К вопросу о механизме обеспечения экономической безопасности компании

Куваева М.В., к.э.н., доцент

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы зависимости механизма экономической безопасности компании от этапов развития и качественных характеристик рынка, дается характеристика составляющих компонентов механизма обеспечения экономической безопасности компании. Автор акцентирует внимание на структурных различия механизмов обеспечения экономической безопасности в зависимости от стадии развития рынка.

Ключевые слова

Экономическая безопасность компании, механизм обеспечения экономической безопасности компании, рынок продавца, рынок покупателя.

В условиях резкого нарастания уровня динамичности и неопределенности рыночной экономики усиливается значение вопросов экономической безопасности компании.

В экономической литературе существует достаточно большое количество подходов и определений понятия «экономическая безопасность фирмы» [1]. Из всего многообразия определений более обоснованным представляется характеристика экономической безопасности как определенного положения фирмы, при котором опасности, риски деятельности фирмы находятся на минимальном уровне. При таком подходе обеспечение экономической безопасности связано с формированием механизма, поддерживающего и обеспечивающего эффективную деятельность компании.

Механизм обеспечения экономической безопасностинаправлен на выявление и ограничение опасностей, сопровождающих деятельность компании, и представляет собой структурированную и ранжированную систему определенных инструментов, нацеленных на выявление, оценку и минимизацию опасностей, сопровождающих деятельность компании. Структурные составляющие механизма обеспечения экономической безопасности зависят от этапа развития и основных параметров рынка.

С позиции соотношения спроса и предложения рынок подразделяется на рынок продавца и рынок покупателя. Специфической характеристикой рынка продавца является превышение спроса над предложением, в результате которого возникает товарный дефицит. При таких условиях доминантным, определяющим фактором процесса воспроизводства является производство. Потребление находится в прямой и непосредственной зависимости от производства, возможности потребления определяются результатами функционирования производства. Потребители соперничают, конкурируют между собой за возможность приобретения созданных в производстве товаров, не акцентируя внимания на их качественных параметрах.

Механизм обеспечения экономической безопасности на рынке продавца определяется основным стратегическим направлением деятельности компании, связанным с наращиванием объемов производства. Реализация данной стратегии сопряжена с необходимостью приобретения дополнительного оборудования, производственных площадей, сырья, материалов и рабочей силы и требует существенных денежных средств. Отсутствие необходимых денежных средств не позволяет компании занять соответствующее место на рынке и обеспечить реализацию основной цели – максимизация прибыли. В результате снижается конкурентоспособность фирмы, что представляет существенную опасность для деятельности последней. Основным, определяющим инструментом механизма обеспечения экономической безопасности в рассматриваемых условиях является концентрация капитала, поддержание деловых связей, отношений с финансовыми организациями, помогающими осуществлять финансирование деятельности компании.

Следующей опасностью, сопровождающей деятельность компании в условиях рынка продавца, является нерациональное использование имеющихся в распоряжении компании ресурсов и, прежде всего, денежных средств. Инструментом, направленным на ограничение данного вида опасности, является подбор сотрудников с высоким уровнем профессионализма, способных осуществлять поиск и выбор высокотехнологичного, производительного оборудования и соответствующего сырья, материалов, и обеспечивать бесперебойность осуществления процесса производства. Иначе говоря, внимание акцентируется на кадровой безопасности компании [6].

Наращивание производства в условиях рынка продавца сопровождается усилением конкуренции. Появление крупных компаний в результате концентрации производства и капитала становится основой для недобросовестной конкуренции, создающей опасность уничтожения ресурсов и результатов деятельности фирмы посредством поджогов, взрывов и других способов разрушения. В связи с этим возрастает значение инструментов, обеспечивающих физическую безопасность компании.

Трансформация качественных характеристик рыночных отношений приводит к переходу от рынка продавца к рынку покупателя, Специфической чертой рынка покупателя является превышение предложения над спросом, возникающее в результате насыщения рынка товарами. У потребителей появляется возможность приобретать товары в соответствии со своими потребностями. А производители все чаще сталкиваются с проблемой сбыта товаров, интенсивность которой повышается по мере развития рынков и роста насыщенности товарами.

В условиях рынка покупателя изменяется структура механизма обеспечения экономической безопасности компании. Существенную опасность для компании в условиях рынка покупателя представляет несоответствие результатов деятельности компании требованиям рынка, которое проявляется в том, что продукт компании не приобретается покупателем, производитель лишается возможности получения прибыли возмещения понесенных в процессе производства издержек. В результате снижается конкурентоспособность компании, сокращаются возможности сохранения определенного положения, запускается процесс вытеснения компании из среды, т.е. возрастает возможность банкротства компании.

Преодоление несоответствия результатов деятельности требованиям рынка связано с выявлением запросов внешней среды компании, включающей факторы макро- и микросреды. Большинство факторов макросреды носят ограничительный характер по отношению к фирме и являются нерегулируемыми. Одним из факторов, ограничивающих деятельность компании и приводящих ее в состояние неустойчивости, является цикличность экономики [2]. Для изучения особенностей макросреды компании и разработки системы адаптации к ее требованиям используются методики PEST и SWOT анализа [3].

Существенное влияние на деятельность компании оказывает микросреда, включающая потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников и контактные аудитории. По нашему мнению, особое внимание при формировании механизма обеспечения экономической безопасности необходимо обратить на потребителей. Именно потребители оценивают результаты деятельности фирмы посредством приобретения товара и позволяют получать прибыль и возмещать понесенные издержки. Соответственно, отказ потребителей от приобретения товара создает существенные проблемы для функционирования компании.

Особое место в механизме обеспечения экономической безопасности компании в условиях рынка покупателя занимает информационная безопасность, включающая обеспечение фирмы необходимой информацией и ограничение доступа к ней других компаний.

Информация как определяющий ресурс в условиях рынка покупателя необходима для понимания особенностей происходящих в среде процессов и своевременной корректировки деятельности компании. Недостаток в распоряжении фирмы информации, отражающей особенности конкретного рынка, потребности потребителей и направления их изменения повышает уровень неопределенности деятельности фирмы. Преодоление неопределенности связано с проведением исследований рынка, в процессе которых выявляются интересы потребителей, осуществляется анализ динамики потребностей. Результаты анализа динамики потребностей позволяет предусмотреть переоснащение производства и осуществить определенные корректировки товарного ассортимента.

При формировании механизма обеспечения экономической безопасности компании в условиях рынка покупателя необходимо учитывать асимметричность информации, связанную с возможностью доступа к важной информации одних компаний и ограничением других. При этом компания, обладающая информацией, получает возможность извлекать прибыль в течение определенного периода времени, пока доступ к ней не получат другие компании. Данное обстоятельство повышает уровень конкурентоспособности фирмы. Для продления периода конкурентоспособности компания заинтересована в ограничении доступа к информации других компаний, используя для этого механизм коммерческой тайны.

Наряду с информационной безопасностью традиционными составляющими компонентами механизма обеспечения экономической безопасности компании являются кадровая и физическая безопасность компании.

Таким образом, механизм обеспечения экономической безопасности компании зависит от этапа развития рынка. Основным составляющим компонентом механизма обеспечения экономической безопасности компании в условиях рынка продавца является обеспеченность денежными ресурсами. Структурными составляющими механизма обеспечения экономической безопасности компании в условиях рынка являются информационная, кадровая и физическая безопасность.

Список использованной литературы

1.Аборнева А.А. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности на микро- и макроуровнях / Под ред. Боковой Н.Ф. – Воронеж, Научная книга, 2015.

2.Карпова И.В., Яковлева М.А. Динамика общеэкономической конъюнктуры // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет // Труды Международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2015.

3. Лаврова Т.В. Современные тенденции управления рисками и усиление роли внутреннего аудита на примере ОАО «РЖД» // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет // Труды Международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2015.

4. Межох З.П., Долгачева И.Н. Проблемы обеспечения экономической безопасности транспортных компаний // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет // Труды Международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2015.

5. Романова А.Т., Выгнанова М.А. Экономическое обоснование временных интервалов в получении информации о процессах в бизнес-структурах // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет // Труды Международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2015.

6.Соломанидина Т.О. Кадровая безопасность компании / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова – М.: Альфа-Пресс, 2011.

УДК – 330.131.7

Наши рекомендации