Донаучный этап развития экономических учений 1 страница
Тема 1. Экономические учения Древнего Востока, античного мира и средневековья
Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая жизнь древневосточных государств была основана на натуральном типе хозяйства и регулировалась "сверху" – традициями, обычаями, унаследованными от первобытных времен. Экономические знания носили априорный характер. Успешное ведение хозяйства осуществлялось путем простого копирования удачного опыта прошлых лет.
Выразители экономической мысли древнего мира были отдельными правителями государств и мыслителями-философами.
Памятником экономической мысли древнего Востока является "Поучение гераклеопольского царя своему сыну" (XXII в. до н.э., Древний Египет), оно представляет собой свод законов государственного управления. В этом документе рассмотрены проблемы:
материального и морального поощрения чиновников;
эффективности функционирования аппарата управления;
подбора людей в аппарат управления, исходя из знаний и умений человека, что отрицает завершенность классообразования в Древнем Египте.
В отличие от Древнего Египта для цивилизаций Месопотамии характерно развитие частной собственности, товарно-денежных отношений, долгового рабства, ростовщичества (носило, как правило, натуральную форму). Памятником культуры данного региона служит "Кодекс" вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н.э.).
В "Кодексе" (1760 г. до н.э.) уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, а также рассматривались следующие экономические проблемы:
опыта в управлении государством;
регламентации торговых сделок;
защиты частной собственности;
защиты прав заемщика от ростовщика;
вознаграждения наемным работникам за труд в сельском хозяйстве.
В Ассирии (14–12 вв. до н.э.) ставились проблемы, связанные:
с законами о защите рабовладельческого строя;
защитой имуществ собственности государства;
защитой частной собственности;
защитой общинной собственности.
Из вышесказанного следует, что в Ассирии существовали различные формы собственности.
В Китае основными течениями были конфуцианство, легизм, даосизм.
Конфуций (Кун-Цзы) (551–479 до н.э.), идеолог богатых, в сборнике "Лунь юй" (Беседы и суждения), давая советы родовой знати об увеличении богатства, делил общество на сословия:
высшее;
низшее по происхождению.
Он также выступал в защиту частной собственности.
В целях стабилизации социально-экономического строя Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека.
Государство представлялось как одна семья, правительство – как "отец народа". Он пытался сгладить классовые конфликты.
Мэн-цзы (372–289 до н.э.) разделял теорию Конфуция.
На основе конфуцианства и своих мыслей он создал книгу ”Гуань-цзы” об управлении человеком, о налоговой системе, частной собственности, разделении труда на физический и умственный. Мэн-цзы связывал социальное неравенство с "небесной волей", выступал с защитой общины.
Мо-цзы (I в. до н.э.) выступал с критикой конфуцианства. Он проповедовал природное равенство людей и следующие постулаты:
защиту общинной собственности;
агитацию против войн;
создание товара для народа по низким ценам;
всеобщее участие людей в физическом труде;
развитие свободной инициативы мелких производителей;
создание резервных (страховых) фондов;
регламентацию цен на хлеб.
Крупнейшим памятником культуры индийского народа, является созданная "Артхашастра" в IV–III вв. до н.э. Слово "артха" означает польза, материальная выгода, а "шастра" – наука, научное произведение. Она написана Каутилье, советником царя Чандрагупты (IV в. до н.э.) "Артхашастра" состоит из трех книг, каждая из которых содержит следующие части:
1) по технике;
2) политике (праву);
3) экономике.
В экономику вошли следующие проблемы:
необходимость ведения точного счетоводства;
составление государственного бюджета, его доходной и расходной частей;
права собственности;
законы ведения сельского производства, предусматривающие уголовную ответственность за порчу оросительных сетей;
регулирование торговли;
механизм ценообразования;
установление товарных запасов.
"Артхашастра" создавалась как наставление царя, но по своему содержанию вышла за пределы советов. Она характеризовала социально-экономическое и политическое устройство страны, повествовала о неравенстве в социальном плане, оправдывала рабовладение.
Экономическая мысль античного мира
Экономическая мысль античного мира представлена воззрениями философов Древней Греции и Древнего Рима. Наибольший вклад в развитие экономической мысли внесли греки. Их воззрения образуют теоретические исходные пункты современной науки. Объектом исследований древних греков были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент, капитал. Экономические проблемы периода генезиса, расцвета и кризиса рабовладельческого хозяйства нашли отражение в экономических взглядах мыслителей Древней Греции: Ксенофонта (ок. 430–435 до н.э.), Платона (428 или 427–348 или 347 до н.э.), Аристотеля (348–322 до н.э.).
Ксенофонт – ученик Сократа, представитель богатой афинской аристократии – отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле, так как оно делает человека здоровым, сытым, справедливым. По словам Ксенофонта, "земледелие – мать, кормилица всех искусств". Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам он относился отрицательно, считал их занятием, пригодным для рабов. К "недостойным" видам деятельности относилась и торговля, но в интересах рабовладельческого хозяйства допускались товарно-денежные отношения.
В своем трактате "Домострой" он давал советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности: руководства хозяйством, эксплуатации рабов, разделения труда в рабовладельческом хозяйстве, так как оно несет увеличение производства потребительных стоимостей. Он близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда.
В произведении "Киропедия" Ксенофонт сформулировал положение о том, что "тот кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом". Вместе с тем он показал степень заинтересованности разделения труда от размеров рынка. Он впервые поставил вопрос о потребительной и меновой стоимости товара. Ценность вещи определялась им в зависимости от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.
Представляют интерес высказывания Ксенофонта о деньгах.
Он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Он понимал, что деньги – специфический товар. Из всех функций денег он признавал две: деньги как средство обращения и как сокровище. Но вместе с тем он осуждал ростовщичество и использование денег в качестве ссудного капитала.
В произведении "О доходах" Ксенофонт делает попытку найти выход из экономических трудностей Афин.
Натуральное хозяйство было характерно и для экономических взглядов идеолога афинской аристократии Платона. В его сочинениях "Государство" и "Законы" затронуты проблемы социально-экономического устройства государства. Возникновение государства связано с интересами людей и обменом. "Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд … Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу". Деньги в натуральном хозяйстве должны иметь ограниченное хождение, поэтому граждане должны наделяться земельными наделами.
Платон в книге "Государство" изображает идеальное общество, а в "Законах" – реальное. В идеальном государстве существует три сословия:
философы или управляющие обществом должны быть наделены имущественной собственностью;
воины (стражи) не должны иметь имущественной собственности, золота и серебра;
земледельцы, ремесленники и торговцы (как правило, иногородцы, иностранцы) могут иметь собственность.
Представители третьего сословия должны были обеспечивать всем необходимым философов и стражей.
В его произведениях развита идея справедливости; каждый занимается тем, к чему больше приспособлен.
Платон дает характеристику идеального государства:
уничтожение частной собственности;
общность жен и детей (как в Спарте);
общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
В "Законах" он показывает необходимость ведения натурального хозяйства. Рабство, согласно Платону, есть естественная и вечная форма эксплуатации.
Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
Одним из первых он высказался об уровне цен, что государство должно регулировать цены своей властью, и в основе должна быть умеренная прибыль.
Наибольший вклад в развитие экономической мысли внес Аристотель, ученик Платона. Он был воспитателем Александра Македонского – наследника престола в Македонии.
Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются "Никомахова этика" и "Политика". Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. Он считал, что рабовладение – естественное явление и всегда должно быть основой производства.
Всех граждан Греции Аристотель делил на пять групп (классов):
землевладельческий класс;
класс ремесленников;
торговый класс;
наемные рабочие;
военные.
Презирая физический труд, он пренебрежительно относился к ремеслу. Он писал, что ремесленники, занимающиеся низким трудом, находятся в состоянии некоего ограниченного рабства.
Аристотель, рассуждая о богатстве, выделяет экономику и хрематистику. Экономика имеет целью создавать потребительные стоимости, необходимые для жизни, домашнего хозяйства и государства, а хрематистика – это искусство наживать состояние путем торговли. Экономика заслуживает похвалы, а хрематистика вызывает порицание. Аристотель показал, что в процессе обмена товары выступают в относительной и эквивалентной форме.
Заслугой Аристотеля является анализ развития форм торговли.
В натуральной форме – обмен по формуле Т1 – Т2, а при переходе к товарному производству: Т – Д – Т. В процессе обращения деньги накапливаются и превращаются в капитал. И в этом качестве имеют формулу Д – Т – Д. Деньги, по мнению Аристотеля, являются средством обмена, и потому он считал ростовщичество "по преимуществу противным природе".
Аристотель, исследуя социальные основы общества, заложил фундамент Социологии: Он показал, что общество в целом состоит из рабов и рабовладельцев. Аристотель развивал идею Платона о делении труда на физический и умственный, исходя из содержания труда.
Экономическая мысль Древнего Рима
В Древнем Риме, начиная со II в. до н.э., основу экономики которого составляли крупные земельные владения – латифундии, сельское хозяйство велось за счет эксплуатации рабов, экономические представления римских мыслителей отражали интересы крупных рабовладельцев-латифундистов. В Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели в конечном счете к возникновению колоната (колон – вольноотпущенный раб).
Важнейшей проблемой древнеримской экономической мысли были проблемы оправдания рабства, организации и методов ведения рабовладельческих хозяйств. По этим вопросам выступили Катон Старший (234–149 до н.э.), Варрон (116–27 до н.э.), Колумелла
(I в. н.э.).
Катон Старший (Катон Марк Порций), автор трактата “О земледелии”, был военачальник, квестор, консул в Испании, досконально знал сельское хозяйство и считал, что натуральное хозяйство обеспечивает потребности латифундистов. Однако им не исключалась торговля, призванная реализовывать продукцию и приобретать то, что не могло производиться собственными силами. В своем сочинении он давал советы по содержанию рабов, использованию их труда методом эксплуатации. Он считал, что рабов целесообразно приобретать в малолетнем возрасте, воспитывать их в повиновении, в духе, угодном хозяину. Катон в своей работе пишет, что “доход от земледелия самый чистый, самый верный и не вызывает зависти”, продавать излишки хозяйства следует в периоды высоких цен. Он обращал внимание на обязанности вилика (управителя) по организации труда рабов, по уходу за посевами и скотом, постройками и сельскохозяйственными орудиями. Катон допускал использование нерабского труда (труд издольщиков на виноградниках). Он считал, что рабы “у вилика должны быть всегда в работе”, и при этом следует использовать моральные и материальные стимулы.
Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства отражены в трактате Варрона “О сельском хозяйстве”.
В отличие от Катона Варрон рекомендовал сочетать землевладение с животноводством, поскольку доходность от животноводства была высокой. Он был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, выступал за усиление эксплуатации рабов которых отождествлял с говорящими орудиями. Во избежание выступления рабов, давал советы рабовладельцам покупать рабов разных национальностей и сеять между ними вражду. В его работе показаны пути укрепления экономики хозяйства, выраженные в применении агрономической науки, росте интенсивности и эффективности производства, использовании кооперации труда, материальной заинтересованности.
Кризис рабовладения отразил в своем сочинении “О сельском хозяйстве”, состоящем из 12 книг, Колумелла. Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают управляющих и т.п.
Колумелла отмечал упадок в сельском хозяйстве. По словам Колумеллы, “латифундисты погубили Италию”. В поисках выхода из кризиса он отдает предпочтение труду передать землю для обработки свободным колонам. Владельцы хозяйств должны чаще бывать в своих имениях не устраняться от управления ими.
Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части итальянского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких землевладельцев выступили братья Гракхи – Тиберий (163–132 до н.э.) и Гай (153–121 до н.э.). Они разработали проект аграрной реформы, требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян. Они считали, что одна семья не должна занимать больше 1000 акров (250 га) земли. Все излишки земли возвращались государству и перераспределялись по 30 акров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Был принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай, осуществив значительную часть аграрного проекта.
Тема 2. Экономические учения эпохи средневековья и генезиса капитализма
Эпоха Средневековья охватывает значительный период: в Западной Европе период от падения Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций (XVI–XVIII вв.), в России с IX в. до реформы 1861 г., а в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения формировались в III–VIII в. и сохранились до XX в.
Экономическая мысль средневекового Китая была продолжением идей и традиций древности. Наиболее характерной для этого периода была работа Ли Гоу “План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа” (XI в. н.э.) – классический образец учения об управлении государством на основе конфуцианских канонов. Ли Гоу рассматривал финансы государства в качестве основного элемента в обогащении государства, как средство в достижении идеального порядка (“внести мизерные подсчеты, взимать налоги с народа, чтобы в верхах был бы достаток”).
Основным источником обогащения, по мнению Ли Гоу, являлось земледелие. Увеличение пашенных земель он предложил осуществлять за счет распашки целины, а также пытался доказать в своей работе необходимость ограничения ремесла и торговли.
В VI–VII вв. из разрозненных арабских племен начинает складываться государство, развиваются культура и идеология. В первой четверти VII в. мекканский купец Мухаммед создает “Коран” (“Чтение”). В этом произведении нашли отражение идеи раннего феодализма в арабских странах, касающиеся развития ремесла и торговли.
Крупнейшим мыслителем арабского Востока был Ибн Хальдун (1332–1406). Его жизнь была связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Он развил теорию общественного процесса в работе “Социальная физика”, в основе которой лежат социально- экономические факторы. Ибн Хальдун отметил, что люди пребывали в состоянии дикости. Человеческое общество проходит в своем развитии
2 этапа: примитивность и цивилизация. Они отличаются друг от друга по тому, “как люди добывают средства к существованию”.
На первом этапе человеческого общества развивается земледелие и скотоводство, а на втором – к ним добавляются ремесло, торговля ростовщичество, наука, искусство. Переход к цивилизации характеризуется производством избыточного продукта, который значительно превышает необходимый для жизнедеятельности продукт, т.е. появляются товары роскоши.
Переход от “примитивности” к “цивилизации” – это развитие отношений подчинения и господства, управления и исполнения. Управление требует подчинения, принуждения, и из этих отношений возникает неравенство (мульк – это “власть–владение”, это единство политического и экономического владения. Ибн Хальдун делил общество на “слои” и “классы”, каждый их которых определялся размером имущества, исследовал проблемы товарно-денежных отношений: цену и стоимость. На изменения цен влияет демографическая ситуация. С ростом города растут потребности в необходимом продукте и в товарах роскоши.
Рыночные цены изменяются в зависимости от размера пошлин, поборов и спроса.
В стоимость он включал стоимость сырого материала, средств труда, стоимость самого труда.
В товарном производстве велика роль денег. Деньги – это “…основа приобретения, накопления” и сокровищ. Деньги (золото и серебро) должны быть в обращении, и Ибн Хальдун выступал за то, чтобы они были полноценные, обличал тех, кто осуществлял порчу монет.
Господствующей формой идеологии в Западной Европе был католицизм. Все экономические идеи западно-европейского средневековья обличены в религиозно-этическую форму, принимающую богословское оформление, т.е. схоластику.
Представление об экономических идеях данного Средневековья
(VI–VIII вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков “Салическая Правда”, составленная в начале VI века Хлодвигом – королем франков (480–515).
Она защищала интересы общинного крестьянства, в ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франков.
Спустя три столетия экономические вопросы средневековья будут
освящены в “капитулярии о виллах” (закон о поместьях), изданном при Карле Великом. В нем нет упоминаний об общине. Монопольным владельцем вотчины был ее владелец. “Капитулярий” предписывал взимать оброки в натуральной форме, создать запасы, развивать в каждом хозяйстве ремесло, а излишки сельскохозяйственной продукции продавать на рынке. “Капитулярий” закрепил развитие крепостного права в Европе.
Экономическая мысль в период классического средневековья отразилась в работах канонистов. Канонисты утверждали, что институт частной собственности установлен Богом в наказание за людские грехи. Занятиями, угодными Богу, канонисты считали лишь земледелие и ремесло, осуждали ростовщичество и торговлю, которые ставили своей целью получение барыша. Экономические идеи канонистов получили развитие в учении итальянского богослова Фомы Аквинского (1225–1275), создавшего обширное сочинение “Сумма богословий” (“Сумма теологии”). Это сочинение широко используется Ватиканом. Фома Аквинский исследовал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, “справедливая” цена, процент, общественное разделение труда (лежит в основе деления общества на сословия), интеллектуальный и физический труд. “Справедливая” цена, по Аквинскому должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством “труда и издержек”. Во-вторых, “справедливой” является цена, обеспечивающая участникам обмена “пропитание” по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу. В цене должны учитываться затраты на хранение, доставку товара, страховку в случае возможных утрат. Таким образом, Аквинский пытался дать сословную трактовку цены. Деньги он считал “мерой материальной жизни в торговле и обороте”. Он понимал, что деньги обладают внутренней стоимостью и выступал против порчи монет.
Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как грешные явления.
Экономическая мысль Русского государства развивалось вместе с развитием общества. Важное место в этом развитии занимает “Русская Правда” – сборник постановлений и законов. Это своего рода кодекс гражданского права. Сохранилось несколько вариантов "Русской Правды". Она складывалась при Ярославе Мудром (978–1054), Владимире Мономахе (1053–1125), представляла собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, на землю, права взимать налоги, натуральные повинности. “Русская Правда” обрисовала основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – “княжие люди” (дружина князя), затем идут “люди” (свободные, обязаны платить дань князю), на нижней ступени – “холопы”, за которых отвечает их господин.
Тема 3. Меркантилизм – первая система экономических взглядов
Меркантилизм (от итал. – купец, торговец) – направление экономической политики, возникшее в XVI в., в эпоху великих географических открытий, развития торгового капитала. Последователи меркантилизма отражали интересы крупных торговых монополий. Одну из главных черт меркантилизма составило отождествление богатства с золотом и серебром, которые всегда являются деньгами. Меркантилизм прошел два этапа: ранний (XVI в.) и поздний (XVII в.). Для первого этапа была характерна концепция денежного баланса, а для позднего – идея “торгового баланса”. Каждый из этих этапов имеет определенные характерные черты. Так, для раннего меркантилизма были свойственны, во-первых, запрещение вывоза золота и серебра из страны; во-вторых, ограничение импорта товаров; в-третьих, вводилась система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).
На позднем этапе наиболее характерными чертами были:
во-первых, снятие жестких ограничений по вывозу денег и импорту товаров; во-вторых, введение системы монометаллизма; в-третьих, осуществление протекционистской экономической политики государства; в-четвертых, развитие мануфактурного производства и первоначальное накопление капитала.
Наиболее известными представителями меркантилизма в Англии были У. Стаффорд (1554–1612) и Т. Мэн (1571–1641). Уильям Стаффорд в книге “Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников”, вышедшей в 1581 г., развил концепцию монетаризма, высказал тревогу относительно "отлива" денег за границу. Задачу накопления денег (богатства) в казне государства он предлагал решить административными мерами, был противником вывоза сырой шерсти за границу, высказывался за расширение ее переработки и вывоза в виде сукна. Зрелый меркантилизм представлен двумя работами Томаса Мэна “Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией” (1621), где он выступает за вывоз монет для закупки необходимых продуктов.
В книге “Богатство Англии во внешней торговле, или баланс внешней торговли как регулятор нашего богатства” (1630) он считает вредной жесткую регламентацию денежного обращения, так как без вывоза денег невозможно развитие внешней торговли. С помощью активной внешней торговли можно привлечь деньги в казну. Он требовал отмены законов “об истрачивании” монет для иностранцев и запрещающих вывоз денег, потому что это способствовало сокращению спроса за границей на английские товары, а избыток денег в стране вел к росту цен на товары; выступал за развитие экспортного характера производства, открытие новых мануфактур.
Во Франции меркантилизм получил развитие в XVI–XVII вв. в трудах Антуана Монкретьена (1576–1621) “Трактат политической экономии” и Жана Батиста Кольбера (1619–1693) – министра финансов короля Людовика XIV. А. Монкретьен ввел в оборот термин “политическая экономия”, ратовал за расширение торговли, наиболее полезным сословием считал купцов, рекомендовал государству вмешиваться в экономику и осуществлять протекционистскую политику, советовал развивать мануфактуры и создавать ремесленные школы, повышать качество изделий, расширять национальную торговлю, вытесняя из нее иностранных купцов (он сравнивал их с насосами, выкачивающими из Франции богатство). Программа А. Монкретьена предусматривала развитие торговых компаний (Ост-Индские, Вест-Индские и пр.), частично отражала идеи монетаризма и концепцию торгового баланса.
Ж.Б. Кольбер выступал за развитие мануфактурного производства, для этого он вызвал иностранных мастеров, предоставлял ссуды и льготы мануфактуристам и торговцам. Ж.Б. Кольбер создал флот, получил должность морского министра, был основателем колониальных компаний. Но он пренебрегал интересами крестьянства, запретив вывоз хлеба из страны и создав условия для его ввоза, что привело к “узости” внутреннего рынка по сравнению с давней соперницей Франции – Англией. Французский меркантилизм стали называть кольбертизмом. Он не оставил после себя трактатов, но его взгляды были выражены в инструкциях и документах.
В XVII в. начинает формироваться всероссийский рынок, выделяется новый социальный слой – купцы, складывается разделение труда, развивается мануфактурное производство. Зарождение всероссийского рынка означало развитие торговых связей. В России возникли новые торговые центры, что способствовало становлению и развитию внешней торговли, появился собственный флот, была реорганизована финансовая система. Все это носило прогрессивный характер. Экономические воззрения того времени нашли свое отражение в мероприятиях государственного деятеля, боярина А.Л. Ордын-Нащокина (1605–1680).
Изданный им Новоторговый Устав в 1667 г. регулировал отечественную торговлю через механизм торговых пошлин. Новоторговый Устав пронизан идеями меркантилизма: привлечь и удерживать в казне "звонкую" монету, покровительствовать отечественной торговле и купечеству.
Работа Ю. Крижанича (1616–1683) “Думы политичны” направлена на защиту русской торговли от иностранцев, создание благоприятных условий как во внутренней, так и во внешней торговле. Ю. Крижанич считал необходимым и возможным развитие производительных сил в центральной части России и за Уралом.
Он наметил программу вхождения России в мировую экономику через развитие внешней торговли. Его проекты касались государственного переустройства, создания собственной промышленности. Работа “Думы политичны” была опубликована лишь в ХIХ в.
Россия значительно отставала от стран Западной Европы, поэтому ей нужны были коренные реформы. Проекты преобразования России были разработаны Петром I при участии И.Т. Посошкова (1652–1726).
И.Т. Посошков признавал возможность получения прибыли внутри страны, а не только за счет внешней торговли. В своей “Книге о скудости и богатстве” (1724) он изложил обширную программу экономического развития России. И.Т. Посошков доказывал необходимость проведения в России ряда экономических мероприятий, преследующих задачу покровительства развитию отечественной промышленности, торговли, сельского хозяйства, улучшению финансовой системы страны. Книга И.Т. Посошкова является не только экономической. В ней дается глубокий анализ жизни страны, ее недостатков. Он был сторонником монархии и вместе с тем критически относился к системе и методам управления. Его книга проникнута большой любовью к народу, верой в его великое будущее. Он стремился в ней устранить скудость и умножить богатства в России. Его меркантилизм отличается от западно-европейского тем, что богатство не отождествляется с деньгами.