Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении
Лекция 3. Антикризисное управление
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и сущность антикризисного управления.
2. Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении.
3. Антикризисное государственное регулирование.
Понятие и сущность антикризисного управления
Постепенное вхождение нашей страны в зону кризисного развития, реформирование экономических процессов, приватизация, дефолт, проблема неплатежей и долгое время недостаточное внимание к данной проблеме со стороны региональных и федеральных органов управления спровоцировали обострение кризиса в экономике России. Сложившаяся ситуация привела значительную часть предприятий всех отраслей в убыточное состояние, характеризующееся низким уровнем конкурентоспособности, неликвидностью активов, слабой платежеспособностью, низкой рентабельностью производства. Выводом предприятий из данного состояния является разработка и реализация мер и инструментов, называемых в практике антикризисным управлением.
Антикризисное управление включает в себя использование важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их в единую систему, охватывающую диагностику, предупреждение, нейтрализацию и преодоление кризиса.
Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в двух значениях: широком и узком смысле.
В широком смыслеантикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики (микро-, мезо-, макро- и мегауровнях).
В узком смыслеантикризисное управление – это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности, причем обычно в судебном порядке.
Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный, стабильный характер. Это может быть достигнуто путем ускоренных, действенных реакций, на изменения как внешней, так и внутренней среды, реализуемых посредством заранее разработанных альтернативных вариантов программ мероприятий, предусматривающих различные действия в зависимости от той или иной сложившейся ситуации.
Управленческие школы менеджмента в антикризисном управлении
Процесс принятия решений и собственно сами решения относительно сложившихся кризисных явлений (либо событий) должны определяться в зависимости от конкретных ситуаций с учетом сохранения базовых характеристик организации, например, структура фондов, персонал, профиль деятельности, основные виды производимой продукции и пр. При этом при разработке антикризисных мероприятий следует учитывать факт наличия в классическом менеджменте ряда школ, исследования которых могут оказать существенную помощь в прогнозировании вариантов развития событий, в управлении персоналом в условиях кризиса, при анализе ситуации, а их методики – в выработке и реализации управленческих решений, направленных на локализацию кризиса,
Основные управленческие школы менеджмента:
– операционно-административная;
– школа человеческих отношений и поведения;
– количественная;
– системно-ситуационная;
– школа организационной культуры;
– процессуальная школа.
Рассмотрим основные направления этих школ и их применимость в антикризисном управлении.
Операционно-административная школабазируется на теории управления операциями и теории администрирования. Основоположниками школы принято считать Ф. Тейлора и А. Файоля. В переработке их теории к антикризисному управлению Р.А. Попов определил ряд следующих направлений:
– все действия должны быть согласованы и подчинены главной задаче – выходу из кризиса;
– посредством сплочения трудового коллектива, обеспечения сотрудничества управляющих и рабочих создать корпоративный дух на предприятии (даже путем уступок отдельных требований выдвинутых рядовым составом);
– с целью повышения эффективности производства, в условиях ограниченности (дефицита) ресурсов, создать условия для повышения производительности труда;
– необходим научный подход к анализу динамических процессов, к составлению перспективной модели и разработке механизмов по ее исполнению;
– разделить функции с целью устранения дублирования действий и сосредоточить группы работников на тех функциях, с которыми они справляются наиболее успешно;
– обеспечить справедливость в действиях руководства и разработать системы поощрений;
– обеспечить общее единоначалие и наделить менеджеров четкими полномочиями и конкретной ответственностью за результаты работы;
– обеспечить поддержание и ужесточение дисциплины на всех уровнях;
– достичь стабилизации внутренней среды, посредством сохранения неизменности рабочих мест и отказа от частых перемещений работников.
Основные направления школы человеческих отношений и поведения базируются на личностных и психологических качествах человека. Первые исследования этих факторов в процессе производства были связаны с работой Г. Мюнстерберга, затем исследования в этой области были продолжены Мэйо, Ретлисбергером и рядом ученых, которые на основе многолетних исследований (1927–1939) на заводе телеграфных аппаратов в г. Хоторне штата Иллинойс сформулировали «систему человеческих отношений».
При разработке антикризисных мероприятий согласно концепции школы человеческих отношений и поведения выделяются следующие направления:
– осуществлять индивидуальный подход к каждому члену коллектива, с тем, чтобы придать ему устойчивость и определить его функции в стабилизации обстановки;
– менеджерам необходимо уделять повышенное внимание к личным проблемам подчиненных, так как нерешенные личные проблемы отвлекают членов коллектива от своих обязанностей;
– нейтрализовать неформальные группы, так как они могут оказывать неблагоприятное влияние как на коллектив в целом, так и на отдельные его звенья;
– сформировать систему внутрифирменной информации, корпоративный дух;
– осуществлять выбор менеджеров, способных снять острые проблемы в коллективе и создать благоприятный климат.
Продолжением человеческих отношений явились исследования в области поведенческих проявлений в процессе трудовой деятельности.
Психологические взаимоотношения в коллективе и поведенческие проявления являются основой психологического поля организации, которое реагирует на изменение внутренней и внешней среды и участвует в достижении поставленных целей. Естественно, если предприятие находятся в кризисной ситуации, то его психологическое поле будет напряженным, а уровень психологической устойчивости слабым. Поэтому в данной ситуации задача антикризисных менеджеров ослабить напряженность и повысить психологическую устойчивость в коллективе.
Количественная школа сформировалась в 50–60-х годах ХХ в. в результате развития экономико-математического моделирования. Основоположниками школы принято считать таких ученых, как Леонтьев, Марч, Саймон, Канторович, Шаталин, Петракова и др.
Очень ценной для антикризисного управления оказалась имеющаяся в рамках данной школы способность достаточно быстро выполнять операции по принятию решений, оценки кризисной ситуации, а также в предоставлении большого количества вариантов решения конкретной проблемы и вариантов развития предприятия.
К приемам количественной школы в применении к антикризисному управлению относят: экономико-математический анализ, экономико-математическое моделирование, методы количественных измерений, разделение процесса разработки решений на серию последовательных шагов. Применение приемов количественной школы предполагает использование компьютерной техники и АСУ, позволяющие максимально быстро обработать информацию и сделать выбор из предложенных оптимальных управленческих решений наиболее приемлемый для конкретной ситуации.
Системно-ситуационная школапредставляет совокупность двух подходов системного и ситуационного.
Суть системного подхода заключается в том, что этот подход предлагает рассматривать все элементы организации (предприятия) в виде целостной системы, в которую могут быть включены различные подразделения производственные, маркетинговые, финансовые и прочие. Ситуационный подход является базовым по таким направлениям, как оценка состояния кризиса на предприятии, прогнозирование развития событий, разработка эффективных решений, т. е. требуется учет складывающихся ситуаций (обстоятельств), что особенно важно в организациях находящихся в состоянии стресса или кризиса.
Системно-ситуационный подход в антикризисном управлении предполагает осуществление мониторинга внутренней и внешней среды фирмы, экспресс-анализа состояния системы, составление прогнозов развития ситуации и разработку многовариантных управленческих решений, адекватных ее изменению.
Школа организационной культурызародилась в Японии 80–90-х гг. ХХ в. «Организационная культура» по представлению приверженцев и последователей школы есть совокупность доминирующих в коллективе ценностей, убеждений, установок, а также общий моральный климат, которые помогают членам коллектива понять назначение организации в целом, механизм ее функционирования и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следования им. Школа «организационной культуры» базируется:
– на усилении демократических начал в управлении (демократизация);
– усилении внимания к техническому уровню производства (технологизация);
– придание управлению международного характера и выравнивание национальных различий в менеджменте (интернационализация).
Школа организационной культуры проявляется в систематическом обучении персонала специальным, общетехническим и экономическим знаниям, в привитии повышенной организованности, маневренности, умении самостоятельно ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах, результаты которых в последствии должны выступить основой в антикризисном управлении.
Процессуальная школа самая молодая школа антикризисного управления. Она не имеет пока твердых научных позиций в менеджменте. Следовательно, с течением времени отдельные направления этой школы будут пересмотрены либо устранены, другие включены, но уже сегодня можно сказать, что суть процессуального подхода в том, что управление в целом рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. В антикризисном управлении в рамках процессуальной школы предполагается опираться на следующие принципы:
– программно-целевое построение всей управленческой деятельности;
– инновативность в планировании антикризисных мероприятий и функционировании управленческого персонала;
– стратегическое мышление управляющих;
– инициаторское отношение менеджеров к решению проблем;
– повышенную ответственность за принятые решения.
Представленные школы менеджмента, несмотря на то что имеют различные направления и тенденции отражают основные факторы, на которые следует обратить внимание при разработке антикризисных мер по выводу предприятия из кризисной ситуации.