Задания для самостоятельной работы. Самостоятельная работа к теме 10

Самостоятельная работа к теме 10. Система государственных антимонопольных органов

1. Выделите хронологические этапы становления антимонопольных органов в стране.

2. Выделите основные хронологические этапы правового оформления антимонопольной политики в стране, объясните необходимость принятия изменений.

Самостоятельная работа к теме 11. Методы пресечения антиконкурентного поведения. Ответственность за нарушение условий антимонопольного законодательства

1. Приведите примеры привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

2. Приведите примеры привлечения к уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Тесты

1. Антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъекта РФ;

2) органы местного самоуправления;

3) территориальные управления ФАС.

2. К функциям ФАС не относят:

1) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

2) выявление нарушений антимонопольного законодательства;

3) обеспечение потребителей общественными товарами и услугами.

3. К основанию для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не относят:

1) заявление физического лица;

2) заявление юридического лица;

3) информацию, поступившую от юридического лица.

4. Статья 178 УК предусматривает уголовную ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившимся в:

1) установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) необоснованном отказе или уклонении от заключения договора;

3) все перечисленное.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Российская газета. 2001. 31 декабря; Парламентская газета. 2002. 5 января; Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1996

4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СПС Консультант Плюс

5. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СПС Консультант Плюс

6. Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС Консультант Плюс

7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС Консультант Плюс.

8. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

9. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СПС Консультант Плюс

10. Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс.

11. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» // СПС Консультант Плюс.

12. Постановление Правительства РФ от 19.12. 2007 №896 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» // СПС Консультант Плюс.

14. Приказ ФАС от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

1. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2007.

2. Белокрылова О. С., Бережной И. В., Вольчик В. В. Эволюция институциональных ограничений конкуренции в переходной экономике. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

3. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К. Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2-томах. М.: Научный эксперт. 2008.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Государственное антимонопольное регулирование: предпосылки возникновения, модели и цели осуществления.

2. Нормативно-правовое обеспечение антимонопольного регулирования экономики в России.

3. Общие понятия государственной антимонопольной политики.

4. Конституционные принципы антимонопольного регулирования.

5. Место государства в обеспечении конкуренции.

6. Понятие: товар, взаимозаменяемые товары, товарный рынок.

7. Анализ и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: этапы и инструменты.

8. Результаты оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и их практическое использование.

9. Виды барьеров доступа на рынок и их оценка.

10. Особенности поведения хозяйствующих субъектов на рынках с различным уровнем развития конкуренции.

11. Понятие и признаки доминирующего положения.

12. Монополистическая деятельность хозяйствующего субъекта: типы, виды, признаки.

13. Естественная монополия: содержание и сферы деятельности.

14. Антимонопольное регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

15. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках.

16. Ограничение конкуренции органами власти и управления: формы и виды.

17. Административные барьеры в экономике: последствия, способы преодоления.

18. Антимонопольный контроль предоставления и использования государственных или муниципальных преференций.

19. Государственные и муниципальные нужды: понятие и способы удовлетворения.

20. Формы обеспечения равного доступа к участию в процедуре размещения заказа.

21. Антимонопольные требования к торгам и процедурам размещения государственного и муниципального заказа.

22. Условия применения конкурсных и внеконкурсных способов размещения государственного и муниципального заказа.

23. Государственный контроль за процедурой размещения заказа: уровни, полномочия, механизм осуществления.

24. Недобросовестная конкуренция: понятие, признаки, формы проявления.

25. Реклама: понятие, способы распространения и требования к ней.

26. Субъекты отношений производства, размещения и распространения рекламы и их ответственность.

27. Рынок финансовых услуг и его элементы.

28. Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.

29. Антимонопольный контроль на рынке финансовых услуг: система органов и правовых актов, особенности регулирования.

30. Методика оценки доминирующего положения на рынке финансовых услуг.

31. Действия и сделки, требующие согласования с антимонопольным органом.

32. Представление и рассмотрение ходатайств и уведомлений как средство антимонопольного контроля.

33. Принудительное разделение хозяйствующего субъекта и расторжение сделок как способы восстановления конкуренции.

34. Оценка социально-экономического эффекта сделок экономической концентрации.

35. Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, как инструмент антимонопольной политики государства.

36. Система государственных антимонопольных органов: задачи, функции, полномочия.

37. Процедура рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства: основания, порядок, принимаемые решения, порядок исполнения и обжалования.

38. Привлечение к ответственности за монополистическую деятельность и ограничение конкуренции: основания, субъекты ответственности, виды ответственности и санкции.

ГЛОССАРИЙ

Антиконкурентные действия – действия хозяйствующих субъектов или акты и действия органов власти, направленные на ограничение, устранение или ущемление конкуренции.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами конкуренции на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.

Аукцион - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Барьеры входа на рынок - факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Вертикальные ограничения – ситуация, при которой фирма, действующая на одной стадии технологической цепочки (продавец-производитель), налагает на поведение другой фирмы (покупателя) комплекс ограничений и лишает ее свободы выбора.

Вертикальные слияния – объединение, приобретение всех или части активов другой компании, находящейся в системе единой технологической цепочки.

Вертикальные соглашения – отношения между предприятиями, имущественно независимыми между собой, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара.

Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

Горизонтальные слияния – объединение, приобретение всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на одном и том же региональном рынке.

Горизонтальные соглашения – соглашения между конкурирующими субъектами, направленные на ограничение торговли.

Государственные нужды – это потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления их функций и полномочий, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.

Государственные и муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Группа лиц – группа юридических и (или) физических лиц, которые имеют возможность прямого или косвенного владения или распоряжения частью собственности в уставном капитале (акциями, паями, долями).

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц и победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (если цена не превышает 500 тысяч рублей).

Злоупотребление доминирующим положением - антиконкурентные методы ведения хозяйствования доминирующей фирмой с целью поддержания или укрепления положения на рынке.

Картель - монополистическое соглашение группы имущественно независимых предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод.

Качественные показатели структуры товарного рынка -представляют собой условия входа на рынок и открытость его для межрегиональной и международной торговли.

Количественные показатели структуры товарного рынка -число хо­зяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке, показатели рыночной концентрации.

Коллективное доминирование -тактика параллельного поведения, направленная на ограничение конкуренции, которую осуществляют несколько хозяйствующих субъектов, имущественно или организационно не связанные между собой, занимающие доминирующее положение.

Конгломератное слияние -объединение фирм, функционирующих на различных рынках, не приводящее к горизонтальным поглощениям или вертикальным взаимосвязям.

Конкурентная политика - комплекс последовательных мер и действий, осуществляемых органами государственной власти, направленных на развитие и поддержание конкуренции, защиту и пресечение от монополистических действий и недобросовестной конкуренции всех участников рынка. Конкурентная политика включает в себя два основных направления. Первое - развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках. Второе - пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции. Меры государственной конкурентной политики можно квалифицировать следующим образом: стимулирующие меры (меры по созданию конкурентной среды и развитию конкуренции) и меры по защите конкуренции (меры, направленные на пресечение действий против конкуренции).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта.

Контрреклама – это публичное опровержение недостоверной рекламы.

Кредитная организация- юридическое лицо, которое для извлечения прибыли на основании лицензии имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитный потребительский кооператив- добровольное объединение граждан для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

Ломбард- специализированная организация, основной вид деятельности которой - предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Многоотраслевой концерн - монополистическое объединение пред­приятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется не путем добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Монополистическая деятельность - противоречащие антимонополь­ному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монопольно высокая цена - цена товара, которая устанавливается за­нимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль, существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавли­ваемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения до­полнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Муниципальные нужды -потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Недобросовестная конкуренция -любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недостоверная реклама –это реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Предписание антимонопольного органа -решение антимонопольного органа в отношении хозяйствующих субъектов или органов власти, совершивших нарушение, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание подлежит исполнению в установленный срок.

Размещение заказа у единственного поставщика - это способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику.

Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% -информационная база данных о крупнейших субъектах определенного товарного рынка.

Реклама- информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Релевантный рынок -рынок в пределах соответствующих товарных и географических границ, где для конкретного субъекта рыночных отношений складываются отношения конкуренции и монополии.

Рыночная (экономическая) концентрация - сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик рынка (объем реализации, доля рынка) под контролем незначительного количества хозяйствующих субъектов.

Синдикат - форма объединений предприятий одной отрасли про­мышленности по контролю над сбытом продукции, закупкой сырья с целью получения монопольных прибылей. При этом у компаний сохраняется производственная и юридическая самостоятельность, но утрачивается коммерческая самостоятельность.

Слияние - объединение двух или более фирм в одну, приводящее к возникновению новой фирмы. Существуют три вида слияний: го­ризонтальное (слияние конкурирующих фирм), вертикальное (слияние фирм, производящих и продающих продукцию на разных этапах производства) и конгломератов - фирм, занятых в различных отраслях.

Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором присут­ствует большое количество покупателей и продавцов, при этом ни один из них, действуя в одиночку, не в состоянии повлиять на рыночные цены.

Согласованные действия -действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, намеренно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, в результате чего наступает (может наступить) ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Соглашение -сделка между хозяйствующими субъектами, достигнутая в любой форме и любыми способами, о координации тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, в результате которой наступает (может наступить) ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Структура соответствующего рынка -численность и распределение продавцов (покупателей), соотношение их долей на рынке.

Товар -продукт деятельности, включая работы и услуги, предназ­наченный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Трест -монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее производство, сбыт, финансы, управление.

Уведомление -комплект документов, направляемых хозяйствую­щим субъектом в антимонопольные органы, для осуществления уве­домительной процедуры сделок, предполагающих процессы концентрации.

Управляющая компания паевого инвестиционного фонда- обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией

Уровень концентрации -отражает число фирм и сравнительное не­равенство их размеров. Применяется при описании рыночной структуры в качестве одного из показателей, характеризующих рыночную власть. Основные индикаторы: коэффициент концентрации (СR) и индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННI).

Федеральная антимонопольная служба - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Франшиза -особая форма вертикальных отношений между двумя предприятиями, предполагающая при установлении договорных отношений предоставление франшизером, стороной, предоставляющей франшизу, на продажу соответствующего продукта (услуги) вместе с торговой маркой, сертификатом качества, методом ведения бизнеса за соответствующее вознаграждение (роялти).

Финансово-промышленная группа – это совокупность промышленных, финансово-кредитных, торговых предприятий в целях технологической или экономической интеграции инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Хищническое ценообразование - методика, применяемая доминирующим субъектом, связанная с установлением низких цен на продукцию, с продажей по ценам ниже себестоимости для выдавливания конкурентов с рынка.

Ходатайство - комплект документов, направляемых хозяйствующим субъектом в антимонопольные органы, для проведения предварительной процедуры согласования сделок, предполагающих процессы концентрации.

Хозяйствующие субъекты -российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы и ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Холдинговая компания – акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций других юридически самостоятельных компаний, образуется для завоевания новых секторов рынка и снижения издержек.

Учебное издание

Наши рекомендации