Перечислите 10 ролей управленческого персонала по Г. Минцбергу и опишите, как с их помощью можно описать основные виды деятельности управленческого персонала
Большое внимание в своих исследованиях Минцберг уделяет содержанию деятельности менеджеров. Он отмечает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Деятельность менеджеров он описал при помощи 10 ролей:
1. Глава организации – эта роль связана с выполнением рутинных функций правового, социального, представительского характера. Это могут быть, например декан факультета именно он в торжественной обстановке вручает студентам дипломы, представитель фирмы участвующий в передачи благотворительной помощи, музеям, больницам, школам и т.д., именно с этим человеком связывают организацию в целом и все победы и неудачи.
2. Лидер – этот руководитель несет ответственность за мотивацию, активизацию, концентрацию подчиненных на достижении целей компании. Лидер отвечает за набор и подготовку работников, контролирует выполнения функций работниками. Собственно говоря эта роль и охватывает все управленческие действия с участием подчиненных.
3. Связной – эта роль предполагает выполнения и поддержания хорошихмежличностных отношений за пределами организации. Основной ролью связного является переписка и ведения совещаний на другой стороне, другая работа с внешними организациями и людьми.
Фигуры отвечающие за информационное обеспечение:
1. Приемник информации – я назову их «ищейки», люди которые всегда чувствуют информационный голод, они собирают информацию об конкурентах, информируют о новинках, информируют об изменениях происходящих за пределами компании. К непосредственным обязанностям относят обработку почты, обработка контактов связанных с приходом новой информации, ознакомительные поездки.
2. Распространители информации – осуществляют оперативное расспостранение информации нужным отделам, полученной из внешних источников, или от сотрудников. Основная задача, рассылка почты, составления отчетов для общественности, передача полезной информации, личные контакты или беседы с той же целью.
3. Представитель – выражение за пределами организации ёё официальной точки зрения, ответы на вопросы прессы. Участие в брифингах, пресс конференциях, разговоры в прессе и т.д.
Роли связанные с принятием решений:
1. Предприниматель– эта роль является самой ведущей в любой организации, ведь именно от эффективной работы этих ролей и зависит улучшения в развитии компании. Эти роли менеджмента изыскивают возможности внутри компании, разрабатывают и запускают проекты и контролируют их исполнения.
2. Устранители нарушений – следят за дисциплиной выполнения и корректируют действия в момент, когда организация оказывается в “аврале”, или неприятных отношениях или перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого курса. Поскольку отклонения происходят быстро и самое ужасное неожиданно, то здесь этим ролям менеджмента дается приоритет перед другими ролями. От действий этой роли зависит сиюминутная постановка целей и быстрое их выполнение. Основной задачей этих ролей есть обеспечение функции оперативного управления.
3. Распределители ресурсов – ответственные за распределение всех ресурсов компании. Поскольку все организации действуют в условиях ограниченных ресурсов, то как раз эта роль и занимается этим процессом. К ресурсам можно отнести деньги, люди, время, материалы и т.д.
4. Переговорщик – роль менеджера связанная с постоянной необходимостью торговаться с представителями других организаций или отдельными людьми для отстаивания интересов собственной компании или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы вопросы выполнения работы, ресурсов, целей, разных условий продаж или покупок, влияющих на организацию, от имени которой выступает менеджер.
88. В чем особенности мотивации менеджера в его трудовой деятельности? Что значит быть эффективным руководителем по правилам П. Друкера?
Мотивация– это органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом последнего являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации Анализируя все теории мотивации, можно использовать для мотивации людей в своей команде можно следующие методы: установление норм человеческих отношений с подчиненными. (менеджер должен не подчеркивать своего превосходства, а добиться уважения поступками), расширьте участия работников в принятии управленческих решений, стимулируйте творческий подход работников к работе, учитывайте наличие индивидуальных различий людей, распределяйте рабочие задания с учетом способностей и квалификацией персонала, умело используйте цели, следите за тем, чтобы цели воспринимались служащими как достижения, вознаграждайте служащих в индивидуальном порядке, основывайте вознаграждение на показателях эффективности работы, проверяйте справедливость применяемой системы поощрение, не игнорируйте материальное поощрение.
Питер Ф. Друкер - Сформулировал задачи менеджмента в XXI веке с учетом глобальных проблем, с которыми столкнется мировая экономика и все человечество. Развивает теории управления через действие работников умственного труда.
Принципы современного менеджмента, сформулированные Питером Друкером:
8. Менеджмент призван объединить людей и их усилия в общую цель;
9. Менеджмент должен учитывать традиции, обычаи и прочее конкретных обществ;
10. Менеджмент призван сплотить работников предприятия;
11. Развитие способностей и возможностей их проявления работниками;
12. Любое предприятие должно строиться на коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности;
13. Для оценки эффективности менеджмента требуются разнообразные средства;
14. Результаты менеджмента достигаются вне самого предприятия.