Разработка схемы привязки корреспондирующих грузопотоков
Корреспондирующими являются грузопотоки, трассы которых совпадают полностью или частично в пределах одного или нескольких водных бассейнов, но имеют противоположные (встречные) направления.
При формировании схемы привязки корреспондирующих грузопотоков необходимо придерживаться следующих принципов:
– сочетаемость грузопотоков прямого и обратного направления по физико-химическим свойствам;
– возможность освоения обоих грузопотоков одним типом судна (состава);
отсутствие на трассе грузопотоков встречных порожних пробегов;
– минимизация пробегов судов без загрузки;
– совпадение периодов отправления грузов в прямом и обратном направлении;
– равенство судопотоков прямого и обратного направления.
Таким образом, обоснования необходимо проводить в следующей последовательности:
– из заданных грузопотоков подбираются два встречных грузопотока, отвечающие вышеприведенным принципам;
– для освоения этих грузопотоков подбирается тип судов (составов) из выбранных ранее;
– определяются расчетные размеры судопотоков на корреспондирующих грузопотоках, отправлений:
, | (2.3) |
где – расчетный размер судопотока в прямом (обратном) направлении грузового кольца, отпр.;
– объем перевозок в прямом (обратном) направлении, тыс. т;
– эксплуатационная загрузка судна (состава) при перевозках грузов в прямом (обратном) направлении, тыс. т;
– из корреспондирующих грузопотоков формируется грузовое кольцо, предусматривающее равенство размеров судопотоков в прямом и обратном направлениях, причем
, | (2.4) |
где - принятый размер судопотока в прямом и обратном направлениях грузового кольца, отпр.
На этом этапе нормы загрузки судов (составов) могут быть скорректированы в сторону уменьшения с целью получения целых чисел размеров судопотоков.
Разные размеры грузопотоков в прямом и обратном направлениях, а также возможные различные нормы загрузки судов (составов) могут привести к неполному освоению какого-либо (прямого или обратного) грузопотока. В этом случае определяется размер остатка неосвоенного грузопотока:
, | (2.5) |
где - остаток неосвоенного грузопотока в прямом (обратном) направлении, тыс. т.
На базе остатков также формируются схемы корреспондирующих грузопотоков, формируются свои грузовые кольца; при этом для работы на этих кольцах могут закрепляться другие из ранее выбранных типов судов (составов). Следует отметить, что возможно формирование грузовых колец типа «вертушка», если это определяется корреспонденцией перевозок и физико-химическими свойствами грузов.
Принимается, что в прямом направлении осваивается грузопоток, имеющий наибольшую длину пробега; в случае «вертушек» прямым считается груженое направление.
В пояснительной записке расчеты для какой-либо пары корреспондирующих грузопотоков выполняются полностью. Результаты расчетов по другим грузопотокам сводятся в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Схема корреспондирующих грузопотоков
Номер грузового кольца | Прямое направление | Обратное направление | ||||||||||||
Пункты | Род груза | Объем перевозок, тыс. т | Тип судна | Загрузка, т | Размер судопотока, отпр. | Пункты | Род груза | Объем перевозок, тыс. т | Загрузка, т | Размер судопотока, отпр. | ||||
отправления | назначения | отправления | назначения | груженный | порожний | |||||||||
Итого | å | å |