Цели, задачи и функции предприятия в рыночной экономике

Предпр-ие — это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для произв-ва продукции, выполн. работ и оказания услуг с целью удовлетвор. обществ.потребностей и получ. прибыли. Предпр-ие как юрид. лицо — это предпр-ие (организация, фирма, концерн), отвечающее определ. признакам, установленным законодат-вом страны. К числу признаков отн-ся: наличие своего имущ-ва; самостоят. имуществ.ответ-сть; право осущ-ть от своего имени иные дозволенные законом действия и т.д. Цель деят-ти предпр-ия – удовлетворение обществ.потребностей и получ. прибыли. Совр. предпр-ие – слож. организац. структура. В условиях рыноч. эк-ки возрастает значение 3 осн. направлений организации промыш. предпр-ия: 1. науч. организаци произв-ваимеет целью создание оптимал. технико-технологич. сист. на пр-тии. Это надежно и эффективно функционирующее производств. оборудование и технология, упорядочен. технико-организац. взаимосвязи работников. 2. науч. организации труда – построение здоровых формал. отнош. в коллективе работников. Она вкл-ет сист. мер по созданию усл. для высокопроизводит., эффектив. творч. труда. Но возможности науч. организации труда ограничены технико-технологич. состоянием предпр-ия, его финанс. и эконом-ми активами. 3. науч. организац управления – это сист. технич., эконом. и гуманитар. ср-в, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материал.и челов. подсистемы предпр-ия. Она способствует их взаимодействию в целях достижение наилучшего материально – технич. и эк эффекта. Прибль пр-тия становиться целью функционир и главным резултатом деят-ти пр-тия. Орг-ия в своем стремленни повыстит прибыль обладает 4-мя степенями свобод: 1)установален цен; 2)формирован затрат; 3)выбором номенклатуры и ассортимена продукции; 4) формиров объемов продукции. Обеспеч получ прибыли пр-тие м/т только в том случае, если наращивается объемы реализации, кот. в свою очередь зависят от работ по маркетингу, повышен кач-ва выпуск продукц и от уровня издержек на продукции Организация произ-ва – это совокупность методов, обеспечивающ наиболее целесообразное соединение и использ во времени и пространстве средств, предметов трдуа и самого труда в целях эффектвного ведения произ-енных проц и в целом предпринимате деятельности.Характер и структура произ-ва зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа произ-ва, применяемых орудий, предметов труда и технологич процессов. Правильно организован произ-во строится на след основ принципах:1)специализац произ-ва – это сосредоточен выпуска конструктивно и технологически подобной продукции массового спроса.2)пропорциональность – сочетание произв-х мщностией всех подразделений произ-ва. Она позвол выпускать прод-цию в нужных кол-вах, номенкл-ре, ассорт-те и комплектности в усановлен сроки 3)параллельность – одновременное выполнение операций и стадий произв-го проц-са.Этот принцип позволяет создать широкий фронт работ по изгот-юконкрет продукта4)неперывность орг-ции произ-ва – одна операция следует за др без перерывов во t внутри смены, м/у сменами, внутри операции и м/у операц-ми 5)прямоточность – рациональная орг-я преремещения прод-ции в процессе пр-ва. Обеспечивает кротчайший путь движения изд-я от дного этапа изготовлен к послед6)ритмичность – выпуск прод-ции в равные промежутки t одинакового или возрастающего кол-ва повторяющих изделий. Произ-ный проц, построен на основе соблюд вышеназван приципов, считается рациональным.В совр. усл. п/д многими отечествен. предприятиями стоят др. цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предпр-ий считают, что для них осн. задачей на этом этапе явл-ся реализация продукции, возможность выплаты з/п работникам предпр-ия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для рос. эк скоро пройдет, предпр-ия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыноч. эк-ке, обратят больше внимания на использование таких прогрессив. обществ. форм организации произв-ва, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование произв-ва.

1.Структура нац эк: сферы, сектора, отрасли и виды эк деятельности

Структура нац эк-ки характериз кол соотношения между ее сферами, секторами, отраслями (видами эк деятельности).Нац эк — это единый комплекс взаимосвязан отраслей (видов эк деятельности), сформированных в результате общественного разделения труда, НТ развития, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.В структурном плане нац эк можно рассмотреть с точки зрения правовой, отраслевой и пространственной организации. В правовом плане нац эк — это совокупность организаций, имеющих статус юр лица (коммерч и некоммерч организации). В отраслевом плане при анализе нац эк используются такие понятия, как сфера, сектор, отрасль, вид экономич деятельности. Подразделение нац эк на сферы осуществляется с точки зр участия их в формировании ВВП и нац-го дохода. В соответствии с этим вся нац эк делится на 2 сферы: 1.Сфера материального производства - совокупность отраслей и видов эк деятельности, создающих материал блага или выполняющ фун-и, явл продолжением процесса производства в сфере обращения. Делится на 3 элемента:первичная (часть эк-ки, связанной с добычей сырья,растениеводством, животноводством);промышленная (часть эк, относящ к производству промежуточного продукта — материалов, комплектующих, машин и оборудования);конечного продукта (часть эк, где произво предметы потребления).2. Непроизводственная сфера объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения: образование; здравоохранение и соц услуги; деятельность по предоставл коммунальных, соц и персональных услуг и др.. Сектором нац эк - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зр целей, функций, выполн ими в эк процессе, поведения и методов финансирования затрат на производство.По форме собственности: государственный и частный.По системе нац счетов (СНС) в отечественной экономике: нефинансовых пр-тий (коммерч. пр-ия занятые производоств продукции для получ. прибыли и некомерч – детсады);финансовых учреждений (банки,);Гос-ых учреждений(органы законодат, исполн, судебной власти, а также соц. обеспечения); домашних хозяйств;некоммерческих организаций, обслужив домашние хозяйства;сектор «остальной мир».Отрасль (вид эк деятельности) - совокупн пр-тий и организац, д/ кот характер общность сферы деятелнос, выпуск продукц, технолог произ-ва, использ сырья, осн фондов и проф навыков работ.Национальная экономика для целей анализа и статистических сопоставлений подразделяется на сферы, секторы, отрасли Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)Он заменяет Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

7. Факторы развития организации. Роль инновационно-инвестиционных факторов.В совр.условиях бурного НТразвития успешная деятельность организации невозможна без инноваций и инвестиций. Рынок постоянно выдвигает требования не только колич., но и кач. преобразований. их можно осуществить используя самую передовую технику и технологию, развивая научно-исследовательскую базу в обеспечении высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.Инновации - разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Инвестиции – это денеж.ср-ва, целевые банковские вклады,акции и др.ценные бумаги, оборудование, любое др.имущество или имущественные права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и др.видов деятельности в целях получения прибыли и достижения полож.соц. эффекта. Различают технологические инновации, продукт-инновация и процесс-инновация. Инвестиции подразделяются на реальные (капиталообразующие) и финансовые, прямые и портфельные. В области инновационной деят-ти организ. (предпр.) ставят перед собой задачи: выпуск нового продукта; освоение новых, прогрессивных технологий и методов управления; реструктизации, т.е.замены старой организационной структуры на новую; новой логистики финансовых потоков и др. Инновационная деятельность включает не только собственно инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынка сбытов товаров, их потребительских свойств, новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и др. видов услуг. Инн.деят. может осуществляться не только локально на любом из этапов иннов. Процессов, но и вне их путем приобретения патентов, лицензий, ноу-хау ит.д. В области инвестиционной деят-ти орг.(предпр.) определяют наиболее эффективные направления инвестирования и формы инвестиционных вложений. Они ставят перед собой задачи определения оптимальных объемов, структуры, направлений капитальн.вложений, роста осн. Капитала (осн.фондов), их обновления на основе новейших достижений науки и техники и в итоге, на на основании всего этого-задачи разработки и освоения новых усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Факторы делятся на 1)внутренние 2)внешнии

Наши рекомендации