Экономика сферы услуг

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ

Алматы -2015

Данный курс призван дать необходимый объем знаний по дисциплине «Экономика сферы услуг», позволяющий добиваться качественных успехов, опираясь на концепцию и инструменты рыночной экономики.

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – SYLLABUS

1.2. Данные о дисциплине:

Экономика сферы услуг

Кредитов – 3

Место проведения: главный корпус

Выписка из учебного плана:

Курс Се-местр Кре-диты Лек-ции Семи-нары СРСП СРС Всего Форма конт-роля
III экзамен

1.3. Пререквизиты: Экономическая теория, Маркетинг, Рыночная инфраструктура.

1.4. Постреквизиты: предпринимательство, ценообразование, управление маркетингом, маркетинговые исследования, стратегический маркетинг.

1.5. Краткое описание курса

Курс Экономика сферы услуг является составной частью цикла базовых дисциплин и предназначен для изучения студентами экономических специальностей.

Курс "Экономика сферы услуг" призван:

расширить знания слушателей о рынке, законах его развития, механизмах регулирования;

сформировать цели, задачи и методы маркетинговой деятельности в соответствии с особенностями услуг

В процессе изучения дисциплины слушатели должны:

изучить маркетинговый инструментарий, научиться использовать для анализа прогнозирования рынка конкурентной услуги;

уметь обосновать стратегию цен и определить конкретный уровень цены на услугу;

найти верные управленческие решения в области сбыта продукции и ее продвижения.

Курс "Экономика сферы услуг" предназначен для изучения студентами специальности 050904 "Бытовые услуги и сервис" и рассчитан на 30 часов лекций и 15 часов практических занятий. Программа курса представлена следующими разделами:

1) сущность и содержание экономики сферы услуг;

2) экономика банковских услуг;

3) маркетинговая деятельность на рынке лизинговых услуг;

4) экономика туристических услуг;

5) содержание маркетинга в сфере досуга и развлечений;

6) маркетинг информационно-консалтинговых услуг;

7) экономика сервисных услуг;

Данный учебно-методический комплекс не претендует на всестороннее и полное рассмотрение сферы услуг. Авторы постарались раскрыть особенности маркетинговой деятельности предприятий в наиболее важных отраслях услуг: в банковской сфере, в сфере лизинговых, информационных, консалтинговых.

В Учебно-методическом комплексе изложена современная концепция Экономики сферы услуг.

Цель и задачи изучения курса.

Для предпринимателей, занимающихся услугами важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику для осуществления эффективного маркетинга.

Предлагаемый курс является углублением изучения материала курсов "Основы маркетинга", "Маркетинг фирм".

Цель преподавания дисциплины:

- расширение знаний о рынке услуг, закономерностях его развития, механизм регулирования, способах балансирования спроса. установления цен на услуги. полученных при изучении курсов "Основы маркетинга". "Маркетинг деятельность фирм".

- формирование знаний о маркетинге как философии бизнеса.

- освоение задач. идеологии. структуры и методов маркетинговой деятельности на предприятии. оказывающем различного рода услуги.

В процессе изучения дисциплины ставится задача научить студента:

- анализировать и прогнозировать рынок услуг на основе собранной маркетинговой информации:

- изучать и прогнозировать цен на услуги и метод ведения конкурентной борьбы:

- вырабатывает и принимать управленческие решения в условиях конкуренции риска и неопределенности.

Студент при изучении дисциплины должен:

знать, как определить и сегментировать рынки и каким образом позиционировать товары и услуги, способные удовлетворить потребности целевых сегментов;

знать, как установить цену на производимые товары, чтобы те выглядели привлекательными и доступными, как выбрать маркетинговый канал и управлять им, чтобы донести эти товары и услуги до потребителя;

знать, как рекламировать и продвигать свои товары и услуги так, чтобы потребитель узнал о них и захотел их приобрести;

- изучить теоретические вопросы курса по мере чтения лекционного материала с привлечением основных учебных пособий, рекомендуемых для студентов-экономистов высшей школы;

- закрепить полученные знания с помощью семинарских занятий, изучением научной и публицистической периодической печати, СМИ.

- проверить полученные знания с помощью контрольных работ, тестов;

- закрепить и углубить полученные знания в процессе написания рефератов (или курсовых работ) по изучаемому курсу.

1.6. График выполнения и сдачи:

Виды работ Цель и соде-ржание задания Рекомендуемая лите-ратура Продо-лжи-тельность Выполнения Баллы Форма контроля Сроки сдачи
Реферат Основной доклад по теме Согласно теме семинара Неделя 5 (В составе формы «Домашний контроль») Текст реферата и доклад на семинаре Семинарс- кое заня-тие по теме
Оппониро-Вание- Содоклад Согласно теме семинара Неделя 2-3 (В составе формы «Домашний контроль») Факт выступления на семинаре Семинарское занятие по теме
Выполне- ние Заданий СРСП Развитие аналитических и позна-вательных способнос-тей Согласно теме семинара Согласно графику времени, отведенному на СРСП по теме От 1 до 2 баллов согласно темы (В составе формы «Промежу точный контроль» Проверка выполнения задания, способность ответа на вопросы Семинар-ское занятие по теме

1.7. Список литературы

1. Академия рынка: маркетинг. Пер. С фр/ А. Дайан. Ф. Букерель и др. Науч.ред. Худорокормов - М. Экономика. 1993-572с.

2. Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. -Л Редакционно- издательский центр. "Культ- информ-пресс"современно с социально - коммерческой фирмой "Человек". - 1991-256с

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов - М: ИНФРА - М. 1998-608с

4. Все о маркетинге./ Сборник материалов для руководителей предприятий. экономических и коммерческих служб. - М. Фонд "Правовая культура" 1997-.-416с.

6. Гостиничный и туристический бизнес./ Под ред.Чудновского А.Д. - М. Изд-во ЭКМОС, 1998-352с

7. Закон РК "О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан"

8. Искакова З.Д., Абдильманова Н.Р.., Весельская Н.Р./Банковская система и ее правовые основы.- Караганда. 1997- с.110

9. Как добиться успеха:Практ. советы деловым людям. / Под общ.ред. В.Е.Хруцкого.- М:Республика, 1992- 510 с.

10. Каренов Р.С. Терминология рыночной экономики и бизнеса.- Алматы: Гылым. 1994- 312 с.

11. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер с англ. / Науч. ред. и авт. послесловие .В.А. Припионов - М:Экономика, 1991.-239 с.

12. Корягин Т.И. Платные услуги в СССР. - М. Экономика. 1990-697с.

13. Котлер Ф. Основные маркетинга. М: Прогресс. 1990-697 с.

14. Маркетинг: учебник./ А.Н. Романов Ю.Ю.., Кормогов и др Под. ред. А.Н. Романова. - М. Банки и биржи. ЮНОСТИ.

15. Маркова В.Д. Маркетинг услуг.- М: Финансы и статистика. 1996-128с.

16. Мате.Э. Послепродажное обслуживание. / Пер. с франц. Общ. ред. В.С.Загашвили. - М. А/О Издательская группа "Прогресс", 1993-160с.

17. Моисеева Н.К. Международный маркетинг.Уч. пособие, - М Центр экономики и маркетинга. 1998-32с.

18. Основы предпринимательской деятельности. / Под.ред. В.М. Власовой. - М. Финансы и статистика, 1994-496с.

19. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризм. - М. Финансы и статистика, 1998-208с.

20. Рыночная экономика: 200 терминов. / Под общ.ред. Г.Я. Кипермана. -М. Политиздат, 1991-22с

21. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. М. Дело .ЛТД. 1994-128с

22. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник.-М. Финансы и статистика. 1999-400с.

23. Словарь делового человека. / О.В. Амуржуев, А.И. Болвачев. Е.Т. Гребнев и др. Под науч. ред. О.В. Амуржева. - М.Экономика.

1992-236с.

24. Современный маркетинг./ В.Е.Хруцкий, И.В.Корнеева, Е.А. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого. М Финансы и статистика, 1991-256с.

25. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. Художест. оформл. В.М.Шторгина. Тернополь, АО"Тернекс". К. ЦММС "Писпайп", 1993-656с.

26. Талье И.К., Абашина А.М. и др./ Аренда и лизинг. - М. Информационно- издательский дом "Филин", 1997-176с.

27. Уткин Э.А. Баноковский маркетинг. - М-Инфра-М1995-304с

28. Чеботарев Ю.М. Туристический бизнес, М. Издательство "Мир деловой книги", 1996-67с.

29. Экономика современного туризма. / Под ред. Г.А. Карповой. - М Изд. торговый дом "Герда", 1998-412с.

30. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг; (сокр.пер. с англ./ Авт. предислов.

и науч.ред.А.А.Горячев .- М. Экономика 1990-350с.

31. ВЭД в Казахстане Лизинг и факторинг - №8 (110), апрель 1999

32. Деева Е. "Стратегия консультационных услуг"/ Маркетинг. - 1999-№4 -с 105-113.

1.8. Информация по оценке

Текущий контроль:

- посещение лекционных и семинарских занятий;

- ведение конспектов лекций, семинарских занятий

- подготовка и активное участие в семинарских занятиях.

Промежуточный контроль:

- выполнение заданий СРСП (заполнение аналитических и сопоставительных таблиц, решение задач и выполнение других заданий);

- предусмотрено 2 промежуточных контроля в виде письменной работы.

Домашний контроль:

- написание реферата по выбранной теме;

- текст содоклада по выбранной теме.

Рейтинг-шкала

Формы контроля Содержание баллы
Текущий контроль Работа на семинаре
Промежуточный контроль 2 письменные работы (8 баллов каждая), задания СРСП (балл указан по тексту СРСП)
Итоговый контроль Экзамен
Всего  

1.9. Политика и процедуры: Административные требования к студентам в процессе изучения:

Отсутствие реферата к сроку Минус 5 баллов
Отсутствие содоклада к сроку Минус 2 балла
Отсутствие выполненного задания СРСП Минус баллы согласно теме занятия
Отсутствие на промежуточном контроле Минус 8 баллов
Опоздания, пропуски Минус баллы из текущего контроля

Наши рекомендации