Раздел 4 Рынки несовершенной конкуренции

Тема 10. Теория монополии

1. При каких обстоятельствах фирма будет обладать монопольной властью?

2. Если монополии нежелательны, как, кажется, считают все, почему правительства так часто стараются защитить определенных продавцов от конкуренции, которая бы возникла, ели бы в отрасль вошли дополнительные производители?

3. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?

4. При каких обстоятельствах установление верхнего предела цены может привести к росту предлагаемого количества товара на рынке, который обслуживается монополией?

5. Исходя из предположения о неизменных издержках, объясните, почему прирост цены, произошедшей из-за налогообложения монополии, вероятно, окажется меньше, чем тот, который был бы, если бы отрасль, продающая товар, была бы полностью конкурентной?

6. Допустим, фирма полностью монополизировала производство какого-либо товара. Следующая информация отражает положение фирмы:

MR = 1000 - 20Q

TR = 1000Q - 10Q²

MC = 100 + 10Q

где - Q - объем выпуска, Р - цена за единицу товара. Сколько единиц товара будет продано и по какой цене если:

a) фирма функционирует как чистая монополия?

b) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции?

7. В таблице представлена карта спроса на двух рынках, монополизированных одной монополией. Предположим, что ATC = MC = $4 при любом объеме производства. Используя эту информацию, ответьте на следующие вопросы:

Цена
Объем спроса
Объем спроса

a) допустим, что монополия не осуществляет ценовую дискриминацию. Постройте графики рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии;

b) основываясь на предыдущем допущении, определите объем выпускакоторый дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли;

допустим теперь, что монополия проводит политику ценовой дискриминации, сегментируя рынок. Постройте графики спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии на рынках А и В;

c) Определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополии на каждом рынке;

d) а сколько больше прибыли получает монополия, осуществляя ценовуюдискриминацию?

8. Функция общих затрат монополиста: TC = 100 + 3Q, где Q - количество единиц продукта, производимое в месяц. Функция спроса на продукцию монополиста: P = 200 - Q, где Р - цена продукта. Если монополист выпускает 20 единиц продукции в месяц, то чему равен его общий доход?

9. В таблице представлена информация об издержках и доходах некоторой фирмы:

Q TVC TC AC MC P TR MR
     
       
         
         
         
         
         

a) заполните таблицу недостающими данными;

b) каковы постоянные издержки фирмы?

c) при каких значениях Р и Q прибыль фирмы максимальна?

d) эластичный или нет спрос в диапазоне рассматриваемых цен?

e) на каком рынке функционирует данная фирма? Почему?

10. Покажите, каким образом установленный для монополии верхний предел цены может привести к приросту выпуска продукции, а не к его сокращению?

11. Критически оцените т объясните следующие утверждения:

a) «Так как монополисты могут контролировать цену продукта, они всегда обеспечены прибыльным производством, просто назначая наивысшую цену, которую потребителя будут платить»;

b) «Чистый монополист стремится к объему производства, который принесет наибольшую прибыль на единицу продукции»;

c) «Избыток цены над предельными издержками является рыночным способом сигнализации о потребности в большем производстве продукции»;

d) «Чем более прибыльна фирма, тем больше ее монопольная сила»;

e) «Монополист осуществляет ценовую политику, а конкурентный продавец - нет»;

f) «Что касается распределения ресурсов, интересы продавца и общества совпадают на чисто конкурентном рынке, но вступают в противоречие на монополизированном рынке».

Наши рекомендации