Жизненный цикл развития предприятия

ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Жизненный цикл –набор предсказуемых изменений с определённой последовательностью состояний в течении времени.

В составе жизненного цикла выделяется 2 основных элемента:

1. Стадия (этап) – период, который предприятие проживает в рамках однотипных ценностных установок и специфических управленческих задач.

2. Переходный период – период переходы от одной стадии жизненного цикла к другой.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ:

1) Отраслевая принадлежность предприятия

2) Размер предприятия

3) Тип выпускаемого товара

4) Уровень специализации и диверсификации производства

5) Финансовое состояние предприятия

6) Положение на рынке товаров и услуг

7) Макроэкономсическая ситуация

8) Качество менеджмента на предприятии

МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ:

1) Однофакторные модели (Стадия жизненного цикла изменяется в связи с изменением одного фактора). Преимущества: простота в практическом приминении. Недостаток: не дают комплексного представления о деятельности предприятия. Модель Грейнера (американская модель), Немецкая модель (модель прибыль-убытки).

2) Многофакторные модели – стадии жизненного цикла выделяются под влиянием нескольких факторов. Преимущества: отражает несколько аспектов деятельности предприятия. Недостаток – сложность в практическом применении.

Модель Грейнера – в зависимости от размера предприятия выделяются 5 стадий жизненного цикла развития предприятия, каждая из которых заканчивается организационным кризисов, для преодоления кризиса необходимо изменить тип управления предприятием, без этого не возможен переход для жизненного цикла предприятия.

Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru

1. Собственник сам управляет своим предприятием. Авторитарное управление. Переход от единоличного к коллегиальному управлению – для переходя от 1.

2. Необходима децентрализация управления для перехода от 2.

3. формирование децентрализированной структуры управления предприятием. Структурные подразделения получают право в участии разработки управленческих решений.Кризис контроля. Структурные подразделения становятся более самостоятельными

4. Происходит реструктуризация управлением предприятием – вызывает кризис, бюрократизм

5. Проблемно-ориентированное управление

Из 5. происходит 2 управленческих процесса:

1) Для решения внутренних проблем создаются проблемно-ориентированные управленческие группы;

2) Для решения внешних проблем, предприятие пытается войти в состав крупных хозяйственных объединений.

Модель «Прибыль-убыль» (немецкая)

(Размер прибыли от деятельности предприятия)

Всё зависит от размера прибыли предприятия, жизненный цикл развития предприятия делится на 3 стадии:

1) Становление

a. Генерация идеи

b. Регистрация предприятия

c. Организация деятельности

d. Организация управления

2) Расширение

a. Возрастание темпов роста (BTP)

b. Управлении е темпов роста (УТР)

3) Зрелость

a. Остаточный рост

b. Стагнация (СТ)

c. Спад (СП)

d. Подстадия дальнейшего развития (ПДР)

Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru

Через колебание «Прибыль-убытки» прогнозируется возможность проявления финансового кризиса: чем ниже прибыль, тем выше вероятность появления финансового кризиса

Типичные модели «Прибыль –убыток»:

  • Модель «пико образный цикл» – отсутствует стагнация. Резкий подъём и падение

Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru

  • Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru Модель «Холмообразный цикл» -

Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru

  • Модель « Неприрывный/бесконечный цикл» -

Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru

Многофакторная модель

Состоит из пяти стадий:

1- эксплерентная

2-патиентная стадия

3-виолентная

4-коммутантная стадия

5-леталетная

Подробнее

1- зарождение пп, формирование его первоначальной организационной структуры, пп осваивает новый товар, но еще не завоевала рынок

Три основные условия создания эксплерентного пп:

1. наличие оригинальной идеи;

2. наличие специалистов ктр будут разрабатывать эту идею;

3. хорошие перспективы произв-ва и сбыта продукции

Факторы развития эксплерентного пп:

1. Наличие сильного лидера

2. минимальный управленческий аппарат, простая организационная структура

3.

4. наличие специалистов универсал

5. узкая специализация деятельности

Причины кризиса пп эксплерентна:

1. ограниченность ресурсов для дальнейшего развития

2. большая зависимость от рыночной коньюктуры

3. плохие условия труда и низкая з/п

2 - завоёвывает определенный сегмент рынка, завершает формирование организационной структуры, п/п существенно расширяет масштабы деятельности.

Основные условия создания патиентного пп

1. высокий спрос на продукцию пп

2. наличие специалистов заинтересованных в заваевание рынка

3. наличие необходимых инвестиций

Факторы развития пп патиента

1. простая организационная структура, небольшой аппарат управления

2. активное изучение рынка, стимулирование сбыта

3. мобильность при переходе к инновациям

Причины кризиса на патиентном пп

1.недостаточная техническая оснащенность

2. перегрузки в работе

3. неподготовленность к массовому выпуску новых товаров

3- пп достигает зрелого состояния и устойчивого положения на рынке, отличается высокой конкурентноспособностью, работает в сфере крупного бизнеса, исползует рядовые технологии.

Причины создания :

1. Стабильная деятельность пп в предыдушие периоды пп

2. Наличие специалистов заинтересованных в совершенствование производства и сбыта продукции

3. возможность получениявыскойо прибыли

Факторные события:

1. устойчивое финансовое состояние пп

2. высокая техническая оснощенность производства

3. большие производственные мощности

4. низкая себестоимость продукции

5. высокая з/п, хорошие условия труда

Причины

1.консерватизм нововведения

2.большая численность аппарата управления

3.инертность организационных структур

4- пп состояние упадка и старения. Основные показатели ухудшаются. Выпуск устаревших товаров, товаров ограниченного спроса.

Условия создания пп:

1. наличие у собственников желание сохранить пп

2. отсутсвие у конкурентов желание купить или разорить это пп

Факторы развития

1. умение поддержать потребителя

2. нетребовательность трудового коллектива по уровню з/п и условиям труда

Причины кризиса

1. сужение рынка

2. низкая загрузка производственных мощностей

3. высокая стоимость продукции

4. устаревание товара

5. энертность организационных структур

5- пп реорганизуется, либо ликвидируется

На ЖЦ развития пп накладывается цикл межэтапных переходов, ктр состоит из пяти стадий:

1 - зарождение

2 - становление

3 - утверждение

4 - падение

5 - искод

Жизненный цикл развития предприятия - student2.ru

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСА

  1. Понятие, особенности и цели диагностики кризиса
  2. Виды этапы и методы диагностики кризиса;
  3. Особенности применения традиционного анализа диагностики кризиса
  4. Особенности и цели диагностики кризиса.

Наши рекомендации