Размещение хозяйства в царской России

Еще в дореформенную эпоху в России образовалось три крупнейших экономических района - Петербург, Урал, Центр. в сельском х-ве сформировались районы товарного земледелия: зерновое х-во - Черноземье, выращивание льна - Запад и Северо - Запад, свеклосахарное производство - Украина. Уже тогда Нечерноземье выступало как потребитель, а не производитель сельскохозяйственной продукции.

Именно тогда были заложены те начала неравномерного размещения производительных сил, с которыми так и не смог справиться социализм с его плановым хозяйством. Наиболее резко неравномерность проявлялась в размещении промышленности, подавляющая часть которой была сосредоточена в узком круге регионов - Центр, Петербург и Урал. для остальной части страны были характерны небольшие промышленные центры, чаще всего с предприятиями пищевой промышленности. Перед началом 1 мировой войны Центральный район концентрировал 80% продукции текстильной промышленности, 40% продукции металлообработки. Урал - 19% выплавки чугуна.

Транспортная освоенность царской России была весьма низкой - 85% протяженности сети дорог приходилась на европейскую часть страны. В конце 19 века Россия имела сеть железных дорого протяженностью 43 тыс. км, США - 275 тыс. км, Германия - 43 тыс., Великобритания - 32 тыс. Однако затем темпы строительства резко увеличились, мы вышли на второе место после США по протяженности, но техническая оснащенность оставалась чрезвычайно низкой. В начале 20 века в России насчитывалось только 9 тыс. паровозов, в Великобритании - 19 тыс., в Германии - 16 тыс.

В объеме перевозок грузов преобладали промышленные товары, среди которых выделялись каменный уголь, лесные стройматериалы, дрова и керосин - 9/10 всех промышленных грузов. Сельскохозяйственные грузы - в основном зерно и мука. В конфигурации железных дорог выделялось несколько направлений. Основное - от Москвы ко всем окраинам, осуществлявшее обслуживание центра сырьем, топливом, продовольствием и сбыт готовой продукции. Аналогичные функции выполняли дороги, идущие от Петербурга. Дороги Поволжье - Центр - порты Балтийского, черноморского и Азовского морей обслуживали поставку зерна на экспорт. Железные дороги Урала обслуживали главным образом местную горнозаводскую промышленность. Во второй половине 19 века металлургия Урала оказалась в глубоком кризисе. Быстро развивалась горнометаллургическая база Юга (Украина). Мощности Уральских заводов горнометаллургического комплекса восстановились только в советский период.

Самыми протяженными участками для речного транспорта являлись реки бассейна Северного ледовитого океана (20 тыс. км), Каспийского моря (11 тыс. км), Тихого океана и балтийского моря (по 4 тыс. км каждый). Участие российских морских судов в заграничном плавании было весьма незначительным (несмотря на многовековое стремление стать морской державой). На Россию приходилось только 8% мирового числа судов и 11% их тоннажа. Причины - высокие таможенные пошлины на ввозимые суда и маломощность верфей на внешних морях. Диспропорции в развитии российской экономики повлияли и на структуру национального богатства страны, где преобладали сельское и городское хозяйство, при низкой доле связи, водного транспорта, промышленности (таблица 8).

Таблица 8

Структура народного богатства России на 1 января 1914 г

отрасли %
Сельское х-во 35,6
Железнодорожный транспорт 7,6
Водный транспорт 1,0
Грузы в пути на железной дороге и водном транспорте 1,0
Автогужевые пути 1,1
Связь 0,2
Городское хозяйство 18,5
Военное имущество, включая казенные заводы 3,9
Учреждения культа 1,7
Промышленность 9,0
Потребительское имущество в индивидуальном пользовании 20,2
итого

Наши рекомендации