Жизненный цикл предприятия и функции менеджмента
Каждое предприятие возникает, развивается или может прийти к разорению и банкротству. Жизненный цикл предприятия представлен на рисунке 8.4. Проектирование нового предприятия ведется под конкретные бизнес-идеи. Бизнес-проект позволяет оценить выгодность и осуществимость идеи. По учредительным документам - уставу предприятия, учредительному договору и заявке - предприятие регистрируется и вносится в государственный реестр. При необходимости получаются лицензии или сертификаты.
Установление хозяйственных связей с предприятиями инфраструктуры (энергия, вода, недвижимость, банки и др.), с поставщиками и потребителями позволяет выпустить пробные партии товаров (услуг) и сертифицировать качество. Постепенно предприятие выходит на проектные мощности, а при наличии рынка может расширить производство. Имея рыночные ограничения, предприятие может направить свободные средства на инвестиции, в том числе на учреждение новых предприятий в выгодных отраслях хозяйства. Таков положительный цикл развития предприятия.
На каждой стадии могут возникнуть кризисные ситуации. Так, последние годы многие предприятия испытывают недостаток оборотных средств, что порождает финансовый кризис неплатежей. Задержки выплаты зарплаты приводят к трудовым спорам вплоть до забастовок. Ограничения покупательной способности заказчиков ведут к кризису сбыта продукции и трудностям в закупках.
Кризисные явления изучаются и анализируются, а при положительной оценке на возможность решения проблем разрабатываются и осуществляются программыcанации, т.е. устранения причин, порождающих кризис. Если антикризисные действия не приносят эффекта и долги предприятия государству или кредиторам превышают законные пределы, суд объявляет предприятие банкротом. Ликвидационная комиссия описывает, оценивает и распродает имущество, рассчитывается с претензиями в пределах возможности и предприятие ликвидируется, в т.ч. выводится из реестра. Такова печальная судьба многих предприятий, особенно в сфере малого бизнеса. Если социальный ущерб от банкротства предприятия невелик, то в экономическом плане банкротство есть способ излечения и избавления экономики от больных неэффективных предприятий. Персонал и часть средств переходят на другие более эффективные предприятия в прогрессирующих отраслях хозяйства.
На всех стадиях жизненного цикла предприятия им нужно управлять. Система его управления конкретно формируется на каждом предприятии с учетом десятков факторов внутренней и внешней среды.
В странах с рыночной экономикой функция управления деловыми организациями получила название “менеджмент”, а специалисты по управлению называются менеджерами. Эта терминология постепенно входит и в деловой язык России.
Управление предприятием осуществляется посредством ряда параллельных действий (функций) - планирования, организации, мотивации персоналаиконтроля.
Планирование деятельности предприятия включает в себя выработку стратегического плана на 3-5 лет, текущего или оперативного планирования и разработки целевых программ. Стратегические планы разрабатываются высшим руководством фирмы и включают в себя четко сформулированные, измеримые ее цели, миссию и политику, необходимые организационные нововведения. Оперативные планы работ ведут руководители и специалисты всех уровней - от первичного до высшего звена. При возникновении сложных проблем, требующих концентрации сил и средств на их решение, разрабатываются целевые программы, например, программа технической реконструкции, программа санации, инвестиционные программы.
Стратегия и цели фирмы позволяют формировать организационные структуры управления. Выбор оргструктуры зависит от конкретного состояния предприятия, его технологии, сложности, масштабов деятельности. Традиционно на средних и крупных предприятиях использовались линейные и дивизиональные оргструктуры управления через отношения руководитель -подчиненные в иерархической пирамиде. Современное производство в лидирующих отраслях, таких как электроника, информатика, авиационная и космическая промышленность, требует создания более гибких и эффективных структур. Возникают и быстро распространяются системы управления по проектам, матричные структуры, информационно-управленческие системы.
Успех дела на любом предприятии зависит от людей-менеджеров, специалистов, рабочих. Значит, необходимо создать благоприятную рабочую среду и стимулировать эффективный и качественный труд. Мотивация персонала осуществляется через выбор эффективной системы оплаты труда, создания систем продвижения работников или служебного роста, поощрения предприимчивости и творчества. Это создает здоровую среду трудового согласия, а не конфронтации и “классовой борьбы”.
Принцип контроля деятельности -Доверяй, но проверяй! необходим в любой системе управления. Технологический контроль качества выполнения работ, контроль дисциплины и порядка в подразделениях и на рабочих местах, управленческий контроль за ходом выполнения планов и решений обеспечивают соблюдение сроков и координацию, а при необходимости и корректировку процессов производства, сбыта, трудовых взаимоотношений.
В последние годы успех предприятий в условиях ужесточающейся конкуренции, нарастания угроз и риска все более зависит от качества управления.Деловая активность, организованность, согласованность действий, гибкость, достаточная и достоверная информация, здоровая деловая атмосфера - все это определяет корпоративную культуру и успех управления.
Высокое качество и гибкость управления особенно важны в процедурах антикризисного управления. В планировании необходимо иметь как стратегический план восстановления экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятия, так и реальные бизнес-планы по доходным проектам с ускоренным оборотом капитала. В организации управления важно опираться на инициативу персонала, привлечение высококвалифицированных специалистов и консультантов. Трудно мотивировать персонал кризисных предприятий, поскольку ограниченные текущие доходы не позволяют повышать оплату труда. Тем важнее задействовать мотивы будущих доходов, патриотические чувства сохранения своего предприятия. Выполнение планов санации или банкротства контролируется не только администрацией, но и кредиторами, и государственными органами.
Контрольные вопросы
1. Разъясните смысл предприимчивости. Приведите примеры деловой предприимчивости известных вам людей.
2. Охарактеризуйте главные свойства личности предпринимателя. Расскажите о жизненном пути известных предпринимателей России - Демидова, Третьякова, Морозова и предпринимателей современности - Т. Тернера, Св. Федорова и др.
3. Определите основные достоинства и недостатки частных, коллективных, корпоративных и государственных предприятий.
4. В чем различия между коммерческими и некоммерческими организациями?
5. В чем специфичность и выгоды малого, среднего и крупного бизнеса
6. Как соподчиняются инновационный, инвестиционный, производственный и торгово-посреднический бизнес?
7. В чем причины криминализации бизнеса? Как повысить культуру и цивилизованность предпринимательства в России?
8. Какова производственная и технологическая структура предприятия?
9. Нарисуйте и опишите экономическую структуру предприятия.
10. Каковы интересы лиц, создающих предприятие, и как обеспечить его социальную привлекательность?
11. Сравните особенности моделей поведения на американских, японских и многих российских предприятий.
12. Перечислите организационно-правовые формы предприятий, разрешаемых Гражданским Кодексом России.
13. На конкретном примере раскройте последовательность действий предпринимателя по созданию и положительному развитию предприятия.
14. В чем причины кризисных проявлений в работе предприятий и как провести его санацию?
15. Когда предприятие признается банкротом и как оценить значение банкротств в экономике?
16. Какова роль и функции менеджмента в развитии предприятий?