Основные понятия истории экономических учений
Содержание понятия | Примеры | |
Экономическая мысль | Широкое понятие, включающее не только теоретические взгляды, но и такие смежные области, как история налогов, финансов, денег, форм управления и т.д. Выдающийся экономист Йозеф Шумпетер определял экономическую мысль как «совокупность всех мнений и пожеланий по экономическим вопросам (в особенности в области экономической политики), имеющих хождение в общественном сознании в данное время и в данном месте». | Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции и т.п. Русская экономическая мысль до начала советского периода; современная экономическая мысль |
Экономические учения | теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благами. Экономические учения моложе экономической мысли. | § Учение Аристотеля о соизмеримости – эквивалентности товаров по стоимости при обмене, свойствах товара, принципах распределения. § Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. § Учение К.Маркса об «органическом строении капитала», «цене производства», «абсолютной ренте», «законе капиталистичес-го накопления», «экстенсивном и интенсивном типах воспроизводства». |
Взгляды | это суждения, вытекающие из анализа экономических процессов, отражающие их сущность, характерные тенденции, взаимосвязи. Формы суждений и взглядов разнообразны: законы, принципы, постулаты, модели, формулы. Из системы взглядов формируются концепции, доктрины, теории. | § Взгляды А.Смита на роль и функции государства. § Экономические взгляды противников классической политической экономии |
Концепция | (от латинского conceptio – понимание) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. | § Протекционизм – концепция государственного участия в экономике. § Концепция внешней торговли в трудах меркантилистов. § Концепция развития национальных отраслей экономики России § Реформаторские концепции противников классической политической экономии |
Теория | Система научных принципов, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. В отличие от доктрины теория исходит не из заранее данных принципов, положений, постулатов, а прежде всего, из реальных фактов, событий, процессов. | § Теории международной торговли. § Теория эффективного спроса Дж.Кейнса. § Теории экономического цикла. |
Экономическая теория | основанное на фактах, аргументированное научное обобщение процессов в экономической жизни. | § Экономическая теория финансов. § Неоинституциональная экономическая теория § Экономическая теория прав собственности § Экономическая теория фирмы |
Доктрина | - совокупность постулатов, которые служат основой теории. Экономическая Д. способствует объяснению теории и осуществлению анализа экономических механизмов, отражает необходимость выбора между совокупностями основополагающих принципов, на основе которых может развиваться объяснительная теория. | § Фритредерство - доктрина свободной торговли в экономической теории. § Доктрина протекционизма (защиты отечественного производителя, национального рынка). § Отказ Дж.С. Милля от «доктрины рабочего фонда» |
Течения в экономической науке | Совокупность согласованных и устоявшихся (определившихся) взглядов, отражающих как основные, так и менее существенные, второстепенные положения. | § Социологическое, ортодоксальное, объективное и субъективное течение в англ. экономической науке. § Современная экономическая теория развивается, в основном, в рамках трех крупных течений, сложившихся в XIX—XX вв. Первое из них называется «неоклассическим», второе — «теорией регулируемого капитализма», третье — «институционализмом». |
Направление в экономической науке | Широкое понятие, не строго обозначенное единство взглядов и концепций. При выделении того или иного направления обычно выделяют какую-либо одну характерную черту, особенность, ведущую тенденцию в формировании и развитии экономических взглядов. | § Либеральное и консервативное направление, экономико-математическое направление. § Кейнсианское направление ставило в центр внимания проблемы макроэк., изучающей эк. как единое целое, как крупную систему. |
Научные школы | Содружества экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций) и методологии. Например, англо-американская школа использует методы формализации экономических процессов, признает в качестве одного из ведущих принципов способность рыночной экономики к саморегулированию. Оппозиционные школы – институциональная, неокейнсианская, марксизм и т.д. Научные школы часто именуются по названию или местоположению известного университета, научного центра (Лозаннская школа, Чикагская школа и др.), по географическому признаку (шведская, австрийская), по имени ученого, положившего начало новому подходу (кейнсианская, марксистская). Деление на школы и направления условно, т.к. в пределах одного направления может быть несколько школ. Позиции и взгляды многих ученых не остаются неизменными, эволюционируют. Современная неоклассическая теория – это не школа, а целое направление, включающее несколько школ (кейнсианцев, монетаристов, сторонников неоклассического синтеза и др.). | § Австрийская, Лозаннская школы маржинализма. § Неоклассическая школа. § Чикагская школа монетаризма. § Российская экономико-математическая школа. |
Научная революция | этап развития науки, когда одна парадигма меняется на другую. | § Смитианская революция в политической экономии. § Маржиналистская революция конца XIX в. § Кейнсианская революция в экономической науке. |
Парадигма | 1) Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного исторического периода дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений, т.е. это нормы и образцы научного мышления, приобретшие в данном научном сообществе характер традиции. Это определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают исследовательские задачи. 2) Это строго научная (базовая) теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности Также в парадигму нужно включать аксиомы, на основании которых строится вся научная теория. | § Парадигма классической политической экономии § Парадигма маржинализма § Парадигма кейнсианства |
Экономическая модель | упрощенное представление действительности, абстрактное обобщение, воплощенное в форме экономико-математической модели. Это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. | 1. Модель экономического кругооборота. 2. Модель экономического цикла. 3. Модели экономического роста. Например, согласно модели Солоу, прирост дохода будет зависеть от занятого капитала и труда.Эту зависимость можно представить формулой DY=F(DK; DL), DY - прирост дохода; DK - прирост капитала; DL - прирост труда. Модель роста для развивающихся стран – теория «большого скачка» (Р.Нурске, А.Хиршман и др.) |
Вопросы для самоконтроля
- Каков предмет курса «История экономических учений»?
- Чем полезен курс «История экономических учений»? Каково его место в системе экономических знаний?
- Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов?
- Назовите основные этапы становления экономической науки.
- Почему происходят научные революции? Кто автор этой концепции?
Литература:
1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Магистр, 2009, Введение.
[1] Орехов А.М. Методы экономических исследований. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М? 2006, с. 142.
[2] Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Мысль, 1983.
[3] Кун Т. Структура научных революций. М. 2002. с.17