Основы конституционного строя РФ. Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права
Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.
Это базовые принц-ы, лежащ в основе полит сист, формы правления, в форме гос устр-ва, в отношен гос-ва и чел-а. Эти принципы опред-т всё послед-щее содерж-е конс-ции. К основам конст строя отн-ся: 1) принцип народовластия и республик-ая форма правления Согл констит-и единств источн власти в РФ явл народ, кот сам эту власть и осущ-т, как непоср-но, так и ч/з органы местн самоупр-я и органы гос власти. Прези-т, дедер-ое собр-е и органы законодат органа субъектов избир-ся насел-м; 2) Прин-п прав и свобод челов, как высшей ценности Права и свободы ч неприкосн-ы и одинак-ы для всех, но не допуск-я вседозвол-ти.Констит-я обяз-ть граждан — соблюден законов, уважен прав и свобод др людей; 3) Прин-п провозгл-я суверинитета и целост-ти террит-и.Суренен-т — верховенство и единство гос власти РФ и обязател-ть актов ее органов для всех граждан на тер-рии РФ. Это верховенство конс-ции РФ и федер закона-ва. РФ обесп-т целостность и неприкос-ть своей террит-ии — это один из основн-х эл-ов безопасн-ти страны; 4) Прин-п федеративн-го устр-ва: а) гос целост-ть -субъекты не имеют правав выхода из сост РФ (един террит-я, гражд-во, вооруж силы, язык и т.д); б) единство сист гос власти (президент, федеральн собран, правит-во, суды). в) разгранич предметов веден и полномочий м/у федерал орг-ми и орг-ми субъектов. Полномочий у РФ д.б достат для защиты интересов всего многонац-го народа для обесп-я целос-ти и единства гос, для реш вопросов без-ти. Данные полном закреп-ы за федеральн орг-ми. А субъектами закреп-ны опред-й переч полномочий; г) равнопр-е субъектов в их взаимоот-х с федерал огр-и; 5) Гражданство Это правов связь ч и гос-ва, кот выраж в их взаим-х правах и обяз-ях. Прииоб-ся и прекращ в соотв-и с федер законом. Явл-ся единым. Констит закрепл право за гражд-ми , кот прожив на террит респуб иметь граж-во этой республики. Гражд-а лешить нельзя; 6) принц социальн гос-ва. Означ создан условия, обеспеч-х достой-ю жизнь людей. 7) прин-п равенства форм соб-ти и единого эк-кого простр-ва. В РФ приз-ся и защищ-я равным образом гос-ая, част-я и муниц-я форма соб-ти.На террит-и не доп-ся устан-я тамож границ, сборов, пошлин и др препятст для свободн перемещ-я товаров услуг и финанс ср-в; 8) Принцип раздел-я власти. Гос вл-ь разд-ся на закон-ю, исполнит-ю и судебн. Эти орг-ы самост-ы и у кажд свои предм ведения и полномочия. 9) Гос вл-ь РФ осущ през-ом РФ, федеральн собр, прав-ом РФ и судами. Не допуск-ся расш-я этого списка без изменен констит-ции; 10) Принц-ы гарантии местн самоупр-я. Мест самоупр в пред-х своих пол-ий самост-но. (само формир-т свои органы, самост распоряж своей собс-ю, самост формир свой бюджет и его испол-ет. Устан-т местные налоги и сборы. Орг-ы мест самоупр-я не входят в сист органов гос власти, мест самоупр-ю гар-но право на судебн защиту, на компенс-ю доп расходов, возн-х в рез-те решен, принятых орг-ми гос власти; 11) Прин-п политич и идеологич многооб-я В РФ приз-ся многопарт-ть. Никакая идеол-я не м-т приз-ся в кач-ве гос-ой или обяз-ой. Никто не д-н подверг-ся пресл-ям за свои убеждения.; 12) Принц светского гос-ва. Никакая религ не м-т устан-ся в кач-ве гос-ой или обяз-ой.Религ-ые объединен отделены от гос-ва; 13) Высш юр сила и прямое д-е констит-ии.
Констит-я — это высший закон, кот примен на всей террит РФ. Закон и иные правов акты не д-ны против-ить констит-и. Полож констит , опред-е основы конст строя облад высш юр силой. Отдельн изменен в осн-ву конститц строя не вносятся.
Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.
52. Структура государственной власти. Принцип разделения властей.
Государственная власть сегодня разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют
1) Президент Российской Федераци
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума
3) Правительство Российской Федераци
4) суды Российской Федераци
5) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Президент Российской Федерации является главой государства и юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Аппаратом осуществления функций главы государства является Администрация Президента Российской Федерации, которая действует на правах государственного органа управления. Президент возглавляет Совет Безопасности и Совет обороны.
ПравительствоРоссийской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Систему федеральных органов исполнительной власти образуют министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и федеральные надзоры.
Принцип разделения властейявляется важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью
Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.