Экономические последствия безработицы
№25.
Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты) и безработица (низкий уровень производства и занятости).
Циклы могут вызываться сдвигом совокупного предложения. Наиболее известный случай — нефтяной шок 1970-х гг., приведший к росту мировых цен почти в 10 раз. Благоприятный шок предложения имел место в США в 1992—1993 гг. в результате необычно большого прироста производительности труда, стимулированного процессом разукрупнения предприятий и широким использованием информационных технологий.
Цикл можно разделить на два периода: нисходящий (падение производства) и восходящий (рост производства). Поскольку экономические подъемы и спады, составляющие суть экономического цикла, играют ключевую роль в колебаниях экономической (деловой) активности, экономисты именуют такие циклы деловыми.
При более внимательном рассмотрении экономический цикл представляет собой единый процесс, последовательно проходящий через четыре фазы: подъём (экспансию), спад (кризис), депрессию, оживление.
Фаза экспансии начинается активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом — периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и процентная ставка очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком, все названные показатели достигают максимального значения.
Неизбежное следствие бума — поворот в развитии цикла, когда рост производства сменяется его спадом. Это свидетельствует о наступлении фазы кризиса. Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства. Сокращаются производственные инвестиции, и, следовательно, падает спрос на рабочую силу. Это означает рост безработицы, сокращение продолжительности рабочей недели. Падает спрос на сырье, а затем и предложение сырья. Наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижаются процентные ставки. Наконец, если спад глубокий и продолжительный, происходит снижение или замедление роста товарных цен.
В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку цикла, называемую впадиной, и начинается оживление. При нем движение всех экономических показателей меняет направление, доход и занятость вновь начинают расти. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.
Главной фазой цикла является кризис (спад производства), поскольку он представляет собой механизм разрушения старых пропорций, создающий условия для будущего развития производства. Свою «очистительную» функцию кризис выполняет с помощью механизма цен. В фазе кризиса снижаются товарные цены на устаревшую продукцию, падают процентные ставки, курсы акций, понижается прибыль компаний, а многие из них несут убытки, что вызывает волну банкротств.
Кризис - это резкое нарушение существующего равновесия, вследствие нараставших диспропорций экономических показателей. На этом промежутке возникает снижение совокупного спроса и, как следствие, избыточное предложение. Так как спрос сокращается, возникают проблемы с реализацией готовой продукции, и увеличивается безработица. Происходит сокращение всех экономических показателей. Все виды доходов, в том числе заработная плата, инвестиции, прибыль, а также цены начинают снижаться быстрыми темпами. Из-за парализованного капитала, хранившегося в виде нереализованного товара, возникает острый недостаток денежных средств для оплаты постоянных издержек, поэтому быстро растет плата за кредит - ставка ссудного процента. Курсы акций и облигаций, а также других ценных бумаг начинают снижаться, поэтому наступает волна банкротства и массового закрытия предприятий. Кризис завершается с наступлением депрессии.
Поскольку производство товаров переходит границу, поставленную узкими рамками платёжеспособного спроса населения, экономический кризис приобретает характер всеобщего перепроизводства товаров и перенакопления капитала. Он завершает один капиталистический цикл и расчищает почву для следующего путём выправления нарушенных пропорций между накоплением капитала и потреблением, производством средств производства и производством предметов потребления. Экономический кризис резко обостряет классовые противоречия, поскольку вся тяжесть приносимых ими бедствий падает главным образом на плечи трудящихся. Это вызывает усиление классовой борьбы, в ходе которой растет самосознание рабочего класса, его организованность и сплочённость.
Так же экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным потерям для общества, поскольку во время них простаивает значительная часть производственного аппарата, и теряют работу сотни тысяч и даже миллионы трудящихся. Сроки наступления, глубина и продолжительность экономического кризиса зависят, прежде всего, от степени нарушений основных пропорций воспроизводства во время экономических подъёмов. Но, кроме того, кризисы способны самогенерироваться, поскольку в ходе их происходит обычно падение покупательной способности трудящихся (из-за роста безработицы и сокращения рабочего времени), что ещё больше осложняет условия реализации товаров и препятствует восстановлению временного равновесия между накоплением капитала и потреблением.
Хотя причина экономических кризисов единая, каждый кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На их течении сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.
Экономический кризис является одной из фаз цикла, и он тоже может быть классифицирован по нескольким признакам:
1) По характеру нарушения пропорций воспроизводства выделяются два вида:
· Кризис перепроизводства товаров, - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.
· Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.
2) По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах кризисы принято разделять на общие (кризисы, охватывающие всё национальное хозяйство) и частичные (кризисы, охватывающие какую-либо одну сферу или отрасль экономики).
3) По регулярности нарушения равновесия в экономике кризисы делят на:
· Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени.
· Промежуточные не дают начала полного делового цикла и прерываются на каком-то этапе; являются менее глубокими и менее продолжительными.
· Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.
Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них - разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Нередко большие излишки товаров варварски уничтожались.
Другая сторона -оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика помогает обновление основного капитала (машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной. В итоге кризис очищает рыночную экономику от всех слабых фирм.
№26.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.
Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.
Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России остро обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость легко может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.
Безработица – это сложное социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного или же экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
В целом безработица обусловлена состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.
В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:
1. безработица – следствие слишком высокой заработной платы;
2. (кейнсианское) низкий спрос на рабочую силу;
3. негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара – рабочей силы.
Экономические последствия безработицы
Отрицательные:
· Обесценивание последствий обучения.
· Сокращение производства.
· Затраты на помощь безработным.
· Утрата квалификации.
· Снижение жизненного уровня.
· Недопроизводство национального дохода.
· Снижение налоговых поступлений.
Положительные:
· Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
· Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
· Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
· Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, %.
№27.
Денежное обращение - это непрерывное движение денег, при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.
Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг, уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода а пользу определенных социальных групп.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ.
1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности.
2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным.
3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. В некоторых случаях применяется специальный термин инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.
ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег.
ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ:
1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к взлету цен.
2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.).
В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляции весьма сложно. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы, а инфляция издержек сама себя ограничивает: из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек.
ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или несколько более процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%.
2.Голопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудно управляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными цифрами (до 100% в год).
3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.
№28.
Государство является нерыночным экономическим агентом, принимающим решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и перераспределению частных благ среди членов общества.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно было решить на базе частной собственности. Появилась потребность малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; многочисленные отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Государственное регулирование включает следующие функции:
· Регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
· Формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
· Выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации – собственно регулирование социально-экономических процессов.
Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса. (Это, в частности, объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими.) Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран.
№29.
Финансы - это экономические отношения в сфере образования, распределения и использования целевых денежных фондов.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Выделяются следующие финансовые отношения.
1.Отношения «государство – предприятия» по поводу:
- платежей предприятий государству в форме налогов, арендных и рентных
платежей, пошлин, процентов за государственные кредиты и т.д.;
- государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов и т.д. предприятиям.
2. Отношения «государство – население» по поводу:
- налогов государству (подоходных, на собственность, на наследство и т.д.),
платежей за государственные услуги, социальное и имущественное страхование и т.д.;
- социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны государства.
3. Отношения «предприятия – население» по поводу:
- выплат заработной платы, пособий, социальных выплат, страховых сумм, кредитов;
- процентных, арендных и рентных платежей, страховых взносов, погашений взятых ранее займов.
4. Отношения «государство – государство» по поводу:
- перечислений из местных финансовых органов в центральные бюджеты;
- дотаций, субсидий, субвенции из центрального бюджета в местные.
5. Отношения «предприятия – предприятия» по поводу:
- платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг;
- выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.
6. Отношения «население – население» по поводу:
- возврата долгов, предоставления денег в долг, передачи средств по наследству, дарений и т.д.
Частью финансовой системы являются финансовые рынки как совокупность отношений купли-продажи финансовых средств в целях финансирования инвестиций и государственного бюджета. К этим рынкам относятся главным образом фондовые рынки.
Главными элементами финансовой системы РФ являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды, а также включаются финансы предприятий и организаций.
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политики - обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. обеспечить выполнение государством своих основных функций.
Финансовая политика на уровне субъектов Федерации ограничивается бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации принимают участие в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации.
Ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль над функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране.
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.
№30.
Современная кредитная система развитых зарубежных стран состоит из следующих основных звеньев:
1) центрального банка, государственных или полугосударственных банков;
2) банковской системы: коммерческих банков, сберегательных банков, инвестиционных банков, ипотечных банков, специализированных торговых банков;
3) специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений: страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний, финансовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов.
В связи с образованием в 1991 г. Российской Федерации как самостоятельного государства в России стала формироваться новая структура кредитной системы. В настоящее время она складывается из следующих двух уровней: 1-й уровень – Центральный банк Российской Федерации, 2-й уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Таким образом, кредитная система включает Банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
Банк России является юридическим лицом, однако не регистрируется в налоговых органах. Как юридическое лицо он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, но получение прибыли не является целью его деятельности. Банк самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависит от органов государственного управления экономикой, однако подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Основными целями Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Важнейшими инструментами реализации денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика.
2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Посредством изменения норматива резервных средств Банк России регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
3) Операции на открытом рынке, под которыми понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг. Они считаются наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что активные операции на открытом рынке с целью регулирования кредитных отношений невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг. Для создания этой заинтересованности уровень дохода по ним должен быть не ниже дохода от основных активных операций.
4) Рефинансирование банков, т.е. кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают финансовые трудности. В этой ситуации Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции, или банка банков.
5) Валютное регулирование, т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В настоящее время проводится политика плавающего валютного курса, т.е. Банк России устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании результатов торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Банк России отказался от практики проведения массированных валютных интервенций и ограничил круг задач, решаемых при помощи данного инструмента.
6) Прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских позиций.
Причем Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики, только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой для основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, которые представляются ежегодно не позднее 1 декабря в Государственную Думу.
Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Банка России по выполнению им общегосударственных задач. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и в ослаблении инфляционных процессов.
Центральный банк определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений.
Таким образом, государство является основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне.
№31.
В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения:
1. Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».
2. Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).
3. Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
4. Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».
В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются. Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума. Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты
Социальная защита — это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества ( капитала ).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
№32.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики.
Факторы становления и развития международного разделения труда:
1. Природно-географические различия стран;
2. Научно-технический прогресс;
3. Различия в уровнях экономического и научно-технического развития стран;
4. Тип хозяйствования и характер внешнеэкономических связей страны;
5. Экономическая экспансия транснациональных корпораций;
6. Развитие процессов региональной экономической интеграции.
Виды международного разделения труда:
1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные;
2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.). Оно связано с предметной специализацией;
3. единичное МРТ — разделение труда внутри одного предприятия. При этом предприятие трактуется широко — как цикл создания законченного товара.
4. обмен информационными технологиями - обмен технологиями через современные информационные сети.
Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах. разделение труда.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.
Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.
По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки.
№33.
Главной движущей силой современного процесса глобализации мировой экономики стали транснациональные корпорации (ТНК), накладывающие внутрикорпорационное разделение труда на традиционное разделение труда между государствами. Сердцевиной процесса глобализации является формирующееся международное производство, т.е. производство товаров и услуг, контролируемое и управляемое фирмами, штаб-квартиры которых находятся за пределами принимающих стран. Это международное производство под общим контролем ТНК (головные фирмы и филиалы) в настоящее время составляют около 25% общемирового, из которого около 1/3 расположено в принимающих странах.
Научный прогресс в информационной технологии реализовал для многих ТНК потенциальную возможность осуществлять и эффективно координировать отдельные функции, размещенные в разных странах мира. Получаемый в конечном итоге продукт - это комплексный «пакет» исходных материалов, произведенных во многих местах, собранных в странах базирования либо поступающих на продажу в этих странах или в любом другом месте земного шара. Все более теряет смысл обозначение «Сделано в той или другой стране». Скорее здесь требуется вместо страны поставить наименование фирмы. Как следствие, меняется и характер между народных экономических отношений. Если ранее они рассматривались как преимущественно отношения между государствами на базе сравнительных преимуществ или наделенности факторами производства, то теперь на первый план выступают конкурентные преимущества ТНК.
В свете этих изменений современные МЭО приобретают все более интегрированный характер. Особенно это относится к таким формам МЭО как внешняя торговля, вывоз капитала в форме прямых зарубежных инвестиций и передача технологии. В конкурентных стратегиях корпораций они используются как альтернативные инструменты получения конкурентного преимущества. Выбор этого инструмента зависит от многих факторов в каждой конкретной ситуации.
Итак, можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику.
1. ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
2. ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах. Это означает, что современные ТНК способны влиять на уровень экономического развития целых регионов.
3. ТНК играют огромную роль в разработке новейших видов продукции, создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах.
4. Международные корпорации являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ. Тем самым создается международный; рынок труда, для которого характерны процессы конвергенции профессиональной подготовки персонала.
Таким образом, ТНК являются движущей силой нескольких ключевых процессов современной мировой экономики. Они оказывают положительное влияние на экономики различных стран и регионов, способствуют в них развитию производственных, научных и технологических связей между предприятиями. ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.
№34.
Международные валютные отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы.
Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны. Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.
Основными элементами международной валютной системы являются:
· национальные и коллективные резервные валютные единицы;
· состав и структура международных ликвидных активов;
· механизм валютных паритетов и курсов;
· условия взаимной обратимости валют;
· формы международных расчетов;
· режим международных валютных рынков и мировых рынков золота;
· межгосударственные организации, регулирующие валютно-финансовые отношения (МВФ, МБРР и др.).
Международная валютная система включает и комплекс международно-договорных и государственных правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.
Главная задача международной валютной системы - регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. МВС является одним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение.
Валютные рынки представляют собой центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Национальные валютные рынки существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. По мере развития национальных рынков и их взаимных связей сложился единый мировой валютный рынок. Он включает в себя мировые, региональные, национальные (местные) валютные рынки. Эти рынки различаются по объемам, характеру валютных операций и количеству валют, участвующих в операциях. Мировые валютные рынки концентрируются в мировых финансовых центрах (МФЦ).
Для современных валютных рынков свойственны следующие особенности:
1.Преобладание трансграничных операций в общей массе заключаемых сделок, на которые приходится от половины до трех четвертей ежедневного объема валютных сделок крупнейших центров.
2.Масштабные объемы операций. По этому параметру валютный рынок резко выделяется среди других мировых рынков. Так, общий ежесуточный объем международных валютных oпeраций в середине 90-х годов достиг 1 трлн. 230 млрд. долларов. По объему операций валютные рынки превосходят среднегодовые обороты как финансовых, так и нефинансовых рынков, составляя, по некоторым оценкам, от 200 до 250 трлн. долл. США.
3. Глобальный охват участников. Валютный рынок является единственным по настоящему глобальным рынком. Сделки на нем совершаются по большинству торгуемых валют, в любое время и в течение 24 часов в сутки. Волна валютных сделок поднимается на Дальнем Востоке и странах Юго-Восточной Азии (Токио, Сингапур, Сянгаи), затем перемещается в Европу (Лондон) и завершается в США (Нью-Йорк).
4. Высокая концентрация валютных сделок. Около 2/3 сделок приходится на банки, 20% - на иные финансовые институты (компании дилеры по ценным бумагам, инвестиционные, паевые фонды и др.) и 16% - на нефинансовые учреждения (включая отдельных крупных спекулянтов). При этом для банковского сектора характерен высокий уровень концентрации. В середине 90-х годов, например, в Нью-Йорке через 20 банков проходило 70% оборота валютных сделок рынка, а в Лондоне - 68%.
Валютные рынки характеризуются унификацией валютных операций, широкими масштабами спекулятивных сделок.
Валютные рынки обеспечивают оперативное осуществление международных расчетов, взаимосвязь мировых валютных рынков с кредитными и финансовыми рынками. С помощью валютных рынков пополняются валютные резервы банков, предприятий, государства. Механизм валютных рынков используется для государственного регулирования экономики, в том числе на макроуровне в рамках группы стран (например, ЕС).
С институциональной точки зрения валютные рынки - это совокупность бирж, брокерских фирм, банков, разного рода фондов, корпораций.
Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
Формы валютного курса:
· Колеблющийся — свободно меняется под влиянием спроса и предложения и основан на использовании рыночного механизма.
· Плавающий (англ. Floating exchange rate) — разновидность валютного курса, который колеблется, что обусловлено использованием механизма валютного регулирования. Так, для ограничения резких колебаний курсов национальных валют, которые вызывают неприятные последствия валютно-финансовых и экономических отношений, страны, вошедшие в Европейскую валютную систему, ввели в практику согласование относительных взаимных колебаний валютного курса.
· Фиксированный (англ. Fixed exchange-rate system) — официально установленное отношение между национальными валютами, основанное на определенных в законодательном порядке валютных паритетах. Он допускает закрепление содержания национальных денежных единиц непосредственно в золоте или долларах США при строгом ограничении колебаний рыночных курсов валют в оговоренных границах (порядка одного процента).