Организационные формы в связях с общественностью. Функции и задачи отделов по связям с общественностью. Специфика PR-отделов в учреждениях гостиничного сервиса и туризма
При формировании организационной структуры управления связями с общественностью необходимо руководствоваться следующими рекомендациями и правилами:
• Создание подразделения требует необходимого оснащения элементами инфраструктуры, и, в первую очередь, транспортным средством, оргтехникой, телефонной и факсимильной связью, необходимой компьютерной техникой.
• Сформированная структура должна быть гибкой, мобильной, легко адаптируемой к рыночным изменениям с высокой степенью взаимозаменяемости отдельных звеньев и исключением параллелизма в работе.
• Приглашенные специалисты должны быть высокими профессионалами, обладать необходимыми качествами, в том числе быть коммуникабельными, иметь устойчивые контакты в сферах бизнеса, СМИ, быть надежными в кризисных ситуациях.
• Структура отдела (службы) PR должна быть выбрана в соответствии с признаком функциональной специализации, т.е. с выделением таких основных групп или подразделений, или ответственных специалистов, как сектор прессы, сектор планирования общественных связей и перспективного развития фирмы, сектор публикаций, сектор пропаганды, сектор имиджа.
Во многих структурных корпорациях в последнее время активно создаются такие функциональные подразделения PR, как департаменты по связям с общественностью, управления PR, центры PR, информационно-аналитические центры с внутренними отделами, группами, секторами. Во многих коммерческих структурах среднего бизнеса введены должности заместителей руководителей по связям с общественностью, пресс-секретарей.
Среди современных корпоративных PR в России заслуженной популярностью пользуются: Департамент по связям с общественностью Альфа-банка, Департамент внешних связей группы «Сибирский алюминий», Управление информации и связей с общественностью МДМ-банка, Пресс-центр ОАО НК «Роснефть», Центр общественных связей Ингосстраха, Управление по связям с общественностью нефтяной компании «Юкос», Управление по связям с общественностью ЗАО «Интерросс», Пресс-секретать ОАО «Мобильные телесистемы», Пресс-служба Московской фондовой биржи.
В коммерческих структурах малого бизнеса функции маркетолога, менеджера, агента по рекламе часто совмещают с функциями специалиста PR.
Среди основных направлений работы специалистов подразделений службы PR следует выделить такие, как:
• исследование общественного мнения и своевременная информация о нем руководства с конкретными предложениями по вопросам формирования корпоративной политики;
• консультирование и подготовка важнейших выступлений первых лиц компании;
• планирование, подготовка и участие в ответственных деловых встречах, от которых зависит положение фирмы в обществе;
• формирование стратегии фирмы с учетом общественных связей;
• планирование рекламных кампаний, популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка PR-программ;
• организация и проведение брифингов, пресс-конференций в тесном контакте с остальными службами компании;
• подготовка рекламных материалов, участие в организации и проведении рекламных кампаний, выставок;
• подготовка материалов к публикации в СМИ, фильмов, видеороликов, пресс-релизов, а также обеспечение видео- и фотообслуживания.
Прежде чем говорить о PR в гостиничном бизнесе следует отметить, что редко идет речь о деятельности специально выделенного отдела по связям с общественностью. Чаще всего в гостинице существует отдел маркетинга и рекламы, который и занимается позиционированием предоставляемых услуг.
“Задача PR состоит в том, чтобы наладить взаимопонимание, положительное отношение и доверие клиента к предложению предприятия гостинично- туристского бизнеса на длительную перспективу. Речь идет о формирование в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к предприятию.”(4)
А.Л.Лесник и А.В.Чернышев, авторы учебника “Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе” предлагают схему, которая отображает PR деятельность в любой из сфер бизнеса:
Важно уметь различать PR и рекламу. Когда речь идет о печатании проспектов, вывешивании плакатов и помещении заметок в прессе, во всех этих случаях говорится о рекламных мероприятиях. Информация рекламной службы объективно и профессионально подобранная, должна косвенно способствовать увеличению загрузки и прибыли. Мероприятия PR призваны, с одной стороны, повысить интерес клиента к предложению предприятия, а с другой - за счет обратной связи с клиентом привести предложение услуг в соответствие с имеющимся спросом.
Таким образом, зачастую смыслом и целью всех мероприятий по PR на практике остаются следующие: улучшение репутации и повышение популярности предприятия. Это служит в основном целям предприятия, то есть получению дополнительных клиентов из числа “прохожих”, и не всегда совпадает в широком смысле с задачами открытой рекламы.
На этом основании можно сделать вывод, что PR более тесно связана с выбором средств коммуникации, а не сих печатном содержанием. PR предполагает, что теперь на смену классическим методам рекламы будут применяться новые способы продвижения имиджа предприятия и публицистики.
Постоянно увеличивающаяся конкуренция в гостиничном бизнесе заставляет особо заботится о потребительских предпочтениях в области услуг. Специально нацеленная политика PR улучшает связи с клиентами и помогает предприятию профилировать свое предложение. Довольно актуален в настоящее время вопрос о том, является ли PR частью маркетинга или наоборот.
По мнению А.Л.Лесника и А.В. Чернышева, PR принадлежит к инструментам маркетинга и координируется с помощью методов корпоративной культуры, не выходя за рамки ведущей стратегии. Корпоративная культура согласуется по своим функциям со всеми коммуникативными средствами.
Работу гостиницы необходимо постоянно поддерживать независимо от величины гостиницы.
Основные задачи PR- работы лежат в следующих областях:
o формирование информационной составляющей
o работа с прессой
o PR- акции
o диалоги, оценки, планирование.