Собственность в переходной экономике

Преобразование отношений собственности - процесс сложный, он протекает на макро- и микроуровне, в вертикальном разрезе и в горизонтальном, стихийно и в рамках экономической политики государства.

Преобразование отношений собственности по вертикали представляет, по сути, процесс разгосударствления,т.е. уменьшение роли государства в экономике на микро- и макроуровне. В рамках разгосударствления осуществляется передача прав собственности из центра на нижестоящие уровни управления - на уровень субъектов Федерации, муниципальный или на уровень отдельного предприятия. Вторым элементом разгосударствления является приватизация, на макроуровне предполагающая расширение частного сектора, увеличение его влияния на принятие государственных решений, увеличения его доли в ВНП. На микроуровне этот процесс выражается в передаче собственности государства в частные руки. Третья составляющая разгосударствления - легализация теневых отношений собственности, их юридическое закрепление. Этот процесс обычно сознательно не регулируется и имеет колебательный характер, - уменьшается или увеличивается в зависимости от поведения государства и его силы.

Горизонтальный разрезпреобразований отношений собственности включает в себя изменения непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов и выражается в появлении новых отношений собственности, в передаче прав собственности от неэффективных собственников к эффективным. Такие процессы протекают в экономике постоянно, могут иметь разные формы и направленность, и начинают доминировать в условиях стабильной экономики, после завершения периода активных реформаторских действий.

В качестве основных целей приватизационной государственной программы указывалось следующее:

- формирование слоя частных собственников;

- повышение эффективности работы предприятий;

- социальная защита и развитие социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации;

- содействие процессу финансовой стабилизации;

- обеспечение конкурентной среды и содействие демонополизации национального хозяйства;

- привлечение иностранных инвестиций;

- создание условий и организационных структур для расширения масштабов разгосударствления, разрушение социалистической системы хозяйствования.

Процесс приватизации в России прошел несколько этапов:

Первый этап приватизации - ваучерная (чековая) приватизация (1992-1994 гг.). Основная задача данного этапа состояла в обеспечении быстрого разгосударствления.

Ваучерный механизм, изначально признававшийся неэффективным, популистским, помимо всего прочего, дал импульс развитию в России англо-американской модели капитализма - с множеством мелких собственников и доминированием менеджеров, с финансовыми спекуляциями, пирамидами, захватами контрольных пакетов акций и т.д. Таким образом, ваучеризация закладывала основу для дальнейшего передела собственности, причем без решения вопроса о процедуре первоначального наделения собственностью, а значит и без создания механизма, который обеспечивал бы легитимность этого процесса.

На втором этапе приватизации - денежном (1995-1996 гг.) в качестве главных действующих лиц выступили финансовые институты, преимущественно коммерческие банки. Их активное участие в залоговых, денежных, специализированных аукционах, в инвестиционных и коммерческих конкурсах, в операциях с ценными бумагами придали преобразованиям собственности преимущественно спекулятивный характер. Экономика страны сконцентрировалась в финансовом секторе, поведение хозяйствующих субъектов определялось ренто-игровыми мотивами.

С 1997 года Россия переходит к третьему этапу приватизации - по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление государственной собственностью и отказом от рассмотрения приватизации как средства пополнения доходов госбюджета. Новая стратегия предусматривает обязательную реструктуризацию, финансовое оздоровление предприятия, переход к индивидуальному подходу с предпродажным циклом (раскрытие информации об объекте приватизации, отсроченная продажа акций, передача в доверительное управление и т.п.).

Специфика собственности в переходной экономике заключается в следующем:

1. Отсутствует легитимная процедура первоначального наделения собственностью: права владельца имущества не имеют социального подтверждения и могут быть подвергнуты переделу.

2. Права собственности слабо специфицированы (т.е. права и обязанности собственника четко не определены, нет ясности в том, кому и в какой степени разрешен доступ к объекту собственности) и плохо защищены.

3. Изменения в отношениях собственности опережают изменения в хозяйственной, правовой и институциональной сферах, что порождает разрыв в формах и содержании собственности (и частная собственность способствует не эффективному хозяйствованию, а разрушению производства), правовые "дыры" по вопросам ее функционирования, отсутствие механизмов контроля за нею.

В той или иной степени обозначенные свойства характерны для всех форм собственности, существующих в переходной экономике: частной, коллективной (кооперативной), государственной и общественной, акционерной.

Частная собственность в ее естественно-эволюционном состоянии носит форму индивидуальных или семейных мелких предприятий. Такая собственность в переходной экономике России появилась первоначально в виде индивидуальной трудовой деятельности. В дальнейшем по этому направлению частная собственность практически не развивалась - мелкая частная собственность, возникшая за счет сбережений и труда индивида, не имеет шансов перерасти в нечто более серьезное. Мелкий собственник в России зависим и незащищен, поскольку не включен в корпоративные структуры и не организован. Следствием этого становится исчезновение мощнейшего фактора экономического роста - продуктивной частной инициативы.

Помимо естественно-эволюционного пути возникновения, частная собственность в России формировалась за счет приватизации и легализации теневой частной собственности. Развитие этих подвидов частной собственности в России идет вполне успешно и имеет ярко выраженный номенклатурно-корпоративный характер.

Коллективная (кооперативная) собственность предполагает объединение группы физических лиц, сочетающих функции собственника и работника.

С точки зрения хозяйственной эффективности у этой формы собственности есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

- повышается мотивация к производительному труду; поскольку работник не отчужден от результатов труда (прибыли);

- у работников формируется модель поведения собственника, что значительно увеличивает эффективность использования ресурсов и порождает новаторский тип хозяйствования;

- растет социальная защищенность работника.

Недостатки:

- не способствует увеличению размеров производства, даже если рынок дает такую возможность, так как консервируется численность работников (для максимизации прибыли на одного занятого) и ограничиваются инвестиции (сторонние инвесторы не приходят, а внутренние инвестиции ограничиваются стремлением увеличить заработную плату);

- участие рабочих в управлении повышает издержки коллективного принятия решений, снижает производственную дисциплину, повышает риск принятия некомпетентных решений;

- воздержание от технологических инноваций из-за стремления сохранить занятость

В настоящее время данная форма собственности в экономике занимает незначительное место. Перспективы ее развития связываются с непроизводительным и инновационным секторами хозяйства.

Государственная собственность и собственность общественных организаций.

Государственные предприятия выполняют в экономике особые функции, связанные с производством общественных благ или социально-значимых товаров. В результате, они в принципе не могут сравниваться по рентабельности и коммерческой успешности с рыночными предприятиями. Эффективность государственных предприятий нужно оценивать по другим критериям, например, - степени реализации возложенных на них функций.

Преимущества государственных предприятий - в гарантиях занятости, заработной платы, соблюдения трудового законодательства, в возможности предоставления дополнительных благ и льгот своим работникам, в большей надежности и устойчивости по сравнению с частными предприятиями.

Недостатки государственных предприятий обусловлены их бюрократизацией и столкновением интересов государства как собственника и директорами, осуществляющими оперативное управление или хозяйственное ведение государственной собственностью. Кроме того, низкая доходность предприятий обусловливает низкие зарплаты и внутренние инвестиции.

Проблемы государственной собственности вполне можно минимизировать, четко определив права и обязанности государства и трудовых коллективов предприятий.

Общественная собственность (леса, поля, реки, недра) для своей реализации требует самоорганизации населения - создания гражданского общества, контролирующего представительские органы власти, которые реально распоряжаются этой собственностью. Поскольку в России не просматриваются даже зачатки гражданского общества, то возможность распоряжаться общественной собственностью у населения крайне низка. Тот факт, что мы можем достаточно свободно пользоваться этой собственностью, вызван масштабами страны и низкой плотностью населения.

Акционерная собственность - основа современной экономики. Структура и содержание этой формы собственности сложны и противоречивы.

В России она имеет преимущественно номенклатурно-корпоративный характер, т.е. функционирует по особым правилам игры, не имеющим отношения к экономической эффективности и разделяющим хозяйствующих субъектов на своих и чужих.

Номенклатурно-корпоративная акционерная собственность предполагает высокую значимость неформальных социально-экономических связей между различными корпоративными структурами и внутри них; снижение уровня конкурентности в экономике; более высокое отчуждение работников от собственности, чем при капитализме; отсутствие форм контроля и демократического участия в управлении предприятием; присутствие внеэкономического принуждения для работников (например, угроза увольнения).

Экономика с таким характером акционерной собственности приобретает полуфеодальные черты и не может обеспечить формирования эффективной конкурентной хозяйственной среды.

Особенности российского процесса приватизации:

1. Директивность в принятии решений о приватизации. Госкомимущество в приказном порядке определяло сроки и механизмы приватизации для предприятий.

2. Приоритетность только одной формы собственности - частной, нацеленность на быстрейшее разрушение системы государственной собственности.

3. Доминирование политических целей над экономическими, - критерии экономической эффективности в процессе приватизации не учитывались.

4. Крайне неравномерное распределение собственности в процессе приватизации, обусловившее отсутствие среднего класса.

5. Форсированное развитие фондового рынка и массовый выброс акций приватизируемых предприятий. В результате акции имели низкую котировку, не способствовали протеканию инвестиционного процесса, использовались для спекуляций и передела собственности.

Последствия приватизации для России:

- сокращение поля государственного контроля и регулирования национального хозяйства;

- замена монополизма советского образца монополизмом корпоративным;

- экономическая стагнация, разрыв хозяйственных связей;

- подрыв основных источников инвестиций (сбережений населения, банковского кредитования, внутренних накоплений предприятий);

- отсутствие эффективного собственника; предпринимательская активность направляется преимущественно в спекулятивную сферу;

- спекулятивный характер переделов собственности;

- массовое перепрофилирование предприятий, стагнация и разрушение некоторых отраслей;

- вытеснение конкурентных отношений в экономике распределительными;

- растущее отчуждение работников от собственности, снижение их социальной защищенности;

- снижение ВНП и уровня жизни населения;

- коррупция, развитие теневой экономики;

- негативное отношение к собственникам со стороны широких слоев населения.

Наши рекомендации