Собственность в переходной экономике
Преобразование отношений собственности - процесс сложный, он протекает на макро- и микроуровне, в вертикальном разрезе и в горизонтальном, стихийно и в рамках экономической политики государства.
Преобразование отношений собственности по вертикали представляет, по сути, процесс разгосударствления,т.е. уменьшение роли государства в экономике на микро- и макроуровне. В рамках разгосударствления осуществляется передача прав собственности из центра на нижестоящие уровни управления - на уровень субъектов Федерации, муниципальный или на уровень отдельного предприятия. Вторым элементом разгосударствления является приватизация, на макроуровне предполагающая расширение частного сектора, увеличение его влияния на принятие государственных решений, увеличения его доли в ВНП. На микроуровне этот процесс выражается в передаче собственности государства в частные руки. Третья составляющая разгосударствления - легализация теневых отношений собственности, их юридическое закрепление. Этот процесс обычно сознательно не регулируется и имеет колебательный характер, - уменьшается или увеличивается в зависимости от поведения государства и его силы.
Горизонтальный разрезпреобразований отношений собственности включает в себя изменения непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов и выражается в появлении новых отношений собственности, в передаче прав собственности от неэффективных собственников к эффективным. Такие процессы протекают в экономике постоянно, могут иметь разные формы и направленность, и начинают доминировать в условиях стабильной экономики, после завершения периода активных реформаторских действий.
В качестве основных целей приватизационной государственной программы указывалось следующее:
- формирование слоя частных собственников;
- повышение эффективности работы предприятий;
- социальная защита и развитие социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации;
- содействие процессу финансовой стабилизации;
- обеспечение конкурентной среды и содействие демонополизации национального хозяйства;
- привлечение иностранных инвестиций;
- создание условий и организационных структур для расширения масштабов разгосударствления, разрушение социалистической системы хозяйствования.
Процесс приватизации в России прошел несколько этапов:
Первый этап приватизации - ваучерная (чековая) приватизация (1992-1994 гг.). Основная задача данного этапа состояла в обеспечении быстрого разгосударствления.
Ваучерный механизм, изначально признававшийся неэффективным, популистским, помимо всего прочего, дал импульс развитию в России англо-американской модели капитализма - с множеством мелких собственников и доминированием менеджеров, с финансовыми спекуляциями, пирамидами, захватами контрольных пакетов акций и т.д. Таким образом, ваучеризация закладывала основу для дальнейшего передела собственности, причем без решения вопроса о процедуре первоначального наделения собственностью, а значит и без создания механизма, который обеспечивал бы легитимность этого процесса.
На втором этапе приватизации - денежном (1995-1996 гг.) в качестве главных действующих лиц выступили финансовые институты, преимущественно коммерческие банки. Их активное участие в залоговых, денежных, специализированных аукционах, в инвестиционных и коммерческих конкурсах, в операциях с ценными бумагами придали преобразованиям собственности преимущественно спекулятивный характер. Экономика страны сконцентрировалась в финансовом секторе, поведение хозяйствующих субъектов определялось ренто-игровыми мотивами.
С 1997 года Россия переходит к третьему этапу приватизации - по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление государственной собственностью и отказом от рассмотрения приватизации как средства пополнения доходов госбюджета. Новая стратегия предусматривает обязательную реструктуризацию, финансовое оздоровление предприятия, переход к индивидуальному подходу с предпродажным циклом (раскрытие информации об объекте приватизации, отсроченная продажа акций, передача в доверительное управление и т.п.).
Специфика собственности в переходной экономике заключается в следующем:
1. Отсутствует легитимная процедура первоначального наделения собственностью: права владельца имущества не имеют социального подтверждения и могут быть подвергнуты переделу.
2. Права собственности слабо специфицированы (т.е. права и обязанности собственника четко не определены, нет ясности в том, кому и в какой степени разрешен доступ к объекту собственности) и плохо защищены.
3. Изменения в отношениях собственности опережают изменения в хозяйственной, правовой и институциональной сферах, что порождает разрыв в формах и содержании собственности (и частная собственность способствует не эффективному хозяйствованию, а разрушению производства), правовые "дыры" по вопросам ее функционирования, отсутствие механизмов контроля за нею.
В той или иной степени обозначенные свойства характерны для всех форм собственности, существующих в переходной экономике: частной, коллективной (кооперативной), государственной и общественной, акционерной.
Частная собственность в ее естественно-эволюционном состоянии носит форму индивидуальных или семейных мелких предприятий. Такая собственность в переходной экономике России появилась первоначально в виде индивидуальной трудовой деятельности. В дальнейшем по этому направлению частная собственность практически не развивалась - мелкая частная собственность, возникшая за счет сбережений и труда индивида, не имеет шансов перерасти в нечто более серьезное. Мелкий собственник в России зависим и незащищен, поскольку не включен в корпоративные структуры и не организован. Следствием этого становится исчезновение мощнейшего фактора экономического роста - продуктивной частной инициативы.
Помимо естественно-эволюционного пути возникновения, частная собственность в России формировалась за счет приватизации и легализации теневой частной собственности. Развитие этих подвидов частной собственности в России идет вполне успешно и имеет ярко выраженный номенклатурно-корпоративный характер.
Коллективная (кооперативная) собственность предполагает объединение группы физических лиц, сочетающих функции собственника и работника.
С точки зрения хозяйственной эффективности у этой формы собственности есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- повышается мотивация к производительному труду; поскольку работник не отчужден от результатов труда (прибыли);
- у работников формируется модель поведения собственника, что значительно увеличивает эффективность использования ресурсов и порождает новаторский тип хозяйствования;
- растет социальная защищенность работника.
Недостатки:
- не способствует увеличению размеров производства, даже если рынок дает такую возможность, так как консервируется численность работников (для максимизации прибыли на одного занятого) и ограничиваются инвестиции (сторонние инвесторы не приходят, а внутренние инвестиции ограничиваются стремлением увеличить заработную плату);
- участие рабочих в управлении повышает издержки коллективного принятия решений, снижает производственную дисциплину, повышает риск принятия некомпетентных решений;
- воздержание от технологических инноваций из-за стремления сохранить занятость
В настоящее время данная форма собственности в экономике занимает незначительное место. Перспективы ее развития связываются с непроизводительным и инновационным секторами хозяйства.
Государственная собственность и собственность общественных организаций.
Государственные предприятия выполняют в экономике особые функции, связанные с производством общественных благ или социально-значимых товаров. В результате, они в принципе не могут сравниваться по рентабельности и коммерческой успешности с рыночными предприятиями. Эффективность государственных предприятий нужно оценивать по другим критериям, например, - степени реализации возложенных на них функций.
Преимущества государственных предприятий - в гарантиях занятости, заработной платы, соблюдения трудового законодательства, в возможности предоставления дополнительных благ и льгот своим работникам, в большей надежности и устойчивости по сравнению с частными предприятиями.
Недостатки государственных предприятий обусловлены их бюрократизацией и столкновением интересов государства как собственника и директорами, осуществляющими оперативное управление или хозяйственное ведение государственной собственностью. Кроме того, низкая доходность предприятий обусловливает низкие зарплаты и внутренние инвестиции.
Проблемы государственной собственности вполне можно минимизировать, четко определив права и обязанности государства и трудовых коллективов предприятий.
Общественная собственность (леса, поля, реки, недра) для своей реализации требует самоорганизации населения - создания гражданского общества, контролирующего представительские органы власти, которые реально распоряжаются этой собственностью. Поскольку в России не просматриваются даже зачатки гражданского общества, то возможность распоряжаться общественной собственностью у населения крайне низка. Тот факт, что мы можем достаточно свободно пользоваться этой собственностью, вызван масштабами страны и низкой плотностью населения.
Акционерная собственность - основа современной экономики. Структура и содержание этой формы собственности сложны и противоречивы.
В России она имеет преимущественно номенклатурно-корпоративный характер, т.е. функционирует по особым правилам игры, не имеющим отношения к экономической эффективности и разделяющим хозяйствующих субъектов на своих и чужих.
Номенклатурно-корпоративная акционерная собственность предполагает высокую значимость неформальных социально-экономических связей между различными корпоративными структурами и внутри них; снижение уровня конкурентности в экономике; более высокое отчуждение работников от собственности, чем при капитализме; отсутствие форм контроля и демократического участия в управлении предприятием; присутствие внеэкономического принуждения для работников (например, угроза увольнения).
Экономика с таким характером акционерной собственности приобретает полуфеодальные черты и не может обеспечить формирования эффективной конкурентной хозяйственной среды.
Особенности российского процесса приватизации:
1. Директивность в принятии решений о приватизации. Госкомимущество в приказном порядке определяло сроки и механизмы приватизации для предприятий.
2. Приоритетность только одной формы собственности - частной, нацеленность на быстрейшее разрушение системы государственной собственности.
3. Доминирование политических целей над экономическими, - критерии экономической эффективности в процессе приватизации не учитывались.
4. Крайне неравномерное распределение собственности в процессе приватизации, обусловившее отсутствие среднего класса.
5. Форсированное развитие фондового рынка и массовый выброс акций приватизируемых предприятий. В результате акции имели низкую котировку, не способствовали протеканию инвестиционного процесса, использовались для спекуляций и передела собственности.
Последствия приватизации для России:
- сокращение поля государственного контроля и регулирования национального хозяйства;
- замена монополизма советского образца монополизмом корпоративным;
- экономическая стагнация, разрыв хозяйственных связей;
- подрыв основных источников инвестиций (сбережений населения, банковского кредитования, внутренних накоплений предприятий);
- отсутствие эффективного собственника; предпринимательская активность направляется преимущественно в спекулятивную сферу;
- спекулятивный характер переделов собственности;
- массовое перепрофилирование предприятий, стагнация и разрушение некоторых отраслей;
- вытеснение конкурентных отношений в экономике распределительными;
- растущее отчуждение работников от собственности, снижение их социальной защищенности;
- снижение ВНП и уровня жизни населения;
- коррупция, развитие теневой экономики;
- негативное отношение к собственникам со стороны широких слоев населения.