Экономика сферы услуг
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ
Алматы -2015
Данный курс призван дать необходимый объем знаний по дисциплине «Экономика сферы услуг», позволяющий добиваться качественных успехов, опираясь на концепцию и инструменты рыночной экономики.
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – SYLLABUS
1.2. Данные о дисциплине:
Экономика сферы услуг
Кредитов – 3
Место проведения: главный корпус
Выписка из учебного плана:
Курс | Се-местр | Кре-диты | Лек-ции | Семи-нары | СРСП | СРС | Всего | Форма конт-роля |
III | экзамен |
1.3. Пререквизиты: Экономическая теория, Маркетинг, Рыночная инфраструктура.
1.4. Постреквизиты: предпринимательство, ценообразование, управление маркетингом, маркетинговые исследования, стратегический маркетинг.
1.5. Краткое описание курса
Курс Экономика сферы услуг является составной частью цикла базовых дисциплин и предназначен для изучения студентами экономических специальностей.
Курс "Экономика сферы услуг" призван:
расширить знания слушателей о рынке, законах его развития, механизмах регулирования;
сформировать цели, задачи и методы маркетинговой деятельности в соответствии с особенностями услуг
В процессе изучения дисциплины слушатели должны:
изучить маркетинговый инструментарий, научиться использовать для анализа прогнозирования рынка конкурентной услуги;
уметь обосновать стратегию цен и определить конкретный уровень цены на услугу;
найти верные управленческие решения в области сбыта продукции и ее продвижения.
Курс "Экономика сферы услуг" предназначен для изучения студентами специальности 050904 "Бытовые услуги и сервис" и рассчитан на 30 часов лекций и 15 часов практических занятий. Программа курса представлена следующими разделами:
1) сущность и содержание экономики сферы услуг;
2) экономика банковских услуг;
3) маркетинговая деятельность на рынке лизинговых услуг;
4) экономика туристических услуг;
5) содержание маркетинга в сфере досуга и развлечений;
6) маркетинг информационно-консалтинговых услуг;
7) экономика сервисных услуг;
Данный учебно-методический комплекс не претендует на всестороннее и полное рассмотрение сферы услуг. Авторы постарались раскрыть особенности маркетинговой деятельности предприятий в наиболее важных отраслях услуг: в банковской сфере, в сфере лизинговых, информационных, консалтинговых.
В Учебно-методическом комплексе изложена современная концепция Экономики сферы услуг.
Цель и задачи изучения курса.
Для предпринимателей, занимающихся услугами важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику для осуществления эффективного маркетинга.
Предлагаемый курс является углублением изучения материала курсов "Основы маркетинга", "Маркетинг фирм".
Цель преподавания дисциплины:
- расширение знаний о рынке услуг, закономерностях его развития, механизм регулирования, способах балансирования спроса. установления цен на услуги. полученных при изучении курсов "Основы маркетинга". "Маркетинг деятельность фирм".
- формирование знаний о маркетинге как философии бизнеса.
- освоение задач. идеологии. структуры и методов маркетинговой деятельности на предприятии. оказывающем различного рода услуги.
В процессе изучения дисциплины ставится задача научить студента:
- анализировать и прогнозировать рынок услуг на основе собранной маркетинговой информации:
- изучать и прогнозировать цен на услуги и метод ведения конкурентной борьбы:
- вырабатывает и принимать управленческие решения в условиях конкуренции риска и неопределенности.
Студент при изучении дисциплины должен:
знать, как определить и сегментировать рынки и каким образом позиционировать товары и услуги, способные удовлетворить потребности целевых сегментов;
знать, как установить цену на производимые товары, чтобы те выглядели привлекательными и доступными, как выбрать маркетинговый канал и управлять им, чтобы донести эти товары и услуги до потребителя;
знать, как рекламировать и продвигать свои товары и услуги так, чтобы потребитель узнал о них и захотел их приобрести;
- изучить теоретические вопросы курса по мере чтения лекционного материала с привлечением основных учебных пособий, рекомендуемых для студентов-экономистов высшей школы;
- закрепить полученные знания с помощью семинарских занятий, изучением научной и публицистической периодической печати, СМИ.
- проверить полученные знания с помощью контрольных работ, тестов;
- закрепить и углубить полученные знания в процессе написания рефератов (или курсовых работ) по изучаемому курсу.
1.6. График выполнения и сдачи:
№ | Виды работ | Цель и соде-ржание задания | Рекомендуемая лите-ратура | Продо-лжи-тельность Выполнения | Баллы | Форма контроля | Сроки сдачи |
Реферат | Основной доклад по теме | Согласно теме семинара | Неделя | 5 (В составе формы «Домашний контроль») | Текст реферата и доклад на семинаре | Семинарс- кое заня-тие по теме | |
Оппониро-Вание- | Содоклад | Согласно теме семинара | Неделя | 2-3 (В составе формы «Домашний контроль») | Факт выступления на семинаре | Семинарское занятие по теме | |
Выполне- ние Заданий СРСП | Развитие аналитических и позна-вательных способнос-тей | Согласно теме семинара | Согласно графику времени, отведенному на СРСП по теме | От 1 до 2 баллов согласно темы (В составе формы «Промежу точный контроль» | Проверка выполнения задания, способность ответа на вопросы | Семинар-ское занятие по теме |
1.7. Список литературы
1. Академия рынка: маркетинг. Пер. С фр/ А. Дайан. Ф. Букерель и др. Науч.ред. Худорокормов - М. Экономика. 1993-572с.
2. Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. -Л Редакционно- издательский центр. "Культ- информ-пресс"современно с социально - коммерческой фирмой "Человек". - 1991-256с
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов - М: ИНФРА - М. 1998-608с
4. Все о маркетинге./ Сборник материалов для руководителей предприятий. экономических и коммерческих служб. - М. Фонд "Правовая культура" 1997-.-416с.
6. Гостиничный и туристический бизнес./ Под ред.Чудновского А.Д. - М. Изд-во ЭКМОС, 1998-352с
7. Закон РК "О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан"
8. Искакова З.Д., Абдильманова Н.Р.., Весельская Н.Р./Банковская система и ее правовые основы.- Караганда. 1997- с.110
9. Как добиться успеха:Практ. советы деловым людям. / Под общ.ред. В.Е.Хруцкого.- М:Республика, 1992- 510 с.
10. Каренов Р.С. Терминология рыночной экономики и бизнеса.- Алматы: Гылым. 1994- 312 с.
11. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер с англ. / Науч. ред. и авт. послесловие .В.А. Припионов - М:Экономика, 1991.-239 с.
12. Корягин Т.И. Платные услуги в СССР. - М. Экономика. 1990-697с.
13. Котлер Ф. Основные маркетинга. М: Прогресс. 1990-697 с.
14. Маркетинг: учебник./ А.Н. Романов Ю.Ю.., Кормогов и др Под. ред. А.Н. Романова. - М. Банки и биржи. ЮНОСТИ.
15. Маркова В.Д. Маркетинг услуг.- М: Финансы и статистика. 1996-128с.
16. Мате.Э. Послепродажное обслуживание. / Пер. с франц. Общ. ред. В.С.Загашвили. - М. А/О Издательская группа "Прогресс", 1993-160с.
17. Моисеева Н.К. Международный маркетинг.Уч. пособие, - М Центр экономики и маркетинга. 1998-32с.
18. Основы предпринимательской деятельности. / Под.ред. В.М. Власовой. - М. Финансы и статистика, 1994-496с.
19. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризм. - М. Финансы и статистика, 1998-208с.
20. Рыночная экономика: 200 терминов. / Под общ.ред. Г.Я. Кипермана. -М. Политиздат, 1991-22с
21. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. М. Дело .ЛТД. 1994-128с
22. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник.-М. Финансы и статистика. 1999-400с.
23. Словарь делового человека. / О.В. Амуржуев, А.И. Болвачев. Е.Т. Гребнев и др. Под науч. ред. О.В. Амуржева. - М.Экономика.
1992-236с.
24. Современный маркетинг./ В.Е.Хруцкий, И.В.Корнеева, Е.А. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого. М Финансы и статистика, 1991-256с.
25. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. Художест. оформл. В.М.Шторгина. Тернополь, АО"Тернекс". К. ЦММС "Писпайп", 1993-656с.
26. Талье И.К., Абашина А.М. и др./ Аренда и лизинг. - М. Информационно- издательский дом "Филин", 1997-176с.
27. Уткин Э.А. Баноковский маркетинг. - М-Инфра-М1995-304с
28. Чеботарев Ю.М. Туристический бизнес, М. Издательство "Мир деловой книги", 1996-67с.
29. Экономика современного туризма. / Под ред. Г.А. Карповой. - М Изд. торговый дом "Герда", 1998-412с.
30. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг; (сокр.пер. с англ./ Авт. предислов.
и науч.ред.А.А.Горячев .- М. Экономика 1990-350с.
31. ВЭД в Казахстане Лизинг и факторинг - №8 (110), апрель 1999
32. Деева Е. "Стратегия консультационных услуг"/ Маркетинг. - 1999-№4 -с 105-113.
1.8. Информация по оценке
Текущий контроль:
- посещение лекционных и семинарских занятий;
- ведение конспектов лекций, семинарских занятий
- подготовка и активное участие в семинарских занятиях.
Промежуточный контроль:
- выполнение заданий СРСП (заполнение аналитических и сопоставительных таблиц, решение задач и выполнение других заданий);
- предусмотрено 2 промежуточных контроля в виде письменной работы.
Домашний контроль:
- написание реферата по выбранной теме;
- текст содоклада по выбранной теме.
Рейтинг-шкала
Формы контроля | Содержание | баллы |
Текущий контроль | Работа на семинаре | |
Промежуточный контроль | 2 письменные работы (8 баллов каждая), задания СРСП (балл указан по тексту СРСП) | |
Итоговый контроль | Экзамен | |
Всего |
1.9. Политика и процедуры: Административные требования к студентам в процессе изучения:
Отсутствие реферата к сроку | Минус 5 баллов |
Отсутствие содоклада к сроку | Минус 2 балла |
Отсутствие выполненного задания СРСП | Минус баллы согласно теме занятия |
Отсутствие на промежуточном контроле | Минус 8 баллов |
Опоздания, пропуски | Минус баллы из текущего контроля |