Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства
В условиях рыночных отношений существенно возросли роль и значение правового обеспечения предпринимательской деятельности. Юридическое обслуживание предпринимателей является в настоящий момент престижной и разноплановой - основанной на применении норм различных отраслей законодательства - деятельностью. К юристам, обеспечивающим функционирование хозяйствующих субъектов, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования, вытекающие из необходимости наличия комплексных знаний и навыков в различных отраслях материального и процессуального права.
Под правовой работой в сфере предпринимательства следует понимать систему мер по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Надо отметить, что обслуживание предпринимательской деятельности является лишь частью правовой работы в народном хозяйстве, поскольку последняя включает обеспечение не только предпринимательской деятельности непосредственно, но и создание правовой инфраструктуры всей хозяйственной жизни, включая, например, работу юристов в публично-правовых образованиях (органах государственной власти и управления, муниципальных образованиях), направленную на создание условий развития бизнеса. Предметом рассмотрения этой главы является правовая работа непосредственно в сфере предпринимательства, связанная с обслуживанием субъектов предпринимательской деятельности.
Основными задачами правовой работы в сфере предпринимательства является обеспечение соблюдения законности в деятельности хозяйствующего субъекта при реализации его целей, в том числе цели извлечения прибыли; защита его прав и законных интересов при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, контрагентами по договорам, с собственником имущества (в том числе для хозяйственного общества - с акционерами или участниками), работниками и другими субъектами, вступающими во взаимодействие с этим субъектом предпринимательской деятельности. В рамках общих задач правовая работа в сфере предпринимательства обеспечивает поддержание корпоративной культуры организации, защиту правовыми средствами имущества субъектов предпринимательской деятельности организации, наличие договорной дисциплины в отрасли, регионе, стране в целом. Именно поэтому обеспечение предпринимателей различных организационно-правовых форм квалифицированными юридическими кадрами является общегосударственной задачей.
Существуют различные формы правового обеспечения предпринимательской деятельности, из которых наиболее распространенной по-прежнему остается наличие в организационно-управленческой структуре хозяйствующего субъекта юридической службы (департамента, отдела, бюро, юрисконсульта - в зависимости от объема и сложности выполняемой работы). Наряду с этим предприниматели могут заключать договоры на обслуживание с адвокатами, организованными в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(934) в адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации; с организациями, осуществляющими юридическое обслуживание других организаций и граждан; с юристами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в правовой сфере. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в рамках возложенных на них задач осуществляют органы нотариата.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Закон об адвокатской деятельности, заменивший давно устаревшее Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.*(935) Новый Закон воплотил стремления его разработчиков к повышению роли и значения адвокатской деятельности. Согласно этому Закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими в установленном порядке статус адвоката. Для приобретения статуса адвоката необходимо иметь соответствующее образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (или пройти стажировку), сдать квалификационный экзамен и принести присягу адвоката, текст которой содержится в Законе (ст.13)*(936). Адвокат, по мысли законодателя, является независимым советником по правовым вопросам; сама адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокатура действует на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия адвокатов.
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, представляющего собой договор на оказание юридической помощи доверителю или назначенному им лицу. Адвокат может выступать в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном производстве, в качестве как представителя, так и защитника доверителя - в уголовном производстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представлять интересы доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления.
Следует заметить, что Закон об адвокатской деятельности в совокупности с положениями ст.59 АПК РФ несколько потеснил другие формы организации правовой работы в сфере предпринимательства - имеется в виду индивидуальная юридическая деятельность и функционирование организаций, специализирующихся на оказании правовых услуг. Теперь представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты*(937), за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом. Юридические фирмы и юристы - предприниматели, таким образом, в настоящее время могут заниматься консалтингом, разрабатывать договоры, вести переговоры, оказывать другую юридическую помощь клиентам, но не имеют права участвовать в судебных процессах.
Ограничена сфера деятельности адвокатов иностранного государства: они могут оказывать юридическую помощь на территории России только по вопросам права данного государства и только после регистрации федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (п.4, 5, 6 ст.2 Закона об адвокатской деятельности).
Целью законодательных нововведений является стремление к улучшению качества оказываемых услуг, повышению ответственности за результаты правовой помощи. Адвокаты находятся под контролем корпорации адвокатов, подчиняются выработанным ею правилам деловой этики. Новые подходы законодателя не вызвали единодушной положительной оценки юридического сообщества, в том числе из-за поспешности введения указанных норм и неготовности большинства юридических фирм и юристов - индивидуальных предпринимателей приобрести статус адвоката в короткий период времени, что повлекло за собой, как минимум, потерю клиентуры. При этом наличие собственного юриста или юридической службы в структуре организации позволило предпринимателям не беспокоиться по поводу прокомментированного положения.
Среди специалистов отсутствует единый подход и по вопросу о необходимости лицензирования юридической деятельности. Заметим, что юридические услуги не являются лицензируемым видом деятельности с момента принятия Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(938), в соответствии с которым из перечня лицензируемых видов деятельности были исключены юридические услуги. 20 мая 1999 г. постановлением Правительства РФ*(939) было признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 344 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг"*(940). Ныне действующий Закон о лицензировании в перечне видов деятельности, при осуществлении которых необходимо лицензирование, не содержит указания на юридические услуги, оказываемые организациям и гражданам. Одни специалисты считают, что такое положение дел нельзя считать оптимальным. По их мнению, юридическое обслуживание - деятельность, требующая специальных знаний и навыков, наличие которых подлежит обязательной проверке, тем более что организации, оказывающие юридические услуги, крайне сложно привлечь к ответственности за ненадлежащее правовое обслуживание, а государственное лицензирование этого вида деятельности могло бы оградить потенциальных клиентов от некачественных услуг квазиюристов.
Другие так же справедливо полагают, что конъюнктура рынка правовых услуг является самым надежным критерием качества юридического обслуживания, который действует независимо от лицензирования и других форм контроля со стороны государственных органов*(941).