Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров
Содержание и условия работы сотрудников, и в том числе менеджеров, определяет предприниматель (в соответствии с законом и договором). Это право он может делегировать работникам управления (менеджерам). Из этики предпринимательства вытекает и этика управления.
Определение путей повышения эффективности деятельности управленческого звена организации заключается в исполнении руководителем стоящих перед ним задач.
Всю работу по управлению можно разделить на две части:
- управление деятельностью фирмы,
- управление людьми (персоналом)
Руководитель должен иметь:
- широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования,
- чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы,
- творческий подход и умение мотивировать себя и персонал,
- желание и способность сотрудничать,
- понимание результатов, умение планировать и выполнять планы,
- способность идти на риск,
- способность принимать решения,
- готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
Вопрос 60. Понятие информационной системы и автоматизированных информационных технологий в экономике, их классификация
Информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур – главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляют собой стандартные, формализованные процедуры.
Передача информации.Передача информации – важнейший фактор развития человечества. Люди передают из поколения в поколение накопленные знания (опыт). Какие корешки съедобные, какие ядовитые; какое животное – враг; как ловчее поймать зверя; как построить жилище и т.д. Знания накапливаются, человечество умнеет.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации – канал связи.
Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
КУ – устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.
ДКУ – устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передаче на телеграфе. Эти помехи или, как их называют специалисты, шумы искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации – криптология.
Информационные системы в экономике
Информационные системы на рубеже XX – XXI вв. становятся важнейшим инструментом научно-технического и социально-экономического развития общества, играя существенную роль в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний. Влияя на качество интеллектуальных ресурсов социума, ИТ повышают уровень и качество самой жизни.
Управление современным предприятием в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих отрезках времени с целью решения стратегических задач обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. ИТ, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, т.к. предоставляют новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.
ИС в управлении – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.
Состав ИС
Информационные системы базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий. Опорные технологии – это технологии, которые могут применяться в любой сфере человеческой деятельности.
Программные продукты подразделяются на ОС, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусы. С точки зрения управленческой деятельности опорными будут все программные продукты.
В меньшей степени к ним можно отнести пакеты функциональной обработки информации (текстовые и табличные редакторы, СУБД, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознавания речи и др.).
К программным продуктам интеллектуальной поддержки управленческих решений относятся бухгалтерские пакеты, финансовые пакеты, планирования и прогнозирования деятельности предприятий и т.д.
Основные определения
Информатизация– организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения и поиска информации.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и т.д.).
Информационная система – упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Классификация информационных технологий
Можно выделить основные базовые технологии, которые являются минимальными в деловой жизни человека:
o информационные системы (базы данных);
o офисная технология (тексты, графика, электронные таблицы);
o телекоммуникации (локальные, региональные и глобальные сети).
Информационные системы можно условно разделить на фактографические и документальные.
В фактографических ИС регистрируются факты – конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и названия предметов, числа, даты) сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например, дата – в виде комбинации ДД.ММ.ГГГГ). Информация, с которой работает фактографическая ИС, имеет четкую структуру, позволяющую машине отличать одно данное от другого, например фамилию от должности человека, дату рождения от роста и т.п. Поэтому фактографическая система способна давать однозначные ответы на поставленные вопросы, например: «Сколько велосипедов марки А-18 продал магазин «Спорт» в июне 1997 г.?», «Кто из работников фирмы с датой рождения не ранее 1 января 1970 г. имеет водительские права?», «Какие культурно-исторические памятники Санкт-Петербурга включены в список ЮНЕСКО?» и т.д.
Документальные информационные системы обслуживают принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты, тексты законов) и графических объектов, снабженная тем или иным формализованным аппаратом поиска. Цель системы, как правило, – выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Например: выдать список всех статей, в которых встречается слово «энтропия». Принципиальной особенностью документальной системы является ее способность, с одной стороны, выдавать ненужные пользователю документы (например, где «энтропия» употреблена в ином смысле, чем предполагалось), а с другой – не выдавать нужные (например, если автор употребил какой-то синоним или ошибся в написании). Документальная система должна уметь по контексту определять смысл того или иного термина (например, различать «Рак» (животное), «Рак» (созвездие) и «Рак» (болезнь)).
Существует особый тип ИС – экспертные системы.
Экспертная система имитирует поведение эксперта (специалиста) в какой-либо предметной области (например, в биологии), может генерировать новую информацию в этой области и давать разумные советы исследователям. В основе операций экспертной системы – обработка базы знаний (не смешивать с базой данных), составляемой специалистами в данной области.
Указанная классификация ИС в известной мере устарела, так как современные фактографические системы часто работают с неструктурированными блоками информации (текстами, графикой, звуком, видео), снабженными структурированными описателями.
Основа информационной системы, объект ее обработки – база данных.
В широком смысле слова можно сказать, что БД– это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области или разделе предметной области. Например, база данных по металлам и сплавам (металлургия), база данных по театральным постановкам (культура), база данных поликлиники (медицина), база данных по видеофильмам (видеотека) и т.п. Синонимом термина «база данных» часто считают «банк данных», хотя последнее понятие почти вышло из употребления.