А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика

Такая политика имеет целью преодоление циклического спада экономики, когда фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Она предполагает стимулирование совокупного спроса посредством увеличения государственных расходов на покупку товаров и услуг или возрастания государственных трансфертов или сокращения налогов или комбинации этих мер.

Предположим, государство решило увеличить свои расходы на товары и услуги. Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», мы видим, что эта мера ведет к росту совокупного спроса. При этом кривая AD смещается вправо из положения AD0 в положение AD1. Поскольку экономика функционирует с недогрузкой и цены в коротком периоде полагаются заданными ( А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru ), краткосрочная кривая совокупного предложения является горизонтальной (рис. 21-1):

Рис. 21-1. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика

А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru

В результате равновесный ВВП может вырасти с Y0 до А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru , т.е. достигнуть своего потенциального уровня. Следует при этом иметь в виду, что на рост совокупного спроса оказывает воздействие не только первоначальное увеличение государственных расходов, но и эффект мультипликатора автономных расходов (тема «Кейнсианская модель ”доходы – расходы”», п. 4).

В конечном счете, прирост совокупного спроса и ВВП (DY) составляет:

А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru , где

m – мультипликатор автономных расходов, DG – начальный прирост государственных расходов.

В свою очередь мультипликатор автономных расходов в самом простом случае исчисляется по формуле:

А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru ,

где CY – предельная склонность к потреблению.

С учетом мультипликатора каждый дополнительный рубль увеличения государственных расходов вызывает заметно больший прирост совокупного спроса и ВВП.

Итак, в коротком периоде рост государственных расходов способен улучшить состояние экономики. Нельзя, однако, забывать, что увеличение государственных расходов ведет бюджетному дефициту, что подрывает экономику в более отдаленной перспективе (см. п. 1 настоящей темы).

Еще большие опасения вызывает стимулирование экономики посредством государственных расходов в России в условиях высокой коррупции и неэффективного управления бюджетными деньгами. В результате бюджет несет повышенные обязательства, а на совокупном спросе это не сказывается или сказывается слабо.

Государство может стимулировать совокупный спрос не только увеличением своих расходов, но и сокращением налогов. В этом случае домашние хозяйства получают дополнительные средства, которые они могут использовать для увеличения своих расходов. Кривая совокупного спроса смещается в результате вправо, что вызывает рост ВВП (см. рис. 21-1).

При этом также действует эффект мультипликатора, поскольку мы опять же наблюдаем цепную реакцию повышения совокупного спроса: снижение налогов – рост расходов – рост доходов – рост расходов…

В общем случае рост совокупного спроса и ВВП (DY) можно рассчитать по формуле:

А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru ,

где DT – изменение налогов.

Знак «минус» в скобке говорит о том, что при снижении налогов, когда (DT) является отрицательной величиной, совокупный спрос возрастает, а при их увеличении он сокращается.

Дробь А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru представляет собой налоговый мультипликатор (mt). Это коэффициент, показывающий, на сколько рублей изменяется совокупный спрос и ВВП при изменении налогов на 1 руб.:

А. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - student2.ru

Как и мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор ведет к тому, что совокупный спрос и ВВП возрастают на большую величину в сравнении с первоначальным снижением налогов.

Наши рекомендации