Работа складов общего пользования

Склады общего пользования предназначены только для краткосроч­ного хранения грузов, как правило, на срок не более 15 дней; они осу­ществляют прием, хранение и выдачу грузов. Кроме того, на складах общего пользования могут выполняться различные вспомогательные операции, связанные с хранением товаров на складе (подгруппировка и укрупнение отдельных партий, устранение неисправностей тары, сортировка и подсушка грузов и т. д.).

Принимают грузы на склады общего пользования, как правило, на основании договоров, заключаемых автотранспортными органи­зациями с грузовладельцами.

В договорах обусловливаются:

• качество и род грузов, принимаемых на хранение;

• порядок приема грузов на склад;

• условия и предельные сроки хранения грузов;

• предельные нормы единовременного завоза и вывоза грузов, характер операций, выполняемых на складе;

, • порядок выдачи грузов со склада;

• порядок и условия расчетов за хранение;

• порядок реализации невостребованных и не вывезенных своевре­менно грузов;

• ответственность сторон за выполнение условий договоров и сохран­ность грузов.

Для выполнения вспомогательных операций между владельцами и автотранспортными организациями заключаются особые соглашения. Склады общего пользования не принимают на хранение огнеопасные, взрывоопасные, едкие, отравляющие и скоропортящиеся грузы.

Принимают грузы на склад по внешнему осмотру без вскрытия тары, по весу брутто или числу мест. Наименование грузов указывает-

2.1. Работа складов общего пользования

ся грузовладельцем в соответствии с сопроводительными документа­ми к грузу (накладная, счет-фактура). Клиент несет ответственность за правильность данных о грузе, указанных в документах.

В подтверждение приема грузов на склад грузовладельцу выдается складская квитанция, которая является основанием для получения груза со склада. Один экземпляр квитанции остается на складе.

Хранение грузов на складах должно быть организовано таким обра­зом, чтобы обеспечить наиболее полное использование складских пло­щадей, сохранность грузов, максимальные удобства при выполнении операций по приему, выдаче, группировке, учету и погрузке-выгрузке

грузов.

Наиболее полное использование площади склада достигается при­менением штабельного или стеллажного способа хранения.

Для обеспечения сохранности грузов нужно размещать их на скла­де с учетом их естественных и специфических свойств. Так, грузы, которые подвергаются порче от сырости (мука, сахар, табак, ткани и т. д.), необходимо укладывать на деревянные настилы, приподнятые над уровнем пола складского помещения. Нельзя хранить грузы, из­дающие запахи или выделяющие пыль, вместе с грузами, впитыва­ющими посторонние запахи или пыль.

Грузы нельзя укладывать вплотную к стенам склада. При штабельном способе хранения необходимо предусматривать между штабелями вен­тиляционные интервалы шириной 15-25 см для циркуляции воздуха.

Чтобы обеспечить максимальные удобства для выполнения склад­ских операций, нужно отдельно хранить и укладывать в особые штабе­ли каждую партию груза, принятую по отдельной складской квитан­ции, и не допускать смешивания этой партии с другими партиями однородного груза. При этом на каждый штабель или каждую ячейку стеллажа должен быть прикреплен складской ярлык с указанием но­мера складской квитанции.

Ценные грузы должны быть размещены в таких местах складского помещения, где они всегда находились бы под надзором. Тяжеловес­ные грузы и грузы, принятые на короткие сроки хранения,, должны храниться ближе к выходу.

Грузовладелец имеет право в период хранения груза на складе осмотреть груз со вскрытием тары, причем все расходы, связанные со вскрытием тары и последующей упаковкой груза, относятся на счет грузовладельца.

Автотранспортная организация, которой принадлежит склад, несет ответственность перед грузовладельцами за целость и сохранность

принятых на хранение грузов с момента приема на склад до момента выдачи со склада, за исключением случаев:

• недостачи в весе груза в пределах установленных норм естествен­ной убыли;

• порчи и изменения качества груза, вызванных свойствами само­го груза;

• порчи и повреждения груза, вызванных стихийными бедствиями. Грузы сдаются на хранение на определенный срок, установленный

условиями договора. Если этот срок истек и грузовладелец не востре­бовал свой груз, то склад вправе его реализовать в установленном за­коном порядке.

Выдают груз со склада после оплаты грузовладельцем всех причи­тающихся с него сумм. Груз со склада может выдаваться либо отдель­ными частями, либо всей партией полностью. Для получения груза со склада необходимо предъявить складскую квитанцию и доверенность грузовладельца. При выдаче груза отдельными частями склад делает отметку об этом в обоих экземплярах складской квитанции. При вы­даче груза полностью или при выдаче последней части партии груза складская квитанция забирается у грузовладельца. При получении груза со склада представитель грузовладельца, на имя которого выпи­сана доверенность, расписывается в экземпляре складской квитанции, находящемся на складе.

Плата за хранение грузов на складах взимается согласно установ­ленным тарифам. Тарифная плата установлена за прием грузов на склад и выдачу грузов со склада (не включая расходов на погрузку-разгрузку) с каждой тонны груза брутто и за хранение грузов на скла­де за каждую тонну брутто в сутки в зависимости от вида склада — закрытое помещение или открытая площадка.

Величина тарифной платы зависит от вида склада, количества груза и продолжительности срока хранения. При определении общей суммы платы за хранение неполные сутки считаются за полные, как правило, вес до 0,5 т не оплачивается, а свыше 0,5 т считается полной тонной. Если партия груза отпускается со склада в несколько при­емов, то плата за хранение взимается со всей партии до дня оконча­тельного отпуска.

Если грузы хранятся на складе сверх установленного договором срока хранения, то грузовладелец уплачивает, помимо установленной тарифной платы за хранение, дополнительную плату с каждой тонны груза за каждый просроченный день.

Наши рекомендации