Отраслевая политика государства в автомобильной промышленности.
Актуальность отраслевой политики: автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей, влияет на решение экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем, поэтому развитие предприятий автомобильной промышленности и регулирования внутреннего автомобильного рынка является приоритетным направлением экономической политики государства.
Основная цель государственной политики должна: укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке автомобильной техники, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей, что возможно достичь путем повышения конкурентоспособности и уровня обслуживания, совершенствования сети продаж автомобильной техники.
Задача 1: Повышение конкурентоспособности обеспечиваться путем внедрения новейших высокопроизводительных технологий и оборудования для производства автомобильной техники, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей.
Задача 2: Развитие полномасштабного производства автомобилей должен осуществляться поэтапно, начиная с крупноузлового составления. Привлечение ведущих мировых автомобилестроителей к созданию новых и модернизации действующих мощностей позволит организовать с минимальными инвестиционными затратами на производство конкурентоспособных автомобилей, автобусов, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей для внутреннего и внешнего рынка.
3 августа 2006 года была принята Концепция по развитию автомобильной промышленности та регулированию рынков автомобилей в Украине в период до 2015 года N 452-р
Цель и основные задачи Концепции.
Целью Концепции является обеспечение развития отечественной
автомобильной промышленности, продвижения отечественной продукции на
международный рынок, а также повышения эффективности производства
конкурентоспособной автомобильной техники путем модернизации
действующих и создания новых предприятий.
Основные задачи Концепции:
· обеспечение отечественного автомобильного рынка техникой соответствует международным требованиям по экологии и безопасности;
· создание условий для эффективного использования новых, а также развития и модернизации действующих мощностей по производству автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей;
· увеличение объема и расширение номенклатуры автомобильной техники, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей, производимых на отечественных предприятиях с использованием новейших технологий;
· обеспечения развития конкуренции в сфере производства, продаж и обслуживания автомобильной техники;
· уменьшение себестоимости автомобильной техники, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей, повышение производительности труда;
· интеграция отечественных предприятий по производству комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей в мировое автомобилестроение;
· образования с привлечением инвесторов, в том числе иностранных, новых предприятий по производству автомобильной техники, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей;
· увеличение объемов производства легковых автомобилей, обновление парка автобусов общего пользования за счет выпуска более комфортабельных автобусов, а также автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов.
· Особое внимание необходимо уделить развитию производства комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей обеспечивают высокий технический уровень и качество автомобильной техники.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции позволит:
1. создать с участием иностранных автомобилестроителей современное производство автомобильной техники, комплектующих изделий, узлов, агрегатов и запасных частей;
2. обеспечить производство высокотехнологичной продукции; повысить конкурентоспособность отечественных предприятий автомобильной и смежных отраслей промышленности, обеспечить их продвижение на мировой рынок;
3. расширить рынок экспорта продукции предприятий автопромышленности
4. улучшить экономическую и социальную инфраструктуру предприятий автомобильной промышленности;
5. довести в 2015 году годовые объемы производства легковых автомобилей до 500 тыс., грузовых автомобилей - до 45 тыс., автобусов - до 20 тыс. ед;
6. повысить уровень занятости населения, снизить уровень безработицы, дополнительно создав 15-20 тыс. рабочих мест;
7. увеличить объем поступления в бюджеты налогов, сборов;
8. удовлетворить спрос населения на современную автомобильную технику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автомобильная промышленность - одна из наиболее крупных отраслей народного хозяйства и поэтому давая общую характеристику уровня автомобильного производства, можно отметить, что по основным параметрам (степень автоматизации, коэфициенты использования мощностейи сменности работы оборудования и др.) оно занимает ведущее положение среди других отраслей машиностроения. Хотя, если сравнивать с зарубежным автомобилестроением, мы отстаем по таким показателям производства, как производительность труда и технологическая трудоемкость.
Кроме того, ряд заводов требует технологического перевооружения. Учитывая все это, стратегическая задача реконструкции технологического и производственнго потенциала промышленности и отраслевой науки нужно решать по следующим направлениям:
· производство новых конкурентоспособных моделей автомобилей;
· внедрение ресурсосберегающих, экологически чистых инновационных технологий, что позволит снизить материалоемкость готовой продукции на 12-18%, объема энергопотребления производства - на 20%;
· исключить применение в производстве токсичных материалов; перейти на безотходные технологии;
· усовершенствовать сервисную сеть;
· повышение уровня автоматизации технологических процессов и снижение трудоемкости изготовления промышленной продукции;
· разработка комплексных инжиниринговых технологических проектов;
· анализ технического уровня и прогнозирование развития технологии.
За счет успешного развития автомобилестроения Украина сможет реализовать конкурентоспособную продукцию, как на национальном, так и на мировом рынке, тем самым повысить уровень экономики до надлежащего.
Література:
1. Данилишин Б.М. Машинобудування в Україні: тенденції, проблеми, перспективи. – Ніжин: Аспект-Поліграф, 2007. – 308 с.
2. Зима А.О., Біркентале В.В. Промисловість України // Вісник Донецького національного університету, Серія В: Економіка і право. Випуск І – Донецьк, 2009. – 250 с.
3. Автомобілебудування України [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://ukrexport.gov.ua/ukr/prom/ukr/29.html.
4. Виробництво основних видів промислової продукції за 2003-2010рр. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
5. Концепція розвитку автомобільної промисловості та регулювання ринку автомобілів у період до 2015 року [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.gdo.kiev.ua/files/db.php?god=2006&st=2241.
6. Шеховцова І.А., Полонська Є.С. Інноваційний розвиток автомобільної промисловості України [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/PSPE/2009_4/Shehovcova_409.htm.