Роль коммерческих банков и банковской системы РБ
Денежная система Беларуси значительно уступает по своим важнейшим параметрам не только денежной системе стран Евросоюза, включающего в себя большинство индустриально развитых стран, но и денежным системам восточноевропейских государств и крупнейших стран СНГ, осуществляющих переход от плановой к рыночной, то есть денежной, а не фондовой, экономике [9, с.33]. Так, по соотношению с ВВП денег в обращении то есть тех средств предприятий и населения, которые непосредственно обслуживают процессы товарно-денежного обмена и потому именуются активными деньгами, наша страна кардинально (от 2 до 8 раз) уступает не только большинству европейских государств, но и крупнейшим странам СНГ. По еще одному весьма важному показателю — соотношению с ВВП валовых инвалютных резервов центральных банков — Беларусь уступает странам Евросоюза в 1,6 раза, России — в 2,4 раза, прибалтийским государствам — в 5,1 раза и ведущим восточноевропейским странам — в 7,7 раза [10, с.11].
Однако по уровню покрытия инвалютными резервами активной денежной массы Беларусь не уступает России и Казахстану, опережает Украину почти в 3 раза, а страны Евросоюза — в 5 раз. По этому показателю Беларусь близка к прибалтийским странам, проводящим политику жесткой привязки своих национальных валют к твердым валютам на принципах «Валютного комитета», то есть с эмиссией национальной валюты только для покупки твердой иностранной валюты, и в среднем уступает примерно в 2 раза ведущим восточноевропейским странам, наиболее преуспевшим в осуществлении экономических реформ. Однако это кажущееся на первый взгляд относительное достижение экономики Беларуси на самом деле отражает ее глубочайшую демонетизацию, а не наличие значительных инвалютных резервов, абсолютная величина которых не покрывает стоимости месячного объема импорта товаров и услуг, в то время как оптимальная величина инвалютных резервов должна быть близка к стоимости импорта за период от 3 до 6 месяцев [9, с.34].
По соотношению с ВВП чистого кредита банковской системы, составившего в 2009 году 15,3%, Беларусь уступает России в 1,9 раза, прибалтийским государствам — в 2 раза, ведущим восточноевропейским странам — в 5 раз и странам Евросоюза — почти в 9 раз. Однако по доле чистых кредитов банков правительству и отечественным предприятиям, то есть резидентам национальной экономики, показатели банковской системы нашей страны выше аналогичных показателей всех рассматриваемых стран, за исключением стран Евросоюза и Украины. При всей кажущейся на первый взгляд патриотичности белорусских банков на самом деле это опять же свидетельствует о неконкурентоспособности отечественной банковской системы на мировых финансовых рынках на фоне столь же малой эффективности участия экономики страны в мировом обмене факторами производства.
Банковская система нашей страны находится в заколдованном круге. Низкий уровень капитализации банковской системы не способствует увеличению масштабов банковского кредита и росту монетизации экономики. Низкий уровень монетизации экономики Беларуси, являющийся следствием длительно проводившейся в стране экспансивной эмиссионной политики, приводившей к безудержной инфляции, подрывавшей устойчивость национальной валюты и препятствовавшей росту внутренних сбережений, не дает оснований для надежд на быстрый рост капитализации белорусских банков за счет внутренних источников. Это означает, что важнейшим условием роста капитализации белорусских банков и расширения масштабов кредитования предприятий и населения страны является привлечение в страну зарубежного финансового капитала, то есть интернационализация отечественной банковской системы.
ГЛАВА 2
Анализ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПРИОРБАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Приорбанк»
ОАО «Приорбанк» является одним из ведущих финансовых учреждений Республики Беларусь, лидируя в освоении новых банковских технологий и идей. Он также является коммерческой организацией, имеющей исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции по привлечению денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты), по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц.
Основные цели ОАО «Приорбанка» определены в Уставе ОАО «Приорбанк», утвержденном Общим Собранием акционеров (Протокол №1 от 29.03.2007).
Основными целями деятельности ОАО «Приорбанка» являются[12]:
— развитие товарно-денежных и рыночных отношений путем предоставления клиентам ОАО «Приорбанка» всего комплекса банковских услуг;
— активное содействие ускорению научно-технического прогресса путем инвестиций, в том числе в передовую науку и наукоемкие отрасли;
— экономическое и национальное возрождение Республики Беларусь, а также содействие развитию социальной сферы путем финансирования и кредитования нетрадиционных объектов в сфере культуры, экологии, спорта и других;
— содействие международному экономическому сотрудничеству и самой широкой интеграции капиталов;
— поощрение и поддержка частной инициативы и предпринимательства;
— организация и развитие предприятий по выпуску товаров народного потребления с помощью новейших технологий;
— получение оптимального размера прибыли.
ОАО «Приорбанк» осуществляет активные, пассивные, посреднические банковские операции и иную деятельность, предусмотренную законодательством и уставом, а также в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности осуществляет такие виды деятельности как финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям.
ОАО «Приорбанк» старается содействовать построению в республике современного демократического государства и становлению экономической формации, основанной на рыночных отношениях и многообразии форм собственности.
Главная цель руководства и персонала банка — это быстрейшее становление ОАО «Приорбанка» как банка универсального типа с соответствующими приоритетами: надежность и конкурентоспособность в условиях рыночной экономики, доведения качества и спектра банковских услуг до международных стандартов.
ОАО «Приорбанк» — член RZB Group и дочерняя компания Raiffeisen International Bank-Holding AG (Raiffeisen International). Официальной датой образования ОАО «Приорбанка» является 20 января 1989 г., когда был зарегистрирован Устав Минского инновационного банка под номером 50 в Госбанке СССР [14].
Банк имеет следующие лицензии:
— Лицензия на осуществление банковской деятельности №12 выдана 26.04.2007 г. ОАО «Приорбанк» Национальным банком Республики Беларусь.
— Лицензия на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам № 02200/0247770 выдана ОАО «Приорбанк» Министерством финансов Республики Беларусь на основании решения от 03 августа 2007 г. № 283 сроком на 5 лет и действительна до 30 мая 2011 г.
Надежность ОАО «Приорбанка» на отечественном рынке уже с 1993 г. подкреплялась ежегодными проверками финансовой отчетности ведущими западными аудиторскими компаниями: Куперс энд Лайбрэнд (Coopers&Lybrand), Прайс Вотерхаус (Price Waterhouse), Эрнст энд Янг (Ernst&Young), Делойт энд Туш (Deloitte&Touche) [14].
Таким образом, в международном сообществе за ОАО «Приорбанком» прочно закрепилась репутация самого активного и надежного среди белорусских кредитно-финансовых учреждений. Высокая оценка внешнеэкономической деятельности, безусловно, расширила возможности сотрудничества ОАО «Приорбанка» с влиятельными игроками европейского рынка. Закономерным шагом стало подписание соглашения о сотрудничестве между ОАО «Приорбанком» и Европейским банком реконструкции и развития, получившее продолжение в совместном финансировании таких стратегически важных для Беларуси направлений, как дорожное строительство, стройматериалы и информационные технологии.
Традиционными для ОАО «Приорбанка» стали благотворительная помощь и меценатство, затрагивающее практически все сферы жизни населения Беларуси: от развития спорта и здравоохранения, до поддержки незащищенных слоев населения, а также творческой и талантливой молодежи. Кроме этого, банк вносит большой вклад в культурное наследие Беларуси, оказывает поддержку в организации различных мероприятий, а именно выступал меценатом Международного фестиваля женского кино, издания нового белорусско-русского словаря, каталога выставочных работ белорусских художников. Поддерживая современное белорусское искусство, ОАО «Приорбанк» собрал обширную коллекцию картин белорусских художников, создав свою галерею и выпустив альбом живописи, кроме этого, спонсировал широко известные за пределами Беларуси Международный фестиваль искусств «Славянский Базар», Национальный Академический театр оперы и балета, выделял подарки на фестивали-ярмарки тружеников села «Дажынкi». Особой гордостью стало финансирование строительства и реставрации церковных храмов на территории Минска и других городов Беларуси, средневекового замка в Любче. Заботясь о будущем страны, ОАО «Приорбанк» оказывает содействие нуждающимся в поддержке образовательным учреждениям, детским домам, школам-интернатам, участвует в финансировании различных образовательных программ.
Сегодня ОАО «Приорбанк» занимает лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций и выпуску кредитных карт, успешно сотрудничает с Райффайзен Централь Банк (Австрия), Европейским Банком Реконструкции и Развития (Великобритания), Международной финансовой корпорацией, Экспортно-Импортным банком (Тайвань) и многими другими международными финансовыми организациями.
Широкий перечень услуг, предоставляемых ОАО «Приорбанком», высокий уровень обслуживания, индивидуальный подход к каждому клиенту позволили получить самые высокие оценки международных финансовых институтов и специализированных изданий. Несколько лет подряд журнал «The Banker» признает Приорбанк «Банком года в Беларуси», а такие авторитетные международные финансовые агентства, как «Global Finance» и «Euromoney», отмечают его растущую надежность. Во многом такой успех обусловлен квалифицированным уровнем принятия решений, согласованностью действий и сплоченностью сотрудников [14].
Сегодня ОАО «Приорбанк» не только успешно работает на отечественном финансовом рынке, но и достойно представляет Беларусь на международной арене, выступая партнером для своих клиентов. Неиссякаемый энтузиазм, опыт, профессионализм, командный дух сотрудников и умение работать на опережение — вот фундамент для будущих достижений ОАО «Приорбанка», являющихся стабильной платформой и вносящих достойный вклад в развитие молодой и растущей белорусской экономики.
2.2 Анализ организационно-финансовой структуры ОАО «Приорбанк»
Приорбанк является открытым акционерным обществом, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции неограниченному кругу лиц без согласия других акционеров.
В своей деятельности общество руководствуется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» и другим законодательством Республики Беларусь. Порядок регистрации, выпуска и обращения ценных бумаг общества определяется законодательством о ценных бумагах. Общество несет ответственность по своим обязательствам любым, принадлежащим ему имуществом.
Организационная структура ОАО «Приорбанка» представляет собой древовидную систему [12]. Во главе ОАО «Приорбанка» находится Председатель Правления, в подчинении у которого пять Членов Правления, каждый из которых курирует определенную сферу деятельности банка. Исполнительные директора находятся на ступень ниже Членов Правления и курируют работу одного или нескольких департаментов. В состав руководства входят также главный бухгалтер и его заместитель, два советника и помощник Председателя Правления.
Центральный офис разделен на департаменты и отделы. Во главе департамента находится директор департамента либо исполнительный директор, отдел возглавляет начальник отдела. В составе сотрудников департамента присутствуют менеджеры, которые занимаются делами нескольких определенных клиентов, то есть при обращении в банк по любым вопросам первое контактное лицо клиента — его менеджер. Решение о принятии кредитных обязательств банком принимается коллегиально на основании решений нескольких департаментов.
Организационная структура «Приорбанк» ОАО представлена в Приложении А.
Основное структурное подразделение, которое работает с клиентами (физическими и юридическими лицами), — центры банковских услуг трех типов: А, В и С. Они расположены в различных городах Республики Беларусь, не имеют самостоятельного баланса и статуса юридического лица, предназначены для осуществления операций, предусмотренных полученными лицензиями, а также иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для оценки финансового состояния ОАО «Приорбанк» будут использованы следующие источники: бухгалтерский баланс за 2009-2011 г. (Приложение Б, В).
На основании данных бухгалтерского баланса рассчитаем показатели рентабельности активов и капитала, которые представлены в таблице 1.1.
Показатель рентабельности активов рассчитывается как отношение прибыли к величине активов.
Показатель рентабельности капитала найдем как отношение прибыли к величине собственного капитала [2].
Таблица 1.1 — Анализ рентабельности активов и капитала ОАО «Приорбанка» за 2009-2011 г.
Показатель | Значение | ||||||
На 01.01.09 | На 01.01.10 | Рост | На 01.01.11 | Рост | |||
Абс. | % | Абс. | % | ||||
Рентабельность активов, % | 3,10 | 2,10 | -1,00 | 67,74 | 2,00 | -0,10 | 95,24 |
Рентабельность капитала, % | 23,40 | 23,00 | -0,40 | 98,29 | 23,00 | - | - |
Примечание — источник: собственная разработка на основе Приложений Б и В.
Данные таблицы 1.1 показывают, что за последние три года произошло снижение рентабельности капитала и активов. Это обусловлено тем, что собственный капитал и активы растут быстрее, чем прибыль.
По состоянию на 1 января 2011 г. активы составили 5 034699,70 млрд. р. и увеличились на 20% по сравнению с 2009 г., а капитал – 640936,80 млрд. р. Рост активов в большей степени связан с увеличением объемов кредитования клиентов, которые выросли на 35% и составили 942 млрд. р., и объемов привлеченных средств клиентов, которые выросли за год на 38% и составили 637 млрд. р. [13].
Если рассматривать показатели рентабельности с позиции выполнения планового задания на 2010 г., которые представлены в таблице 1.2, то можно сделать вывод, что фактическое выполнение превысило плановые задачи.
Таблица 1.2 — Выполнение задач, определенных Общим собранием акционеров банка на 2010 г.
Показатель | Плановые задачи на 2010 г. | Фактическое выполнение | Отклонение | |
Абс. | % | |||
Собственный капитал, млрд. р. | 459,00 | 641,00 | 182,00 | 139,65 |
Рентабельность активов, % | 20,00 | 23,00 | 3,00 | 115,00 |
Рентабельность активов, % | 2,00 | 2,00 | - | 100,00 |
Кредиты клиентам, млрд.р | 3175,00 | 3676,00 | 501,00 | 115,78 |
Примечание — источник: собственная разработка на основе Приложений Б и В.
Анализ отчета о прибыли и убытках ОАО «Приорбанк», который отражен в Приложении В, показывает, что были увеличены процентные доходы банка на 46,2%. Такое увеличение связано с ростом объемов кредитования клиентов. Этим же обусловлен рост комиссионных доходов банка. Рост комиссионных расходов на 38% связан с увеличением величины обязательств ОАО «Приорбанка» перед другими банками. Были снижены доходы по дивидендам. Основной причиной уменьшения стало направление большей суммы в резервный фонд и фонд развития банка, т.е. суммы чистых отчислений в резервы.
В результате прибыль ОАО «Приорбанка» по итогам 2011 г. составила 92 951 млрд. р., увеличившись на 25,9% в сравнении с предыдущим годом [13].
В целях обеспечения финансовой надежности банк обязан осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой надежности. Для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок использования которых определяются Национальным банком [1].
Резервный фонд банка, небанковской кредитно-финансовой организации используется для покрытия убытков прошлых лет и отчетного года, а также на увеличение размера его уставного фонда [7].
По состоянию на 1 января 2009 г. размер резервного фонда составил: 41 621,50 млн. р. или 40,5% к зарегистрированному уставному фонду.
По состоянию на 1.01.2010 г. остаток резервного фонда составил 79 009,30 млн. р.
На 1.01.2011 г. размер резервного фонда уменьшился до 43 508,80 млн. р. Это можно объяснить наступившим финансовым кризисом, который повлек за собой изъятие населением наличных денежных средств из банков, курсовую разницу и т.д.
Рассмотрим динамику собственного капитала ОАО «Приорбанка».
Как показано на рисунке 1.3 уставный фонд в 2011 г. увеличился в четыре раза и составил 412279,20 млрд. р. Данный прирост произошел за счет увеличения внутренних источников (прибыли прошлых лет) и составил 167,3 млрд. р., а также дополнительно было выпущено 42,4 млн. акций на сумму 142,2 млрд. р. Практически весь объем дополнительной эмиссии (99,7%) был выкуплен основным акционером — Raiffesen International Bank Holding AG.
Рисунок 1.3 — Динамика собственного капитала ОАО«Приорбанк в 2009-2011 гг.
Примечание — источник: собственная разработка на основе Приложений Б и В.
Динамика активов банка отражена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 — Динамика активов и кредитов ОАО «Приорбанк» в 2009-2011 гг.
Примечание — источник: собственная разработка на основе приложений Б и В.
Кредиты клиентам являются основной составляющей активов ОАО «Приорбанка», и в разное время их доля составляла от 65% до 77% активов. Поэтому можно сделать вывод, что увеличение активов связано в основном с наращиванием объемов кредитования клиентов: корпоративных клиентов, малых и средних предприятий (МСП) и индивидуальных предпринимателей [13].
Рисунок 1.5 — Структура активов ОАО «Приорбанк» на 1.01.2011 г.
Примечание — источник: собственная разработка на основе Приложений Б и В.
ГЛАВА 3
Пути СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОАО «ПРИОРБАНК»
Стратегия развития ОАО «Приорбанк» в сочетании с тщательным анализом проводимых финансовых операций дает возможность своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и концентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях. Приоритетной задачей для банка было и остается предоставление широкого спектра услуг клиентам и создание для них максимально комфортных условий обслуживания.
Однако, так как банк уже обладает определенным набором банковских продуктов, то в соответствии с постоянными изменениями внешней и внутренней среды, ему необходимо оценивать, анализировать ассортимент своих банковских продуктов, изменять их структуру, удалять или модифицировать старые банковские услуги и внедрять новые.
Банку необходимо на всех стадиях жизненного цикла банковского продукта постоянно проводить анализ своего товарного ряда и планировать мероприятия по его совершенствованию.
Среди основных факторов, которыми обусловлена необходимость банка постоянно развивать свой товарный ассортимент, можно назвать следующие:
1) изменение спроса на отдельные услуги;
2) появление новых или усовершенствованных продуктов;
3) изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Задача высшего руководства состоит в том, чтобы с учетом всех факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей.
Для эффективного управления товарным ассортиментом банку постоянно приходится проводить множество мероприятий, направленных на исследования микро- и макросреды банка.
Наряду с постоянно меняющимися условиями функционирования рынка банковских услуг Республики Беларусь ОАО «Приорбанк» постоянно подстраивается под сложившуюся экономическую ситуацию на рынке, а также учитывает дальнейшее развитие данного сектора в будущем.
Нельзя не утверждать, что для создания и совершенствования своего товарного ассортимента банку необходимо постоянно прилагать большие усилия и задействовать многие возможности банка. Речь идет о постоянном мониторинге деятельности конкурентов, анализе и прогнозировании поведения потребителей, изучении международного опыта и деятельности зарубежных партнеров. Также банком постоянно проводится работа по продвижению своих продуктов на внутренний рынок, а также активная коммуникационная и ценовая политика.
Согласно данным, опубликованным в Бюллетене банковской статистики, в последнее время ОАО «Приорбанк» теряет позиции на банковском рынке Республики Беларусь.
Таким образом, банку необходимо проводить мероприятия по привлечению дополнительной клиентуры, чтобы удержать свои позиции на рынке.
Для дальнейшего успешного развития необходим отдел, который бы специализировался на организации прямых контактов банка с клиентами и развитии взаимоотношений с ними. На данный момент в банке, в частности в Центральном офисе, не имеется выделенного структурного подразделения - отела, которое бы занималось всеми аспектами построения отношений банка с частными клиентами, поддержания связей с ними, оценке эффективности от различного взаимодействия с различными клиентами.
Новый отдел необходимо создать как структурное подразделение департамента по работе с частными клиентами. Он будет курировать выстраивание и поддержание взаимоотношений с клиентами.
Итак определим: какие задачи будет решать новый отдел, чем его деятельность будет отличаться, подробно определить функции, чтобы после на их основе можно было определить сколько и каких сотрудников необходимо набрать в соответствии и закреплёнными за ними обязанностями.
К новому отделу перейдут такие функции как:
— продвижение банковских продуктов для физических лиц;
— организация продаж банковских продуктов для физических лиц;
— работа с жалобами клиентов в сфере повышения качества услуг.
Помимо вышеперечисленного отдел будет заниматься очень важным направлением - развитием отношений с ранее привлечёнными клиентами. Как показал анализ мирового опыта для эффективной работы важно не количество привлечённых клиентов, а дальнейшее поддержание отношений с выгодными, прибыльными клиентами. Поэтому основной задачей отдела в данной области будет являться — выявление выгодных клиентов из уже имеющихся и установление длительных взаимоотношений с ними.
Отдел будет решать следующие задачи:
а) продвижение банковских продуктов для физических лиц;
б) организация продаж банковских продуктов для физических лиц;
в) работа с жалобами клиентов с целью повышения качества услуг;
г) разработка и реализация программ по развитию взаимоотношений с существующими клиентами банка;
д) взаимодействие со структурными подразделениями Центрального офиса по вопросам разработки и внедрения программ работы с существующими клиентами банка;
е) осуществление контроля и подготовка отчетности по результатам проводимых кампаний по развитию взаимоотношений с существующими клиентами банка;
ж) проведение сегментации клиентов и разработка предложений по повышению эффективности деятельности отдела;
з) улучшение работы по развитию взаимоотношений с существующими клиентами банка;
и) организация семинаров с банками группы Райффайзен для обмена опытом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.
1. Коммерческие банки образуют второй уровень банковской системы. Основная цель их деятельности заключается в предоставлении широкого спектра банковских услуг хозяйственным субъектам и народному хозяйству в целом. Коммерческие банки могут создаваться на основе различных форм собственности и в настоящее время различаются по многим признакам.
2. Банковская система — совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы, концентрирующая основную массу кредитных и финансовых операций.
3. Деятельность коммерческих банков состоит из четырёх принципов:
1) Работа в пределах реально имеющихся ресурсов;
2) Экономическая самостоятельность, подразумевающая экономическую ответсвенность банка за результаты своей деятельности;
3) Построение взаимоотношений коммерческого банка со своими клиентами как обычные рыночные отношения;
4) Регулирование деятельности банка может осуществяться только косвенными экономическими, а не администативными методами.
4. В качестве объекта исследования было выбрано одно из ведущих финансовых учреждений страны — ОАО «Приорбанк», — которое на сегодняшний день лидирует в освоении новых банковских технологий и идей.
5. По состоянию на 1 января 2011 г. рентабельность активов составила 5 034699,70 млрд. р. и увеличилась на 20% по сравнению с 2009 г., а рентабельность капитала – 640936,80 млрд. р. Рост активов в большей степени связан с увеличением объемов кредитования клиентов, которые выросли на 35% и составили 942 млрд. р., и объемов привлеченных средств клиентов, которые выросли за год на 38% и составили 637 млрд. р. В 2010 г. фактическое выполнение превысило плановые задачи.
6. По состоянию на 1 января 2009 г. размер резервного фонда составил 41 621,50 млн. р. или 40,5% к зарегистрированному уставному фонду.
По состоянию на 1.01.2010 г. остаток резервного фонда составил 79 009,30 млн. р.
На 1.01.2011 г. размер резервного фонда уменьшился до 43 508,80 млн. р.. 7. Уставный фонд в 2011 г. увеличился в четыре раза и составил 412279,20 млрд. р. Данный прирост произошел за счет увеличения внутренних источников (прибыли прошлых лет) и составил 167,3 млрд. р., а также дополнительно было выпущено 42,4 млн. акций на сумму 142,2 млрд. р. Практически весь объем дополнительной эмиссии (99,7%) был выкуплен основным акционером — Raiffesen International Bank Holding AG
8. В качестве конкретного мероприятия по привлечению дополнительной клиентуры, чтобы удержать свои позиции на рынке, было предложено создать отдел, который бы специализировался на организации прямых контактов банка с клиентами и развитии взаимоотношений с ними.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2009 №441-3. | Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : В. И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В. И. Стражева. — Минск : Вышэйшая школа, 2003. — 480 с. | |
2. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело : учеб. пособие / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Короливецкая. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 310 с. | Бакаев, М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности : учеб. пособие / М. И. Бакаев. — М. : Знание, 2001. — 481 с. | |
3. Баканов, М. И. Экономика негосударственного сектора : учебник. / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет; под общ. ред. М. И. Баканова. — 5-е изд. — М. : Финансы и статистика, 2008. — 536 с. | Баканов, М. И. Экономика негосударственного сектора : учебник. / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет; под общ. ред. М. И. Баканова. — 5-е изд. — М. : Финансы и статистика, 2008. — 536 с. | |
4. Афанасьева Л.П., Богатырев В.И., Журкина Н.Г. Основы банковской деятельности. М: 2009. 216 с. | Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента : учеб. пособие / И. Т. Балабанов. — 3-е изд. — М. : Финансы и статистика, 2009. — 528 с. | |
5. Банковское дело: Учебник / Г.Г. Коробова, Ю.И. Коробов, А.Ф. Рябова и др. М.: Юристъ, 2010. 751 с. | Барнгольц, С. Б. Экономический анализ хозяйственно Барнгольц, С. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития / С. Б. Барнгольц. — М. : Финансы и статистика, 2009. — 592 с.й деятельности на современном этапе развития / С. Б. Барнгольц. — М. : Финансы и статистика, 2009. — 592 с. | |
6. Бюллетень банковской статистики, №3 (28), 2008. | Беркстайн, Л. А. Актуальные аспекты оценки эффективности субъектов хозяйствования / Л. А. Беркстайн. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 172 с. | |
7. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 25 марта 2009 г. №34 «О резервном фонде банка и небанковской кредитно-финансовой организации». | Быкадоров, В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия : практ. пособие / В. Л. Быкадоров. — 3-е изд. — М. : ПРИОР, 2010. — 529 с. | |
8. Раковец А.А. Коммерческий банк: инвестиции, менеджмент, маркетинг / А.А. Раковец, БГУ, 2005. 370 с. | Головачев, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. : учеб. пособие / А. С. Головачев. — Минск : Высшая школа, 2008. — Ч. 1. — 447 с. | |
9. Коробова, Г.Г. Банковское дело / Г.Г. Коробова. – М. : Экономист, 2009. – 766 с. | Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 июн. 2012 г. — Минск : Амалфея, 2012. — 319 с. | |
10. Вешкин, Ю.Г. Банковские системы зарубежных стран / Ю.Г. Вешкин. – М. : Экономист, 2009. – 400 с. | Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие / Л. В. Донцова [и др.]; под общ. ред. Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой. — 3-е изд. — М.: Дело и Сервис, 2009. — 402 с. | |
11. Криворучко, С.В. Платежные системы / С.В. Криворучко. – М. : Маркет ДС, 2008. – 176 с. | Ефимова, О. В. Экономика и статистика фирмыз / О. В. Ефимова. — 5-е изд. — М. : Экономика и право, 2009. — 492 с. | |
12. Внутренние документы «Приорбанк» ОАО | Карпова, Т. П. Управленческий учет : финансовые аспекты / Т. П. Карпова. — М.: Юнити, 2008. — 382 с. | |
13. Годовой отчет о работе «Приорбанк» ОАО (2009-2011 гг.) | Козлов, А. А. Экономика производства : учеб. пособие / А. А. Козлов. — Брест : БрГУ, 2009. — 561 с. | |
14. Приорбанк» ОАО [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: www.priorbank.by. | Кононович, С. Ю. Введение в анализ хозяйственной деятельности : курс лекций / С. Ю. Кононович. — М. : МГТУ, 2007. — 318 с. | |
15. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие для экон. спец. вузов. О.Ю. Свиридов, 3-е изд., испр. и доп., Ростов н/Д., 2010. 477 с. | Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с. | |
16. Климович Л.К. Управление банком: учеб. пособие / Л.К. Климович, А.Е. Рутковский. Гомель: ЦИИР, 2005. 494 с. | Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия : учебник / Л. Н. Нехорошева. — Минск : Вышэйшая школа, 2008. — 383 с. | |
17. Лаврушин, О.И. Банковское дело. М: 2000. 524 с. | Оверченко, Е. Е. Финансовый анализ на современных предприятиях : учеб. пособие / Е. Е. Оверченко. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 492 с. | |
18. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред. В. Лукашевича. Л., 1991. 312 с. | Попов, Е. М. Финансы предприятий : учебник / Е. М. Попов. — Минск : Высшая школа 2005. — 573 с. | |
19. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник для экономических спец. вузов / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др. Мн.: БГЭУ, 2010. 504 с. | Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г. В. Савицкая. — 5-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 345 с. | |
20. . Ситнин А.В.Управление банком.М.: АО «Менатеп-Информ», 2008. 367 с. | Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 288 с. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организационная структура ОАО «Приорбанк»
Примечание — источник: Устав ОАО «Приорбанк».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б