Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Трудовое право регулирует не все общественные отношения, связанные с трудом. Некоторые отношения, связанные с применением труда, регулируются другими отраслями права: гражданским, административным. Не только предмет, но и метод правового регулирования названных отраслей имеют определённое сходство с основными критериями самостоятельности трудового права, т.е. с предметом и методом этой отрасли права. Поэтому гражданское право, административное право являются смежными с трудовым правом. Глубокое уяснение предмета и метода каждой из смежных отраслей позволяет установить отраслевую принадлежность отдельных групп общественных отношений (норм, институтов).

Гражданское право регулирует имущественные отношения, связанные с ними личные неимущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями. К предмету трудового права относятся трудовые отношения и отношения, тесно с ними связанные. Имущественный элемент присутствует и в трудовом правоотношении, поскольку его обязательным признаком является возмездность. Но объектом трудового правоотношения является процесс труда. Объектом гражданских правоотношений, связанных с применением труда (например, возникших на основе договора подряда, поручения, договора возмездного оказания услуг, авторского договора и т.п.), является овеществлённый труд. По трудовому договору работник обязуется выполнять определённую трудовую функцию: работу по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию, а целью гражданско-правового договора является достижение определённого результата: выполнение определённой работы, задания (оказание услуги) в установленный срок. Трудовое правоотношение носит личный характер, работник осуществляет работу, обусловленную трудовым договором, лично. Совершение гражданско-правового договора возможно и через представителя. В гражданско-правовых отношениях гражданин трудится по собственным правилам, сам обеспечивает организацию и охрану груда, задание выполняет по своему усмотрению и на свой риск, в трудовых отношениях все это обеспечивает наниматель.

В Конституции Республики Беларусь закреплён межотраслевой принцип свободы труда (ст. 41). В гражданском праве он отражён в отраслевом принципе свободы договора, а в трудовом праве конкретизируется в принципе свободы трудового договора. Рассматривая такой признак метода правового регулирования, как юридическое положение участников правоотношений, необходимо отметить, что стороны при заключении трудового договора юридически равны, в дальнейшем работник подчиняется установленной дисциплине, внутреннему распорядку организации. Гражданско-правовые отношения основываются на началах юридического равенства.

Принимая во внимание, что трудовое право выделилось из гражданского права, и учитывая некоторое сходство в предмете и методе этих отраслей права, при наличии пробелов в регулировании трудовых отношений в отдельных случаях допускается применение по аналогии гражданского законодательства (межотраслевой аналогии закона) (см. ч. 3 п. 1 ст. 1 ГК, п. 9, ч. 4 п. 10, ч. 2 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю при исполнении трудовых обязанностей», с изм. и доп. [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 44. 6/321; 2004. № 106. 6/413; 2006. № 6. 6/466] и др.).

Смежными отраслями являются трудовое и административное право, поскольку соприкасаются нормы и институты: государственной службы (вопрос об определении отраслевой принадлежности этой группы общественных отношений является наиболее дискуссионным и сложным в науке трудового и административного права), совмещения работы с обучением, дисциплинарной и административной ответственности и др. Сходство этих отраслей состоит и в том, что и трудовое, и административное право регулируют управленческие отношения. Но управленческие отношения, которые составляют предмет трудового и административного права (по своей правовой природе, по своему содержанию), являются различными. К числу отношений, тесно связанных с трудовыми, относятся организационно-управленческие отношения. К ним относятся взаимоотношения между работниками (их представителями) и нанимателями; отношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей; отношения, связанные с ведением коллективных переговоров и заключением коллективных договоров и соглашений. А.Н. Крамник отмечает, что административное право регулирует управленческие общественные отношения – складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления, что свойственно исключительно данной правовой отрасли [Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. Минск: Тесей, 2002. С. 7]. Ученые подчёркивают, что трудовое право регулирует отношения по управлению трудом на предприятии («внутреннее» управление), а административное право регулирует отношения по управлению трудом вне предприятия («внешнее», государственное управление) [См.: Сыроватская. Л.А. Трудовое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998. С. 27].

В ст. 5 ТК содержится очень важная норма, которая устанавливает, что Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий граждан (военнослужащих, государственных служащих и др.) в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус. В Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053; 2006. № 78. 2/1208; 2008. № 14. 2/1413, № 184. 2/1506; 2009. № 136. 2/1572], с изм. и доп., предусмотрено, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные данным Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» является комплексным, в нём содержатся также и нормы трудового права (см., например, главу 3 «Поступление на государственную службу», главу 5 «Прекращение государственной службы» и т.д.). В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» не урегулированы все вопросы трудоправового статуса государственных служащих, к примеру, вопросы материальной ответственности государственных служащих, следовательно, исходя из ч. 2 ст.1 названного Закона будут применяться нормы главы 37 ТК. В то же время следует согласиться с учёными, которые пишут, что нормы трудового и административного права о государственной службе часто настолько тесно взаимосвязаны, что между ними сложно провести соответствующие грани [Габричидзе, Б.Н. Российское административное право: учеб. для вузов / Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев. М., 1998. С.16; Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. Минск: Тесей, 2002. С. 19].

Из трудового права в 60–70-х гг. XX века выделилась такая самостоятельная отрасль права, как право социального обеспечения. Трудовое право и право социального обеспечения тесно взаимосвязаны, т.к. от размера заработной платы и трудового стажа зависит пенсионное обеспечение граждан, размер пособия по безработице; у нанимателя существуют обязанности по государственному социальному страхованию работника. Но право социального обеспечения Республики Беларусь как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при осуществлении мероприятий по обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными и натуральными материальными благами, а также мероприятий по предоставлению гражданам услуг и льгот [Право социального обеспечения: пособие / И.В. Гущин, СВ. Агиевец. Гродно: ГрГУ, 2004. С. 25]. Право социального обеспечения регулирует порядок материального обеспечения, а не процесс трудовой деятельности. Различие касается и метода правового регулирования указанных отраслей. Для права социального обеспечения, в отличие от трудового права, не характерен договорной порядок возникновения правоотношений, децентрализованное регулирование общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения.

Следует обратить внимание и на соотношение трудового права и гражданского процесса. В.Н. Скобелкин, С.В. Передерин, С.Ю. Чуча, Н.Н. Семенюта пишут даже о необходимости формирования новой отрасли права – трудового процедурно-процессуального права [Скобелкин, В.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право: учеб. пособие / под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж: изд-во Воронежского гос. ун-та, 2002. 504 с.].

Известно, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде определяется как гражданским процессуальным законодательством, так и Трудовым кодексом. При этом в Трудовом кодексе установлены некоторые особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде: при рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов; некоторые решения и постановления по трудовым делам подлежат немедленному исполнению; истцом по трудовым спорам является работник; предусмотрены исключения из принципа диспозитивности (если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что наниматель имел основания для расторжения трудового договора, но в приказе (распоряжении) неправильно указал формулировку причины увольнения или сослался не на тот закон, суд обязывает нанимателя привести формулировку причины увольнения в соответствие с законом исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения).

Контрольные вопросы

1. Понятие трудового права как отрасли права.

2. Предмет трудового права. Круг общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

3. Назовите характерные признаки трудовых отношений, позволяющих отличать их от других видов отношений, возникающих в связи с осуществлением различной трудовой деятельности.

4. Трудовые отношения – ядро предмета трудового права.

5. Перечислите указанные в законодательстве виды общественных отношений, связанных с трудовыми отношениями и входящих в сферу действия трудового права.

6. Поясните, как иные общественные отношения, регулируемые ТК, связаны с собственно трудовыми отношениями.

7. Метод трудового права и его особенности.

8. Система трудового права – Общая и Особенная части.

9. Трудовое право как наука и учебная дисциплина.

Наши рекомендации