая из традиционных функций финансов вам представляется наиболее затруднительной для выполнения?
4. Можно ли было проводить рыночную трансформацию экономики России без внешних заимствований? Известен ли вам опыт других стран?
5. Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу о том, высоким или низким должен быть налог. Назовите сторонников высокого и низкого налога.
6. Раскройте сильные и слабые стороны позиции американского профессора Лаффера, исследовавшего связь между ставкой налога и деловой активностью.
7. Какова система налогов в Российской Федерации? Является ли она, на ваш взгляд, оптимальной? Каковы ваши предложения по корректировке налогового законодательства России?