Рекомендуемые образовательные технологии

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕДИАСИСТЕМЫ

Рекомендуется для направления подготовки 42.03.02 «Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

Цели освоения дисциплины

Цель преподавания дисциплины «Медиасистемы» дать будущим журналистам общие представления о современных системах средств массовой информации, особенностях национальных моделей систем СМИ (зарубежных и российской), факторах их формирования, базовых принципах построения, управления, организации и самоорганизации, а также структурирования, функционирования и развития крупнейших сегментов систем СМИ и их взаимодействия. Важная практическая задача – показать влияние характеристик средства массовой информации (его типа, вида) на профессиональную деятельность журналиста.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина«Медиасистемы» относится к базовой части ООП, общенаучному разделу, блоку «Масс-медиа». Для её эффективного изучения необходимы входные знания, полученные из предыдущих и параллельно читаемых курсов («Основы журналистики», «Теория журналистики», «История зарубежной журналистики», «Мультимедийные технологии»).

Ряд разделов дисциплины «Медиасистемы» углубляются в последующих курсах («Медиаэкономика», «Реклама и связи с общественностью»). Полученные из данного курса знания необходимы студентам для прохождения учебного практикума, освоения дисциплин профилизации, производственных практик.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций по ОС МГУ:

знание базовых принципов формирования медиасистемы и специфики различных видов СМИ, особенностей национальных моделей и реалий функционирования российских СМИ (ПК-3);

осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли; знание мировых и отечественных актуальных, инновационных практик; умение использовать эти знания в профессиональной работе (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные особенности крупнейших зарубежных национальных систем СМИ; структуру СМИ России: общенациональные и региональные печатные и электронные каналы массовой коммуникации, существующие организационные формы (медиахолдинги, издательские дома, акционерные общества и т.п.), основные виды, типы СМИ, инфраструктуру; представлять отличительные черты различных средств массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), типов и видов СМИ, их базовые типологические признаки: функции, аудитория, принципы формирования содержания (контента), методы работы журналиста и т.п.; понимать базовые принципы разработки концепции, модели издания, канала, теле- или радиопрограммы, рубрики, знать методы их анализа и коррекции;

Уметь: осуществлять профессиональную деятельность с учетом специфики средства массовой информации, его конкретного типа, вида и готовить журналистские материалы в соответствии с его форматом и особенностями аудитории;

Владеть: первичными навыками описания и классификационно-типологического анализа различных видов, типов СМИ.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа (16 часов – лекции, 16 – семинары, 40 – самостоятельная работа студента).

Структура дисциплины

№№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Аудиторная Самостоя-тельная
лекции семинары
Определения и структура медиасистемы  
Факторы развития и функционирования медиасистем  
Национальные медиасистемы: классификация и индикаторы Письменная работа
Система производства и распространения новостного контента Письменная работа
Система производства и распространения просветительского и развлекательного контента Письменная работа
          В конце семестра – зачет

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Определения и структура медиасистемы Медиа, СМИ, СМК – особенности понятий. Подходы к определению медиасистемы. Основные сегменты медиасистемы: подходы к выделению и классификации. Подходы на основе технологий производства, упаковки и распространения контента, функций контента, сегментации аудитории, периодичности, географии распространения. Базовые секторы медиасистемы. Информационные агентства в медиасистеме. Периодическая печать – газетная и журнальная пресса. Радиовещание. Телевидение. Новые медиа. Культурные индустрии и СМИ: книгоиздание, музыкальный бизнес, кинобизнес, производство телепрограмм, компьютерные и видеоигры. Концепция «креативных индустрий». Инфраструктура систем СМИ. Телекоммуникационная индустрия. Маркетинговые институты (элементы систем рекламы и пиар). Службы сервисного обеспечения функционирования систем производства и распространения СМИ.
Факторы развития и функционирования медиасистем Универсальные факторы, влияющие на развитие и функционирование медиасистем. Политические факторы: влияние государства и политических партий, медиаполитика и законодательство. Экономические факторы: специфика финансирования медиасистемы, особенности экономических организаций и механизмов в медиасистемах. Типы собственников в медиасистемах. География и территориальное устройство. Культуры и менталитет. Аудитория и вопросы типологии медиа. Социальная стратификация и специфика медиасистем. Концепции и реалии информационного общества и современные медиа. Влияние технологий на динамику медиасистем. Проблема доступа к новейшим технологиям, цифровое неравенство. Специфика Web 2.0. Проблемы и перспективы медиаконвергенции.
Национальные медиасистемы: классификация и индикаторы Национальные медиасистемы. Динамика развития. Классификации и типологии. Теоретические концепции анализа медиасистем. Ведущие теоретики. Государство, политика, экономика, общество и национальные медиасистемы. Соотношение общенационального и регионального/локального, рыночных и нерыночных механизмов в национальных медиасистемах. Медиасистемы США, Европы, Азиатско-тихоокеанского региона в контексте теоретических подходов. Основные направления и проблемы глобализации и их влияние на медиасистемы. Медиасистема России в глобальном контексте.
Система производства и распространения новостного контента Особенности производства и распространения новостного контента в современных медиасистемах. Ежедневная пресса и информационные агентства как наиболее показательные сегменты производства и распространения новостного контента в медиасистемах. Типология газетной прессы. Общенациональные, региональные и локальные издания. Ежедневные и еженедельные газеты. Утренний и вечерний выход. Качественная и массовая пресса. Финансово-экономические издания на современном газетном рынке. Газеты политических партий. Бесплатная и рекламная газетная пресса. Специализированные газетные издания. Глобальные газеты и глобальные газетные бренды. Журнальная печать. Массовые журналы. Основы специализации в журнальном издательстве. Крупнейшие сегменты журнального рынка. Специализированные и профессиональные (В2В) журналы. Корпоративные издания. Глобальные журнальные бренды – стратегии развития. Информационные агентства и пресс-синдикаты в структуре новостных медиа. Влияние новых медиа и медиаконвергенции на производство, сбор, распространение и потребление новостного контента. Российская пресса на фоне основных национальных моделей.
Система производства и распространения просветительского и развлекательного контента Особенности производства и распространения просветительского и развлекательного контента в современных медиасистемах. Телевидение как наиболее показательный сегмент производства и распространения развлекательного контента в медиасистемах. Основы государственного регулирования телевидения и радиовещания в мире. Создание телевизионного содержания – студии, продюсерские компании и разработчики форматов. Киноиндустрия как фактор сохранения национальной идентичности ТВ. Дистрибуторы содержания и синдикаторы в телевизионной индустрии. Система телевизионных каналов – эфирные и кабельно-спутниковые каналы, каналы общего интереса и специализированные. Понятие телесети, модели телевизионных сетей. Системы доступа к телевидению. Эфирное ТВ. Централизованное и локальное вещание, система локальных телестанций. Платное телевидение – кабельные и спутниковые операторы, операторы IPTV. Процесс перехода на цифровое ТВ в различных странах. Коммерческое, общественное и государственное вещание. Концепция общественного вещания как института общественной сферы. Модели организации и финансирования общественного ТВ в разных странах. Модели государственного ТВ. «Дуальная» модель телевизионного рынка – основные механизмы построения и функционирования. Сегментация в современных системах аудиовизуальных СМИ и принципы фрагментации аудитории. Глобальные телевизионные рынки. Влияние новых медиа и медиаконвергенции на производство, сбор, распространение и потребление развлекательного контента. Российская система аудиовизуальных медиа в контексте развития основных национальных моделей.

Рекомендуемые образовательные технологии

Преподавание дисциплины осуществляется на основе сочетания лекций и семинарских занятий. В условиях дефицита учебного времени большое значение имеет самостоятельная работа студента. В её рамках возможны задания практического характера, в частности, типологическое описание отдельных типов, видов СМИ или их групп.

Наши рекомендации