Закон убывающей предельной полезности. Формула равновесия потребителя
Кривая рыночного спроса равна сумме спроса всех покупателей по горизонтали, по каждой данной цене. Одним из важнейших факторов, влияющих на положение кривой рыночного спроса на графике, является доход потребителя, который определяет его уро-вень потребления .
Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила названиезакона убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Иными словами, по мере роста потребления общая полезность увеличивается, но темпы этого роста все время снижаются, то есть предельная полезность (дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной, новой единицы товара) будет сокращаться.
Сумма предельных полезностей равна общей полезности. Измерить полезность можно с помощью денег. Товар, который стоит вдвое дороже, должен принести вдвое больше предельной полезности, то есть предельная полезность товара строго пропорциональна его цене. Обозначим предельную полезность МU (Marginal utility) – польза.
- это предельная полезность тенге для каждого товара, получаемая потребителем, тратящим свои деньги на данный товар.
Закон равных предельных полезностей на денежную единицу- потребление каждого товара продолжается до того момента, пока предельная полезность на доллар (тенге), истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности на доллар (тенге), израсходованный на другой товар. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия.
На основе данного равенства можно сформулировать правило максимизации полезности,котороегласит, что индивидуальный потребитель достигает потреби-тельского равновесия при таком наборе товаров, когда предельные полезности в расчете на единицу стоимости товаров одинаковы для всех потребляемых товаров.
Важна лишь относительная величина предельной полезности, то есть предельная полезность на доллар (тенге). Если товары неделимы, то и в этом случае условие равенства не соблюдается.
Понятие убывающей предельной полезности объясняет закон постепенного убывания спроса.
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
- Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.
- выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
- поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
- потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;
- на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
- при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
Модель, которая объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют их шкалы спроса на все товары и услуги называется экономической мо-делью потребительского выбора.Онапредставляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Изложенная выше модель поведения потребителя является простейшей моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.
3.3 Бюджетное ограничение. Кривая безразличия. Равновесие потребителя на графике.
Бюджетное ограничение.
По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора.
Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве.
Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.
Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.
В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.
Расходы на товар Х + расходы на товар Y = доход.
Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде линии бюджетного ограничения. Линия, на которой расположены точки соответствующие всевозможным наборам товаров, которые могут быть приобретенным при данном доходе и фиксированных ценах, называется бюджетной линией
На рис. 3.1. потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечен товар Х, а по вертикальной оси товар У.
Рис. 3.1
Бюджетную линию можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если потребитель предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одного товара Х будут равны двум товарам Y.
3.3.2Кривая безразличия. Равновесие потребителя на графике.
В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.
Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
Мы подошли к главному вопросу теории потребительского выбора. Чем руководствуется потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В чем состоит правило максимизации полезности?
Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.
MUx/ Px = MUy/ Py (2)
Все точки на кривой безразличия показывают разные комбинации товаров, но для потребителя все равно, какую комбинацию товаров он получит, все точки кривой безразличия имеют равное количество совокупной полезности.
Под арифметической крутизной кривой безразличия понимается отношение отрезка по вертикали (ординаты) к отрезку по горизонтали (абсциссы) в выбранной точке.
Линия бюджетного ограничения пересекает кривые безразличия И1, И2 и лишь касается кривой безразличия И3 в точке В. Это и есть наивысшая кривая, которую он может достичь. В этой точке крутизна кривой безразличия равна крутизне линии бюджетного ограничения. Если линия бюджетного ограничения пересекает кривые безразличия, следовательно, она стремится к более высоким кривым безразличия. Точка В является точкой потребительского равновесия. Или определение равновесного положения потребителя, называется еще выбором потребителя.
Таким образом, набор товаров, максимизирующий суммарную полезность потребителя при данном бюджетном ограничении, называетсяравновесным положением потреби-теля.
Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.
MUx/ MUy=Px/ Py (3)
Потребительское поведение не меняется, если происходит одновременное изменение всех цен и дохода. (4)
Для потребительского поведения первостепенную важность имеют относительные цены и реальные доходы.
Список рекомендуемой литературы:
1.Гальперин В.Н. и др. «Микроэкономика», СПб, 1999г
2..Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики», учеб., М., 2003г
3.«Микро- и макроэкономика: практический подход», учебн., под ред. Грязновой А.Г., М., 2004г