Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической теории
Люди всегда должны выбирать, куда направить имеющиеся ресурсы, как их распределить. Поэтому экономическую теорию, которая изучает деятельность людей в условиях редкости ресурсов, еще называют теорией выборов людей, использующих ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей. Основными видами экономических выборов являются ответы на следующие вопросы:
1. Какие товары следует производить?
2. Как их следует производить?
3. Кто и какую работу должен выполнять?
4. Для кого предназначены результаты этой работы?
Таким образом, предметом экономической теории являются проблемы использования ограниченных экономических ресурсов в процессе производства экономических благ, их распределения и обмена в целях максимального удовлетворения потребностей человека.
Первый вопрос: какие товары следует производить? Эта проблема возникает вследствие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Какие потребности следует удовлетворить в первую очередь? Какие - во вторую? Так же этот вопрос возникает, потому что из имеющихся ресурсов можно производить различные виды продуктов. На этот вопрос можно ответить при помощи границы производственных возможностей, которая показывает, что и в каком количество можно производить, обладая определенным количеством ресурсов. Кроме этого, на этот вопрос можно ответить, исследуя потребительские предпочтения.
Второй вопрос: как следует производить товары?Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Поэтому при ответе на вопрос «как производить» экономисты используют понятие технологии. С точки зрения экономической теории, технология – это различные способы сочетания факторов производства для выпуска какого либо продукта
Новые способы использования ресурсов включают в себя новые технологии, новые формы организации труда, новые пути удовлетворения потребностей в результате развития предпринимательства.
Третий вопрос: кто и какую работу должен выполнять?
Этот вопрос связан с общественным разделением труда, которое в свою очередь обусловливает кооперацию труда.
Разделением труда называется специализация людей на выполнении какой-либо одной операции или на изготовлении одного продукта труда. Разделение труда может быть обусловлено природными возможностями человека - это естественное разделение труда. Например, разделение труда между женщинами и мужчинами, между детьми и взрослыми.
Развитие производительных сил вызвало необходимость в общественном разделении труда внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества представляет собой систему отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта. Разделение труда внутри предприятия идет по цехам, рабочим местам, между рабочими и инженерно-техническими работниками, управляющим звеном.
Под кооперацией труда понимается такая деятельность людей, когда в одних и тех же или связанных между собой процессах труда участвует много людей. Существует прямая связь между уровнем специализации и кооперации. Чем более специализировано производство, тем выше степень кооперации труда. Кооперация труда характеризуется тремя факторами. Это совместная работа, обучение в процессе деятельности, выявление и применение сравнительного преимущества.
Под сравнительным преимуществом понимается способность выполнять работу с относительно меньшей альтернативной стоимостью.
Например, Елена и Маша подрядились шить носовые платки. Елена быстрее кроит материал по сравнению с Машей. Зато Маша меньше времени затрачивает на обработку скроенного материала на швейной машине. За один и тот же период времени Елена может скроить 50 платков, то Маша только 30. За то же время Елена может обработать на машине лишь 10 платков, а Маша 20.
То есть альтернативная стоимость кройки платков у Елены меньше, чем у Маши. Следовательно, Елена обладает сравнительным преимуществом по отношению к Маше в крое. Зато у Маши меньшая альтернативная стоимость при обработке платков на машине: если она будет шить, то не скроит 20 платков, если Елена будет шить - не будет скроено 50 платков (табл.2).
Таблица 2
Сравнительные преимущества в выполнении работы
Выполняемая работа | Количество | Альтернативная работа | Количество |
Елена кроит платки | Елена обрабатывает платки на машине | ||
Маша кроит платки | Маша обрабатывает платки на машине |
То есть, Маша обладает сравнительным преимуществом в швейной обработке. В соответствие с принципом сравнительного преимущества Елена должна в основном кроить, а Маша - шить. Тогда общие затраты рабочего времени у них будут минимальными и при такой кооперации труда они сделают наибольшее количество носовых платков.
4. Четвертый вопрос: длякого производить товары?Иначе говоря, как должна распределяться произведенная продукция между членами общества? Принципы распределения могут строиться с двух позиций: с позиции эффективности распределения и с позиции справедливости распределения.
Эффективность в распределении продуктов труда - это такая ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Эффективность в распределении существующих благ может быть улучшена путем обмена продуктами труда, то есть в результате действия рыночного механизма спроса и предложения. До тех пор пока обмен существующих благ позволяет более полно удовлетворять желания одних людей, не нанося ущерба удовлетворению желаний других людей, эффективность в распределении может быть улучшена.
Но не всегда эффективное распределение благ может считаться справедливым. К справедливости в распределении существует несколько подходов. Одни люди рассматривает справедливость как равенство в получении каких-то благ. Равенство в распределении основывается на том, что все люди принадлежат к человеческой цивилизации и в этом отношении они все равны.
Выдвигается несколько вариантов распределения, основанных на принципе равенства.
1. Весь доход и богатство общества должны распределяться поровну. Этот принцип распределения осуществлялся в первобытной общине, когда продуктов труда не хватало и, чтобы выжить, они распределялись поровну.
2. Каждый человек должен иметь право на минимально необходимый уровень доходов, а излишек сверх этого уровня должен распределяться по другим стандартам.
3. Определенные блага (например, пища, услуги здравоохранения, образования, жилища) должны распределяться поровну, а остальные нет.
Другой подход к справедливости распределения основывается на представлении, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Так, в социалистическом обществе считается справедливым механизм, основанный на принципе распределения по труду. При этом механизме распределения создаваемые общественные фонды потребления давали возможность всем членам общества получать бесплатные услуги здравоохранения, образования, культуры, все же остальные блага в основном должны были распределяться через систему заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.
В рыночной экономики справедливым считается механизм распределения, основанный на охране права частной собственности.
Производство, распределение, обмен и потребление
В результате общественного производства создается общественный продукт. В своем движении общественный продукт проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее - материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, эти блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. В натуральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Это не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это - воспроизводство.
Обмен способствует увеличению богатства общества. Эта идея не всегда являлась общепризнанной. Так, физиократы считали производительным только труд в сельскохозяйственном производстве. А. Смит и Д.Рикардо считали производительным и труд в сфере промышленности. К.Маркс считал производительными только отрасли материального производства и всячески подчеркивал непроизводительный характер обмена: в этой сфере человеческой деятельности ничего не создается, происходит только смена денежной формы стоимости на товарную и наоборот. В связи с этим неоклассики задают вопрос: а правомерно ли вообще говорить о том, что человек создает материальные предметы как таковые? А.Маршалл поясняет эту мысль следующим образом: все, что человек может сделать с физической природой - это либо перестроить (комбинировать) материальные предметы так, чтобы сделать их более полезными, например, соединить куски дерева и сделать стол, либо расположить материальные предметы так, чтобы природа сделала их более полезными (посеять зерна и получить колосья пшеницы). В подтверждение своих рассуждений А.Маршалл ссылается на философа Ф.Бэкона: «В действительности человек не может ничего другого, как только соединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя» Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства (конечных товаров и услуг в рыночном хозяйстве). Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма, а не по чьему-либо личному указанию.
Потребление можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, по выражению А.Маршалла. Поскольку в процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности, постольку потребление характеризуется как отрицательное производство. Потребление можно подразделить на два типа - личное потребление и производственное, или производительное потребление. Первый тип потребления осуществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение всегда остаются индивидуализированным процессом, если, конечно, не рассматривать тоталитарные режимы и казарменные порядки, в которых властные структуры стремились в принципе свести к минимуму какие-либо индивидуальные акты и решения. Вместе с тем существует ряд благ, которые по своей природе предполагают общественное, коллективное потребление: театральные постановки, кинопросмотры, футбольные матчи и т.п. С развитием новых электронных средств информации и этот тип благ становится возможным потреблять в индивидуальном порядке.
Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых полезностей. В сущности, процесс производства есть не что иное, как процесс производительного потребления.
Простое и расширенное воспроизводство. Экономическая эффективность (Парето-эффективность)
Простое воспроизводство - это процесс, при котором воспроизводство возобновляется из года в год в неизменных размерах. Расширенное воспроизводство - это возобновление производства во все увеличивающихся размерах.
Результатом расширенного воспроизводства становится все возрастающая масса общественного продукта. Однако для общества небезразлично, ценой каких затрат оно получает конкретный общественный продукт
Важнейшая категория экономической науки - эффективность. Экономическая эффективность - несколько иной показатель. Эта категория используется для оценки результативности всего общественного производства. С точки зрения всего народного хозяйства эффективным будет считаться такое состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. Точнее это положение может быть сформулировано следующим образом: экономическая эффективность хозяйственной системы - это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. (Парето-эффективность).
Важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах является категория экономического роста. Экономический рост - количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей.
Принято различать экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.
В первом случае увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала, земли. При этом технологическая база производства остается неизменной.
При интенсивном типе роста главное - повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др. может оставаться неизменным. Главное здесь - совершенствование технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ = , где ПТ - производительность труда, П - созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т - затраты единицы труда (например, человеко-час).