Нормативные правовые акты и судебная практика
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
Федеральный закон от 6 октября 1996 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О системе и структуре
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 94 «О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства РФ и положении об Аппарате Правительства РФ».
Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 годы».
Положения о федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 409.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П
«По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П
«По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. «По делу о проверке закона Удмуртской Республики».
Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. «По делу о проверке Конституции и закона Республики Коми».
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан».
Основная литература
Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2012.*
Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова и М.С.Студеникиной. М., 2008.*
Дополнительная литература
Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004. *
Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. 2011. № 9.*
Артемьев А.М., Васильев Ф.П., Дугенец А.С. Административно-правовой статус Министерства внутренних дел России на современном этапе // Административное право и процесс. 2011. № 5.*
Бандорина Н.С. Особенности участия в судопроизводстве государственных органов (на примере Министерства образования Саратовской области) // Российский судья. 2008. № 12.*
Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Государственная администрация, ее органы и служащие. Екатеринбург, 1998.
Бельский К.С. О реформе губернаторской должности // Государство и право. 2001. №1. С. 5.*
Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.
Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10.*
Волкова Л.П. Административно-правовой аспект разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9.*
Гончаров В.В. Коллегиальность и единоначалие как принципы формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 3.**
Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.
Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: Монография / Под ред. Ю.Н. Старилова. М.: NOTA BENE, 2010.**
Дягтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе // Государство и право. 2005. № 2.*
Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. М., 2003.
Игнатюк Н.А., Тихомиров Ю.А. О статусе министерства // Журнал российского права. 1999. №2.
Игнатюк Н.А. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти в конституционном законодательстве // Журнал российского права. 1999. № 9.
Ильин А.Ю., Горелов А.А. Правовой статус Федеральной налоговой службы // Административное и муниципальное право. 2008. № 7.*
Институт губернатора в России: традиции и современные реальности / Под ред. Н.С. Слепцова. М., 1997.
Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998.
Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2004.
История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003.*
Кадцына С.Д. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере контроля за адвокатурой (на примере работы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области)
// Адвокатская практика. 2009. № 6.**
Калинина Л.А. Функции исполнительной власти: проблемы теории и практики // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. М.: Юристъ, 2004.
Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. №4.
Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.
Копылова О.Н. Место окружных управлений в системе федеральных органов исполнительной власти // Российский следователь. 2010. № 14.**
Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.
Лапина М.А. Административная реформа: анализ первых итогов и проблем, стоящих перед субъектами исполнительной власти // Право и политика. 2005. № 10. **
Минашкин А.В. Коллегиальность и единоначалие в деятельности высшего органа исполнительной власти России // Законодательство и экономика. 2002. № 4.
Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11.*
Ноздрачев А.Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления // Административное право: теория и практика. М., 2002.*
Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. 1996. №8.
Ноздрачев А.Ф. Правоограничения, связанные с пребыванием в Правительстве Российской Федерации // Право и экономика. 2000. №7,8.
О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. 1996. №8.
Окуньков Л.А. Правительство РФ и Президент РФ (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.
Полянский В.В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1.
Побежимова Н.И. Концептуальные положения административной реформы в России // Административное право и процесс. 2005. № 1.
Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. №2.
Романовский Г.Б. Система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: проблемы организации и функционирования // Центр публично-правовых исследований, 2008.**
Россинский Б.В. К вопросу о реформировании системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. № 1.*
Сандугей А.Н. О надзорных функциях Федеральной миграционной службы России // Административное право и процесс. 2007. № 3.*
Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
Тихомиров Ю.А., Чеснокова М.Д. Совершенствование организации управления и оказания публичных услуг // Журнал российского права. 2005. № 3.*
Салищева Н.Г. Административная реформа в действии // Административное право и процесс. 2004. № 1. С. 24.*
Салищева Н.Г., Абросимова Е.Б. Административная реформа и административный процесс в России: // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2005. № 3.
Соколова Ю.А. Правовое регулирование нормотворческой компетенции Министерства финансов РФ // Финансовое право. 2011. № 10.*
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
Устинович Е.С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 4.*
Хазанов С.Д. Общая характеристика исполнительной власти субъектов Российской Федерации: проблемы теории и законотворчества // Административное право и процесс. 2005. № 1.*
Шаров А. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.*
Шерстобоев О.Н. К вопросу о содержании административно-правового статуса органа исполнительной власти: некоторые методологические проблемы определения // Административное право и процесс. 2010. № 2.*
Семинар 3. Государственная служба (2 часа)
Вопросы для подготовки
1. Государственная служба: правовые основы, понятие, система.
2. Правовое регулирование государственной службы. Особенности правового регулирования государственной службы в субъектах Российской Федерации.
3. Должность государственной службы: понятие, классификация должностей.
4. Государственный служащий: понятие и виды.
5. Элементы статуса государственного служащего. Особенности правового положения государственных гражданских служащих, военнослужащих и служащих правоохранительной службы.
6. Права и обязанности государственных служащих, ограничения по государственной службе.
7. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.
8. Общеслужебные и специальные обязанности государственных гражданских служащих, военнослужащих и служащих правоохранительной службы.
9. Полномочия и права государственных служащих. Их роль в статусе гражданских служащих, военнослужащих и служащих правоохранительной службы.
10. Гарантии государственным служащим и членам их семей. Проблема привилегий государственных служащих.
11. Поощрения на государственной службе, их виды и значение.
12. Юридическая ответственность государственных служащих. Дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная ответственность государственных служащих.
13. Особенности юридической ответственности военнослужащих и служащих правоохранительной службы.
14. Прохождение государственной службы: поступление на службу, служебный контракт, аттестация, повышение квалификации, присвоение классных чинов и специальных званий, прекращение государственной службы.
15. Государственно-служебные споры и порядок их разрешения.
16. Особенности государственной службы в судебной системе.