Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1

Задача 7.1.1. В прошедшем году в стране N были достигнуты показатели (выраженные в условных единицах) развития экономики, представленные в таблице.

Определите:

а) валовые инвестиции;

б) национальный доход;

в) ВВП, рассчитанный двумя способами: по методу доходов и расходов;

г) личный доход;

д) лично располагаемый доход;

е) сбережения домашних хозяйств.

Показатели Сумма Показатели Сумма
Потребительские расходы, С Рентные платежи, R
Импорт, И Государственные закупки, G
Отчисления на возмещение потребленного капитала, A Страховые взносы в социальные фонды, CВ
Прибыль корпораций, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Чистые инвестиции, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru
Пенсии, П Чистый экспорт, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru
Подоходный налог с граждан, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Зарплата и вознаграждения, Z
Нераспределенная прибыль корпораций, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Земельный налог с граждан, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru
Дивиденды, Д Проценты за кредит, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru
Пособия на детей, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Косвенные налоги на бизнес, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Решение:

1) рассчитаем валовые инвестиции:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

2) определим национальный доход:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

3) определим ВВП по методу доходов:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

4) рассчитаем ВВП по методу расходов:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

5) рассчитаем личный доход:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

6) определим лично располагаемый доход:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

7) рассчитаем сбережения домашних хозяйств:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Задача 7.1.2.В потребительской корзине находятся два товара: молоко и сметана. На основе данных таблицы рассчитайте индекс потребительских цен в текущем году. На сколько процентов выросли цены за год?

Товары Базовый год Цены товаров в текущем году Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru , руб.
Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru , литр Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru , руб.
Молоко
Сметана

Решение:

1) рассчитаем индекс потребительских цен:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Вывод: цены на потребительские товары за текущий год выросли на 25 %.

Задача 7.1.3.На основе условных данных таблицы рассчитайте реальный ВНП, принимая 2000 г. за базовый. Определите, в каких годах осуществлялись процессы инфлирования и дефлирования.

  Годы
Номинальный ВНП, млрд руб. 1819,2
Дефлятор 96,0 100,0 120,0

Решение:

1) рассчитаем реальный валовой национальный продукт за 1999—2001 гг.:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Вывод: в 1999 г. величина реального ВНП оказалась выше номинального, следовательно, в данном году осуществлялся процесс инфлирования ВНП. В 2001 г. величина реального ВНП оказалась ниже номинального, следовательно, осуществлялся процесс дефлирования ВНП.

Задача 7.1.4.В экономике страны существуют четыре предприятия: фермерское хозяйство, производящее пшеницу; мельница, перерабатывающая пшеницу в муку; хлебопекарня, выпекающая хлеб; магазин, реализующий хлеб. Результаты их работы представлены в таблице.

Необходимо:

а) рассчитать валовой национальный продукт по методу добавленной стоимости;

б) определить валовой общественный продукт;

в) рассчитать величину повторного счета.

Фирмы Стоимость потребленных предметов труда, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Заработная плата с отчислениями на социальное страхование, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Прибыль, включающая: налог на прибыль, нераспределенную прибыль и дивиденды, Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Амор- тизация, А Выручка, TR
Фермерское хозяйство
Мельница
Пекарня
Магазин

Решение:

1) рассчитаем по методу добавленной стоимости ВНП, произведенный на всех предприятиях:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

2) рассчитаем величину валового общественного продукта:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

3) рассчитаем стоимость промежуточной (величину повторного счета) продукции:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Задача 7.1.5. Экономика страны описана следующими данными:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Определите:

а) величину автономных расходов;

б) равновесный уровень дохода (ВВП);

в) изменение автономных инвестиций, способных довести фактический равновесный уровень дохода до потенциального дохода (3800);

Решение:

1) рассчитаем объем автономных расходов Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru :

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ден. ед.

2) определим равновесный уровень дохода:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ден. ед.

3) определим разность между потенциальным и фактическим доходами:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 800 ден. ед.

4) рассчитаем величину мультипликатора:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

5) определим величину инвестиций, необходимую для увеличения совокупного спроса, способного довести фактический объем доходов до потенциального значения:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ден. ед.

Задача 7.1.6.Доходы домашних хозяйств выросли с 1200 до 1400 ден. ед., а потребительские расходы с 900 до 1060 ден. ед.

Определите:

а) предельную склонность к потреблению и к сбережению;

б) величину сбережений при каждом уровне дохода;

в) среднюю склонность к сбережению при каждом уровне дохода;

г) величину мультипликатора.

Решение

1) рассчитаем предельную склонность к потреблению:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

2) рассчитаем предельную склонность к сбережению:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

3) определим сбережения при каждом уровне дохода:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

4) рассчитаем среднюю склонность к сбережению при каждом уровне дохода:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

5) определим величину мультипликатора:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Задача 7.1.7.Доходы домашних хозяйств равны 1000 ден. ед. Автономное потребление домашних хозяйств — 50 ден. ед. Величина мультипликатора — 4.

Необходимо:

а) определить предельную склонность к сбережению;

б) определить предельную склонность к потреблению;

в) записать функцию потребления;

г) записать функцию сбережения;

д) рассчитать величину сбережений домашних хозяйств.

Решение:

1) рассчитаем предельную склонность к сбережению:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

2) рассчитаем предельную склонность к потреблению:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

3) запишем функцию потребления:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

4) запишем функцию сбережения:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

5) рассчитаем величину сбережений домашних хозяйств:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ден. ед.

Задача 7.1.8. Первоначально экономика страны находится в состоянии долгосрочного равновесия. Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru вертикальна на уровне Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru 4500 млрд руб. Кривая совокупного спроса Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru задана уравнением: Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru , где Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru — денежная масса, равная 1000 ден. ед., а Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru — уровень цен.

Краткосрочная кривая предложения Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru в первоначальном состоянии горизонтальна и находится на уровне цены, равном 1,0.

В результате резкого повышения цен на сырьевые ресурсы краткосрочная кривая совокупного предложения переместилась вверх до уровня цены, равного 1,2, и приняла положение Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru .

Определите:

а) равновесное значение ВНП в краткосрочном периоде при повышении уровня цен до 1,2;

б) дополнительное количество денег Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru , которое должен выпустить Центральный банк, чтобы в краткосрочном периоде равновесие установилось на прежнем уровне ВНП (4500 ден. ед.).

Решение:

1) определим объем выпуска при пересечении кривой совокупного спроса Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru и кривой краткосрочного предложения Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru :

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ден. ед.;

2) определим дополнительное количество денег, которое должен выпустить в обращение Центральный банк, чтобы краткосрочное равновесие в экономике установилось на уровне Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru 4500:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

450×1,2 = 4,5 Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 1200 ден. ед.

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ден. ед.

Вывод: В результате стабилизационной политики Центрального банка равновесие в краткосрочном периоде установилось при увеличении предложения денег на 200 ден. ед.

Задача 7.1.9.Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок, обращается 5 раз в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный ВНП составляет 1200 млрд руб. Объем спроса на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос) равен 160 млрд руб.

Определите:

а) величину спроса на деньги для сделок;

б) рассчитайте общий спрос на деньги.

Решение:

1) определим объем спроса на деньги для сделок, используя уравнение И.Фишера:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru млрд руб.;

2) определим общий объем спроса на деньги:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru млрд руб.

Задача 7.1.10. Определите величину отставания фактического ВНП от потенциального, используя закон Оукена, если известно: фактический ВНП в текущем году — 2350 млрд долл; превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем — 2,4 %; коэффициент (Оукена) чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы — 2,5. Рассчитайте потери ВНП, вызванные циклической безработицей. Сделайте необходимые выводы.

Решение:

1) рассчитаем величину относительного отклонения фактического ВНП Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru от потенциального ВНП Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru , используя закон Оукена:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ,

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

2) определим величину потенциального ВНП:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 2500 млрд руб.;

3) рассчитаем потери ВНП, вызванные циклической безработицей: 2350 – 2500 = – 150 млрд руб.

Выводы: Превышение фактической нормы безработицы над естественной нормой безработицы свидетельствует о том, что в стране идет спад производства. Падение производства привело к отставанию фактического ВНП от потенциального ВНП на 150 млрд руб.

Задача 7.1.11. Экономика страны на 1 января текущего года описана следующими данными:

· общая численность населения 60 млн чел.;

· численность занятых составляет 28 млн чел.;

· численность трудоспособного населения равна 35 млн чел.;

· численность безработных, относящихся к фрикционной безработице, равна 1,2 млн чел.;

· численность безработных, относящихся к структурной безработице, — 1,8 млн чел.;

· численность безработных, относящихся к циклической безработице, — 0,6 млн чел.;

· численность безработных, зарегистрировавшихся на бирже труда, — 2,6 млн чел.;

· численность безработных, прекративших поиски работы в конце года, — 0,3 млн чел.;

· численность детей до 16 лет — 15 млн чел.;

· численность людей, находящихся в длительной изоляции, — 0,2 млн чел.

Определите:

а) численность безработных, относящихся к естественной безработице;

б) общую численность безработных на начало и конец текущего года;

в) численность совокупной рабочей силы на начало и конец текущего года;

г) численность людей, вышедших из состава рабочей силы, на начало и конец текущего года;

д) норму занятости в стране;

е) нормы безработицы в стране на начало и конец текущего года, рассчитанные разными способами.

Решение:

Рассчитаем необходимые показатели:

1) численность безработных, относящихся к естественной безработице: Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru : Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru млн чел.;

2) численность безработных на начало текущего года:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 1,2 + 1,8 + 0,6 = 3,6 млн чел.;

3) численность безработных на конец текущего года:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 1,2 + 1,8 + (0,6 – 0,3) = 3,3 млн чел.

4) численность совокупной рабочей силы на начало текущего года: Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 3,6 + 28 = 31,6 млн чел.;

5) численность совокупной рабочей силы на конец текущего года: Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 3,3 + 28 = 31,3 млн чел.;

6) численность институционального населения:

Чинст = 15 + 0,2 = 15,2 млн чел.;

7) численность людей, вышедших из состава рабочей силы, на начало текущего года: Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 60 – 15,2 – 31,6 = 13,2 млн чел.;

8) численность людей, вышедших из состава рабочей силы, на конец текущего года: Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 60 – 15,2 – 31,3 = 13,5 млн чел.;

9) норму занятости в стране на начало и конец текущего года:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

10) нормы безработицы в стране на начало и конец текущего года, исходя из общей численности безработных:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru .

11) нормы безработицы в стране на начало и конец текущего года, исходя из численности безработных, зарегистрировавшихся на бирже труда:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru .

Задача 7.1.12. В течение трех лет ежегодный темп инфляции составлял 10 %. Определите покупательную способность 50 тыс. руб. через три года.

Решение

1) рассчитаем покупательную способность 50 тыс. руб., используя формулу приведения будущих денег к настоящим:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru руб.

Задача 7.1.13. Номинальные доходы предпринимателя за первые три месяца текущего года составили: 10600 руб. в январе и 12000 руб. в феврале. Цены за соответствующий период росли: в январе — на 2 %, в феврале по сравнению с январем — на 1,5 %.

Определите:

а) абсолютный и относительный рост номинальных доходов за два месяца;

б) реальные доходы по месяцам;

в) абсолютный и относительный рост (снижение) реальных доходов за два месяца.

Решение:

1) рассчитаем абсолютное увеличение номинальных доходов за два месяца:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru = 12000 – 10600 = 1400 руб.;

2) рассчитаем относительное увеличение номинальных доходов за два месяца:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

3) рассчитаем реальные доходы по месяцам:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

4) определим абсолютное изменение реального дохода за два месяца:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

5) определим относительное изменение реального дохода за два месяца:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

Вывод: Реальные доходы предпринимателя за два месяца увеличились, но в меньшей степени, чем возросли номинальные доходы.

Задача 7.1.14. Предприниматель Иванов А.И. решил продать гараж за 46 тыс. руб. 31 декабря 2004 года, приобретенный 1 января 2002 года по цене 15 тыс. руб. Цены по годам росли следующим образом: в 2002 г. — на 20 % по сравнению с предыдущим годом; в 2002 г. — на 8 %; в 2003 г. — на 14 %.

Определите:

а) рост уровня цен в процентах за три года;

б) выигрыш предпринимателя от продажи гаража.

Решение:

1) рассчитаем коэффициент роста цен Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru за трехлетний период:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

2) рассчитаем темп роста цен Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru за трехлетний период:

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru

3) приведем покупную цену гаража в 2002 г. к цене 2004 г.

Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru ;

4) рассчитаем относительную выгоду предпринимателя от продажи гаража

Выигрыш = Примеры типовых задач для выполнения индивидуального задания № 1 - student2.ru .

Вывод: Предприниматель получил большой выигрыш (почти в два раза) от продажи гаража в наилучший момент времени, при условии, что гараж ему не нужен.

Наши рекомендации