Задания к контрольной работе
Министерство образования и науки Российской Федерации
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал «Псковский государственный университет»
В г. Великие Луки Псковской области
Л.М. Шляхтова
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению контрольной работы
Великие Луки
УДК
ББК
Ш 70
Рекомендовано к печати кафедрой экономики и гуманитарных наук и редакционно-издательским советом Псков ГУ
Рецензенты:
Ш 70Шляхтова Л.М. Менеджмент: Методические указания по выполнению контрольной работы.. Великие Луки: Псков ГУ, 2016.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Менеджмент» предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата). Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования по направлению 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата). Включают теоретические и практические задания по основным разделам дисциплины, предназначенные для самостоятельного выполнения студентами.
УДК
ББК
© Шляхтова Л.М.
© Псковский государственный университет, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................. | |
1 Основные требования по выполнению контрольной работы......................... | |
2 Задания контрольной работы............................................................................. | |
Вариант 1................................................................................................................ | |
Вариант 2................................................................................................................ | |
Вариант 3................................................................................................................ | |
Вариант 4................................................................................................................ | |
Вариант 5................................................................................................................ | |
Вариант 6................................................................................................................ | |
Вариант 7................................................................................................................ | |
Вариант 8................................................................................................................ | |
Вариант 9................................................................................................................ | |
Вариант 10.............................................................................................................. | |
3 Правила оформления контрольной работы...................................................... | |
4 Правила оформления списка использованной литературы............................. | |
5 Рекомендуемая литература................................................................................. | |
Приложение А Образец титульного листа контрольной работы....................... | |
Приложение Б Примеры оформления иллюстраций (рисунков) и таблиц в работе...................................................................................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) и Основной образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» студенты заочной формы обучения на 2 курсе изучают дисциплину «Менеджмент». В рамках данной дисциплины планируется выполнение письменной контрольной работы.
Целью контрольной работы является выработка навыков самостоятельного изучения курса и углубления полученных знаний. Студенты должны освоить учебный материал с целью получения представления о методологии и технологиях менеджмента, выработки собственной социально-экономической и управленческой позиции. Контрольная работа показывает степень усвоения студентами данной учебной дисциплины.
Изучаемая дисциплина «Менеджмент» способствует формированию у студентов базового комплекса теоретических знаний и практических навыков в области управления организацией.
Задачи дисциплины – научить студентов:
– эффективно использовать закономерности управленческой науки в организационной деятельности на предприятии;
– владению основными методами принятия управленческих решений;
– поиску оптимальных управленческих решений;
– применять на практике отечественный и зарубежный опты научного менеджмента;
– воздействовать на социально-психологический климат в коллективе, находить различные способы и методы воздействия на персонал.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК 7 - способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК - 4 - способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них отвественность; ПК – 1 - способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; ПК - 9 - способностью организовывать деятельность малой группы, созданнной для реализации конкретного экономического проекта; ПК – 11 - способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести теоретические знания, практические умения и навыки в рамках реализуемой основной образованительной программы по направлению 38.03. 01 «Экономика».
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- об особенностях управленческой деятельности в современных условиях и условиях ее эффективности;
- научные школы менеджмента и их представителей;
- общих закономерностях управленческого развития;
- методологию управления организацией;
- методологию планирования деятельности организации и средства достижения целей;
- типы организационных структур;
- основные закономерности мотивации, мотивы поведения людей в организации;
- стадии организации процесса контроля в организации;
- основные подходы и стадии процесса принятия управленческих решений;
- закономерности эффективных коммуникаций;
- основные элементы самоменеджмента.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- определять основные составляющие элементы систем управления организацией;
- анализировать и оценивать основные положения научных школ и моделей менеджмента в современных условиях;
- применять методы и способы руководства и координирования в различных ситуациях жизнедеятельности организации, коллективов и отдельных лиц;
- применять процедуры, модели и методы стратегического планирования;
- пользоваться различными моделями менеджмента в практике конкретной организации;
- моделирование организационных структур управления организацией;
- использовать различные методы мотивации;
- использовать различные методы контроля;
- использовать традиционные подходы к принятию управленческих решений;
- управлять конфликтами и стрессами;
- оценивать пригодность стилей руководства для конкретных ситуаций;
- управлять коммуникационным процессом, преодолевать коммуникационные барьеры;
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
- специальной терминологией;
-современными экономическими, организационными, административными и социально-психологическими методами воздействия на персонал;
- использования технологии и механизм менеджмента с учетом реальных условий во внутренней и внешней средах;
-механизмом управления организацией, повышающим эффективность деятельности организации;
- навыками принятия управленческих решений и оценки их эффективности.
1 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент» выполняется студентами заочной формы обучения в письменном виде.
Номер варианта контрольной работы выбирается в соответствиии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Если цифра 0, то номер варианта контрольной работы 10.
Каждый вариант включает 2 задания:
Задание 1. Письменный конспект двух теоретических вопросов.
Задание 2. Кейс- задание.
Решение заданий оформляется следующим образом:
1) номер задания; 2) условие задания; 3) решение задания.
Контрольная работа должна содержать следующую структуру:
1) титульный лист (см. приложение А);
2) оглавление;
3) решение заданий;
4) список использованной литературы.
Контрольная работа выполняется на компьютере, на одной стороне листа формата А 4; регистрируется в учебной части заочного отделения ФГБОУ ВПО ПсковГУ в г. Великие Луки не позднее 10 дней до начала сессии. Защита контрольной работы проводится во время зачета по дисциплине.
Общий объём контрольной работы не должен превышать 15-20 страниц печатного текста. В конце работы ставится дата выполнения и личная подпись автора.
Оценка работы: «Зачтено» или «Не зачтено». В случае, когда работа не зачтена, преподаватель дает обоснование в виде небольшой рецензии с указанием ошибок и работа отправляется на доработку. Студенты, не выполнившие контрольную работу к зачету по предмету не допускаются.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вариант 1.
1) Сущность, цели и задачи менеджмента. Понятие организации. Внешняя и
внутренняя среда организаций. Социальные роли менеджера.
2) Ситуационные и современные подходы к теории лидерства.
Кейс-задание
Оказавшись в свободном плавании в связи с закрытием проекта из-за кризиса, журналист Евгения Давыдова испытала сильнейшее потрясение. Три месяца она активно искала работу. На четвертый ей предложили вакансию корреспондента в еженедельной телепрограмме. Обрадовавшись завершению поиска, Евгения без колебаний приняла предложение, хотя было известно, что первые два месяца ее не будут оформлять в штат, так как «нужно еще присмотреться друг к другу». С энтузиазмом приступив к работе, Евгения очень скоро поняла, что «рабочий день с 9 до 18» по факту означает «с 9 утра до 18 вечера следующего дня». Перегрузки были просто фантастическими: работать приходилось ночью и по выходным, причем режим был единым для штатных и внештатных сотрудников, за исключением руководства. Никакие возражения о том, что качественно выполнять свои обязанности в таком графике невозможно, не принимались. Как выяснилось позже, в компании было принято штрафовать, если сотрудник, проработав накануне до часу ночи, не приходил на рабочее место точно к девяти утра. При этом руководство программы постоянно было недовольно результатами работы и заставляло сотрудников по нескольку раз выполнять одну и ту же задачу до тех пор, пока итог не удовлетворял всех шефов. Проработав в указанном режиме три недели, Евгения поняла, что физическое истощение при таком графике наступит раньше, чем ее оформят на работу, и сообщила непосредственному руководителю о своем намерении покинуть компанию.
1. Выделите специфические особенности организации труда в организации.
2. Обоснуйте принятое решение покинуть компанию сотрудницей?
3. Имеет ли в ситуации место организационного стресса?
4. Предложите управленческие решения проблемы.
Вариант 2
1) Основные этапы становления теории менеджмента. Необходимость
формирования концепции управления.
2) Характеристика власти. Типы власти и влияния. Эффективные формы
влияния.
Кейс-задание
Проведите анализ ситуации.
Два года Александра Самойлова (имя и фамилия изменены) работала в условиях полной самоотдачи. Будучи трудоголиком, она охотно выполняла все распоряжения начальства, бралась за самые сложные задачи и не боялась проявить инициативу, выполняя работу на самом сложном участке при минимуме ресурсов. Работая по 12 часов в сутки, сотрудница крупного финансового института заслужила одобрение со стороны самого высокого руководства, получила повышение в должности и зарплате. Однако некоторое время спустя Александра заметила, что ее успехи уже не приносят ей прежнего удовлетворения, а двух выходных после интенсивной пятидневной работы явно стало недостаточно для того, чтобы восстановить силы. Решив, что ей нужно отдохнуть, девушка ушла в отпуск. После отдыха она с удвоенной силой приступила к выполнению своих обязанностей, но уже через неделю усталость вернулась к ней с прежней силой. Кроме того, Александру стало раздражать то, на что раньше она не обращала внимания: постоянные переработки, недостаток ресурсов для выполнения необходимых задач и шум в офисе. Неоднократные переговоры с руководством проблему не решили. Девушке ясно дали понять, что она, как и прежде, должна выдавать высокие результаты, цена которых руководство не интересовала. Пытаясь найти пути решения проблемы самостоятельно, Александра стала меньше задерживаться на работе и приобрела профессиональные строительные наушники, чтобы защитить себя от шума. В таком режиме она проработала полгода. За это время у девушки начались проблемы со здоровьем – появились боли в спине, развилась бессонница. После долгих колебаний Александра приняла решение покинуть компанию.
1. Какие изменения в поведении сотрудницы отмечены в ситуации?
2. Назовите причины данных изменений в поведении сотрудницы.
3. Имеет ли в ситуации место организационного стресса?
4. Предложите управленческие решения проблемы.
Вариант 3
1) Управленческие решения и его разновидности. Этапы принятия
рационального управленческого решения.
2) Корпоративная культура и ее влияние на деятельность организации.
Кейс-задание
Фирма осваивает выпуск нового продукта и, чтобы опередить конкурентов при выходе на рынок, вынуждена наладить работу в две смены. Как руководитель вы должны получить поддержку коллектива в этом. Сформулируйте несколько альтернативных вариантов достижения коммуникации с сотрудниками и минимизации их сопротивления.
Вариант 4
1) Принятие управленческого решения в условиях неопределенности и риска.
Условия снижения риска при принятии решения.
2) Социальная ответственность и этика менеджмента. Типы социального
поведения организаций.
Кейс-задание
Проведите анализ ситуации отражающей проблему управления конфликтами в организации.
Среди сотрудников недавно открывшегося гипермаркета стали происходить конфликты. Оказалось, что одна из работниц чаще создавала видимость работы, нежели осуществляла ее на самом деле. В результате не успевала обновлять полки товарами, а поскольку глаза покупателей должны видеть товары, а не пустые полки, то другим продавцам-консультантам приходилось выполнять и свою работу, и помогать коллеге. Неоднократно беседы продавцов с недобросовестной сотрудницей ситуацию не изменили. А в ходе последнего конфликта продавцы-конкультатны пообещали создать условия, при которых нерадивую сотрудницу уволят с позором.
1. Какого вида конфликт случился в гипермаркете? Почему?
2. Какова причина конфликта? Кто виноват?
3. Предложите варианты разрешения конфликтной ситуации.
4. Какой стиль управления конфликтной ситуацией вы выберете? Почему?
Вариант 5
1) Сущность и назначение стратегического планирования. Этапы
стратегического планирования и их характеристика.
2) Комплексные системы управления качеством. Сертификация в системе
управления качеством.
Кейс-задание
Представьте, что вы являетесь руководителем автомобильного завода. Один из ваших сотрудников недавно вернулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модернизировать одну из выпускаемых заводом моделей автомобилей. Проведите анализ инновационного проекта на предмет возможностей и рисков. Предложите несколько обоснованных управленческих решений по поводу данного предложения.
Вариант 6
1) Организация взаимодействия и полномочий на предприятии.
2) Характеристика организационных структур управления и сферы их
эффективного применения.
Кейс-задание
В городе N открылся новый автомобильный салон, где на продажу выставлены исключительно машины представительского класса. Помимо рекламы, размещенной на местном телевидении и в интернете, менеджеры салона привлекли к работе девушек из рекламного агенства, которые должны были раздавать рекламные буклеты в центре города у престижных магазинов и бутиков состоятельным по виду прохожим. Менеджерам салона пришлось заплатить за срочность услуги рекламного агенства несколько больше установленных расценок. Девушки старались побыстрее справиться с работой, чтобы иметь возможность общаться друг с другом и рассматривать товары в магазинах. Они знали, что руководство рекламного агентства не станет их контролировать. Менеджеры автосалона решили лично постмотреть, как осуществлется работа девушек на улицах города. Результатом их любопытства стало досрочное распоржение договора об оказании рекламных услуг с рекламным агентсвом.
1. Какой стиль руководства использовался в рекламном агентстве. Почему?
2. Насколько серьезные нарушения допущены работницами агенства?
3. Как в данной ситуации повели бы вы себя будучи руководителем рекламного агентства, руководителем автосалона.
4. Разработайте рекомендации по улучшению качества работы для руководства рекламного агентства.
Вариант 7
1) Мотивационные основы управления. Сравнительный анализ различных
теорий мотивации.
2) Понятие контроля в организации. Виды контроля. Сущность и этапы
контроля. Эффективность контрольных мероприятий.
Кейс-задание
Руководство завода по производству ваз и сувениров из керамики, онимая необходимость расширения ассортмента и продвижения своей продукции в соседние регионы, рассматривает возможность производства керамической плитки. Макетологи завода уверены в увеличении спроса на данный товар уже в ближайшее время.
1. К каким изменениям в организации приведет данный проект?
2. С позиции специалиста укажите на возможные затруднения в осущеситвлении этого проекта.
3. С позиции руководителя предложите методы мотивации работников, привлекаемых к реализации нового проекта.
Вариант 8
1) Модель управления обновлением организации. Методы преодоления
сопротивления изменениям.
2) Конфликты в системе управления. Виды внутриорганизационных
конфликтов. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов.
Кейс-задание
Вы − менеджер торгово-розничного магазина, занимающегося продажей строительных материалов и других товаров для оформления интерьера дома (пиломатериалов, сантехники и т.д.) как коммерческим заказчикам, так и индивидуальным покупателям.
Заработная плата у всех сотрудников пропорциональна числу отработанных часов. Вы удовлетворены работой кассиров. Однако у вас создалось впечатление, что продавцы на местах прилагают мало усилий. В ряде случаев посетители жалуются, что не могут найти необходимые товары, и вы сами их отыскиваете, причем некоторые продавцы в это время не заняты. Вы часто видите, как продавцы болтают друг с другом, выходят покурить за магазин, звонят по личным делам и устраивают большие переговоры, чем им положено.
Предложите управленческие решения по сокращению трудовой пассивности работников.
Вариант 9
1) Понятие лидерства. Традиционные концепции характеристик лидерства.
2) Корпоративная культура и ее влияние на деятельность организации.
Кейс-задание
Проведите анализ ситуации.
Руководство японской компании «Омрон Татеиси» осуществило целый ряд организационных изменений, чтобы ликвидировать «заболевание», которое было названо синдромом большого бизнеса.
Синдром большого бизнеса можно распознать по таким симптомам, как: крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат; всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений; рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно. Окончательное решение откладывается до бесконечности, поскольку каждый администратор стремится избежать ответственности. Взаимодействие подразделений внутри компании заметно ослабло. Значительно уменьшилась реакция и на требования рынка. Компания стала медленнее реагировать на запросы клиентов. Увеличилось время выполнения заказов.
1. Какие организационные изменения вы можете предложить?
2. Какие методы преодоления сопротивления организационным изменениям будут уместны в данном случае?
Вариант 10
1) Характеристика власти. Типы власти и влияния. Эффективные формы
влияния.
2) Социальная ответственность и этика менеджмента. Типы социального
поведения организаций.
Кейс-задание
Проанализируйте ситуацию.
Ю. Малевин работает в ООО «Три кита» с 1999 года в должности техника-технолога холодильного оборудования. За время работы его три раза отмечали за высокое качество работы и регулярно выплачивали премии по итогам года.
Однако за последний год отношения Ю. Малевина с коллегами стали натянутыми. Он вообще никогда не был особенно разговорчивым, но сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Ю. Малевин дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые ими аппараты оценивались как полностью бездефектная продукция. в настоящее время при выборочном контроле оказалось, что его изделия требуют переделки в трех случаях из ста. Таким образом, уровень брака в его работе вырос с нулевого до 3%. У его коллег брак не превышал 1,5%. Поведение Ю. Малевина вызвало беспокойство у руководителей подразделения. Хороший работник превратился в середняка.
1. Предположите несколько причин изменения поведения Ю. Малевина?
2. Предложите способы управленческого воздействия для изменения поведения Малевина.