Международная торговля в условиях глобализации
Тема 1. Торговля в международном бизнесе.
1. Международная торговля в условиях глобализации
2. Влияние мирового экономического кризиса на тенденции мировой торговли
Международная торговля в условиях глобализации
Опережение темпов роста международной торговли по сравнению с международным производством — устойчивая тенденция в последние десятилетия. В 2000 г. объем мировой торговли достиг чрезвычайного роста (12,4 %), а рост мирового ВВП увеличился на 4,5 %. Однако 2001 г. внес неожиданные изменения в эту долгосрочную тенденцию. Объем мировой торговли в этом году увеличился менее чем на 1 %. Это наименьший показатель за последние 20 лет 1.
Можно выделить три причины значительного роста международной торговли в 2000 г.
Первая. Устойчивый экономический рост в крупнейшей мировой державе — США, в том числе увеличение американского импорта на 19 % в 2000 г. Для сравнения: экспорт США вырос на 11,5 % за тот же период. Как результат, в 2000 г. торговый дефицит США достиг 900 млрд долл., составив 4,5 % от ВВП США.
Вторая.Продолжающееся восстановление экономик азиатских стран после финансового кризиса 1997—1998 гг. Объем азиатского импорта и экспорта увеличился соответственно на 23,5 и 18,5 % в течение 2000 г. Азиатский экспорт вырос значительно за счет спроса в США на информационные технологии, многие из которых были произведены на Тайване и в Корее 2.
Третья.Продолжающийся быстрый экономический рост в Китае и увеличение объемов его торговли более чем на 1/3 в 2000 г.
Япония также продемонстрировала рост объема в международной торговле более чем на 20 % за тот же период 3.
Значительное падение объемов международной торговли в 2001 г. связано со следующими взаимосвязанными причинами:
Ø Резкое уменьшение объемов торговли продуктами информационных технологий, причиной которого явилось сокращение так называемой «дутой экономики» («bubble economy»), которая превалировала в США во второй половине 90 гг. В этот период хорошо финансируемые продажи телекоммуникационных услуг от розничных продавцов к новым провайдерам выросли более чем на 1 трлн долл. Большая часть этих денег была инвестирована в продукцию информационных технологий, продаваемую на международных рынках, включая программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, компьютерные комплектующие. Это привело к взрывному спросу на данную продукцию и увеличению объемов международной торговли в 1999—2000 гг. Однако к 2001 г. многие из этих предприятий обнаружили, что данные модели в бизнесе перестали работать, что привело к многочисленным уходам из этой сферы деятельности. По мере того как «дутая экономика» сокращалась, спрос на продукцию информационных технологий уменьшался, способствуя тем самым снижению, с одной стороны, темпов мирового экономического роста, с другой — сокращению объемов международной торговли.
Ø Значительное уменьшение темпов экономического роста трех крупнейших мировых экономик — США, Японии и стран Европейского союза. Если в 2000 г. имел место рост мировой экономики на 4 %, то в 2001 г. темпы роста упали до 1,3 %, что сопровождалось одновременным вхождением крупнейшей экономики мира — США в стадию рецессии во второй половине 2001 г. Это вызвало значительное уменьшение темпов экономического роста глобальной экономики и глобальной торговли.
Ø Сокращение потребительского спроса в США, которое могло бы быть кратковременным и постепенно смениться ростом, как считают некоторые эксперты, если бы не усугубился террористическими атаками в сентябре 2001 г. в США. И корпорации, и потребители в США до сих пор обременены последствиями этого, которые могут существенно затормозить экономическое развитие крупнейшей национальной экономики как в плане краткосрочного, так и среднесрочного периода.
Ø Несмотря на снижение ряда показателей в 2001 г., тенденция к расширению объемов международной торговли все также имеет место. Глобальная торговля по-прежнему будет увеличиваться быстрее, чем глобальный продукт. Это означает, что национальные экономики все больше будут зависеть друг от друга. Глобализация ускоряет создание глобальных рынков и глобальных производств, постепенно заменяя ими национальные рынки и национальные производственные системы.