Лесной сектор в экономике России.

Лесная промышленность всегда являлась одной из важных отраслей экономики и определяла развитие социально-экономической составляющей регионов, увеличивая валютные резервы государства благодаря экспорту древесины.

Однако, начиная с 70-х годов ХХ в. стали очевидными тенденции снижения роли этой отрасли в существовавшей тогда экономической системе. Новые отрасли промышленности - газовая и нефтяная - в связи с устойчивым ростом цен на экспортируемые углеводородные энергоносители первого всемирного энергетического кризиса довольно быстро оттеснили лесную промышленность на третье место в валютных поступлениях государства. Это проявилось в снижении удельного веса ее продукции в валовом национальном продукте, ее веса в народном хозяйстве, основных фондов и основных капиталовложений и занятости, а отрасли.

В настоящее время производство лесной продукции занимает в структуре экономики России пятое место по объемам внутреннего валового продукта и четвертое - по объемам экспорта. В 45 субъектах РФ продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% от общего объема промышленной продукции соответствующих регионов.

Единственным сегментом лесного комплекса, где в 2001 г. сохранилась тенденция к росту производства, являлась целлюлозно-бумажная промышленность. Лесозаготовительные предприятия, а также компании, занятые в деревообработке, вынуждены были сократить выпуск продукции.

Общий объем вывозки древесины, определяющий показатели деятельности лесозаготовительных предприятий, составил в 2001 г. 87,2 млн. м3.Однако значительная часть лесозаготовок ведется в теневом секторе и не отражается в официальной статистической отчетности. Нелегальная вырубка древесины в настоящее время приняла исключительно большой масштаб. По некоторым оценкам, их объем составляет не менее 20% от показателей, регистрируемых Госкомстатом. Такая "конкуренция" негативно сказывается на показателях легального бизнеса. Объем вывозки древесины в 2001 г. сократился по сравнению с предыдущим годом на 2,2%, в начале 2002 г. спад увеличился до 7,6% .

Сокращение производства в сегменте деревообработки связано, главным образом, со снижением выпуска пиломатериалов. В 2001 г. суммарный выпуск данной продукции составил 17,3 млн.м3, что на 4,2% меньше, чем в предыдущем году. В начале 2002 г. темпы спада ускорились. Выработка более Технологичной продукции - фанеры и древесностружечных плит - в течение последних лет демонстрирует достаточно заметный рост. Выпуск этой продукции увеличился в 2001 г. соответственно на 7,2 и 8,2%, при этом по производству фанеры российские предприятия, используя возможности для увеличения объемов экспорта в развитые страны.

Наиболее успешно в течение последних лет функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Выпуск целлюлозы, бумаги и картона стимулируется как расширением внутреннего рынка данной продукции, так и стабильным спросом со стороны зарубежных потребителей. Наиболее интенсивный рост отмечался в производстве картона (110,1% к 2000г.). Несколько медленнее развивался выпуск целлюлозы (105,9%). При этом в отличие от других секторов лесопереработки выработка этих продуктов в начале 2000 г. не только не снизилась, но и имели явные тенденции к росту.

Необходимо отметить, что катастрофическое сокращение лесозаготовок в Азиатских регионах России стало первым ощутимым для лесного сектора экономики следствием скачкообразного введения рыночных отношений в области торговли энергоносителями, транспортных услуг, оплаты труда, сопровождавшегося резким сокращением государственных дотаций на фоне гиперинфляции. Темпы естественного устаревания техники и оборудования резко возросли из-за прекращения финансирования технологических ремонтов. Повсеместное обеднение народа привело к резкому падению платежеспособного спроса на лесопромышленную продукцию.

Эти причины являются внешними атрибутами кризиса лесного сектора экономики России. Гораздо важнее, что это подорвало потенциал развития лесопромышленных предприятий, который не могли поправить реформы собственности и приватизации. Кроме того, большинство из зарегистрированных лесопромышленных предприятий, особенно с высоко затратной инфраструктурой и устаревшим оборудованием, неплатежеспособны.

Прогнозы объемов производства основных видов лесопромышленной продукции, выполненные Департаментом лесного комплекса мин. экономики, были построены с учетом предполагаемого уровня инфляции. Развития ценовой политики и стабильности на внутреннем рынке потребления частности. Федеральной программой развития лесопромышленного комплекса на период до 2005 г. предусматривался рост объемов лесозаготовок в 1,6-1,7 раза. Т.е. составит около 304 млн. м3 в условном круглом лесе.

Особо следует отметить, что быстрое воссоздание лесной промышленности желательно, но весьма проблематично. Без эффективной лесной промышленности не поднять лесное хозяйство. Лесная промышленность локомотив и донор лесного сектора, если внутренний рынок устойчиво потребляет лесоматериалы. В условиях, когда государство фактически ушло с лесного рынка страны, лесная промышленность может, как это уже было в нашей истории, начать истреблять леса России, оставшись наедине с идеей пользования лесом и идеей саморегуляции рыночной экономики. Государство, создавшее в лице своего правительства такую ситуацию, может стать главным врагом русского леса.

Реформировать необходимо социально-экономические устои лесного сектора, а не однобокую федеральную составляющую системы управления. Нам представляется, что решение проблем связано с пересмотром основных теоретических положений лесного хозяйства, основанных на идее пользования лесом.

Объявленные, но так и не завершенные реформы лесного сектора должны быть продолжены в направлении развития регулируемого государство лесного сектора рыночной экономики России. Поле деятельности органов, занятых государственным управлением лесным хозяйством, традиционно рассматривалось Правительством как нечто дополнительное к лесопромышленному комплексу, а сами леса России - как сырьевая- база для лесозаготовок. Это отображает результат реализации системы выстроенной вокруг идеи пользования лесом.

Оценивая прошлое и стараясь затянуть в будущее, нам очень трудно понять (зная опыт развития таких лесных стран, как Канада и Финляндия), почему в Правительстве России так долго не могут осознать глобальное и стратегически важное для устойчивого развития России значение ее лесных ресурсов и лесного сектора экономики.

Доля рубки леса, прогнозируемая на 2010 г. в объеме 4,2 млрд. мЗ, составит всего 1,1 % от общего запаса. Съем древесины с 1 га лесопокрытой площади не превысит 1,3 мЗ. Наиболее высокая интенсивность использования прогнозируется в Европе - более-1,5% от общего запаса, и наименьшая в Южной Америке: 0,12%.

Любая лесопромышленная компания, прежде всего, стремится к повышению своих доходов любой ценой. Так было в советские времена, когда центр интересовали в первую очередь объемы круглой древесины, вывозимой из региона, и очень мало волновали развитие местной инфраструктуры и лесовосстановление. Однако никогда лесные поселки и сами лесные поселки, и сами леса, пройденные рубками, не бывали столько, заброшены и забыты властями, как теперь. Положение резко ухудшилось со времени открытия дальневосточных границ в начале 90-х годов, когда жесткие правила мирового лесного, рынка принесли еще более серьезную угрозу лесам и экономике региона.

В заключение отметим, что, несмотря на благоприятные для российского экспорта тенденции мирового рынка, наша страна, начиная с 80-х годов, шаг за шагом теряла позиции мирового лидера производства и торговли лесоматериалами. Реформы лесного сектора экономики России не могут успешно проводиться, если они проходят по отдельности в лесном хозяйстве и в лесопромышленном комплексе. Тем более важно общее понимание, что попытки вытащить из кризиса лесозаготовительную промышленность, основанные на наращивании экспортного потенциала, не могут быть успешными из-за складывающейся на мировых рынках ситуации. Все зависит от действий Правительства России в отношении лесного сектора в целом, а не по частям в сегодняшний день требуется системное решение вопроса.

Наши рекомендации